Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования пенсионного обеспечения граждан по инвалидности
1.1 Понятие, сущность и признаки пенсии по инвалидности
1.2 Структура и виды пенсий по инвалидности
1.3 Лица имеющие право на назначение и выплату пенсии по инвалидности
Глава 2. Анализ и перспективы правового регулирования пенсионного обеспечения граждан по инвалидности
2.1 Анализ оснований и условий назначения пенсии по инвалидности
2.2 Анализ правового регулирования расчетов перерасчетов и индексации пенсии по инвалидности
Глава 3. Общая характеристика отдельных видов пенсий по инвалидности
3.1 Правовая характеристика трудовой пенсии по инвалидности
3.2 Правовая характеристика социальной пенсии по инвалидности
3.3 Правовая характеристика пенсии по государственному пенсионному обеспечению инвалидов
Заключение
Библиография
Приложение
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что пенсия по инвалидности – наиболее “ранний” вид пенсионного обеспечения как в нашей стране, так и в других странах. Минздравсоцразвития обеспокоен: ежегодно количество инвалидов увеличивается на 1 млн. человек, сейчас пенсию по инвалидности получает почти каждый десятый россиянин. А к 2016 г. количество инвалидов превысит 15 млн. человек.[1] Ведомство считает такую ситуацию недопустимой: это — в терминах Минздрава – уже вопрос национальной безопасности.
В настоящий момент практически каждый пятый житель Российской Федерации находится в возрасте старше трудоспособного, каждый пятый. Проблема пенсий по инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения по ряду причин. Во-первых, доля нетрудоспособного населения, а также численность лиц, впервые признанных инвалидами в России значительно возросла с момента проведения первых реформ социальной сферы в начале 90-х. В связи с прогнозируемым старением населения можно ожидать, что доля нетрудоспособного населения будет продолжать увеличиваться. Во-вторых, социальное обеспечение представляется чрезвычайно важным с точки зрения государственного бюджета и фискальной политики, учитывая, что в условиях реализуемых реформ системы социальной защиты пенсии по инвалидности продолжают в значительной степени финансироваться на распределительной основе. В-третьих, информация о рисках потери трудоспособности принимает все большее значение для развивающихся страховых рынков, поскольку понимание и наличие достоверных оценок этих рисков является необходимым условием для грамотного ценообразования ряда страховых продуктов.
Наконец, для функционирования системы как социального, так и частного страхования необходимо понимание того, в какой степени сегодняшний высокий уровень нетрудоспособности отражает фактические проблемы здоровья населения, а не усилия по извлечению дополнительных расходов.
Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (при наступлении инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств — характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профессионального заболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа; если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсии требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.[2]
Далеко не секрет, что все люди волнуются о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте.
На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники — пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель — накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Сейчас, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы минимальные потребности человека, к тому же существует проблема невыплаты пенсий. Действующая в данный момент пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит ни какого отражения при исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует о глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости ее коренного реформирования.
Этой проблеме посвятили свои работы такие ученые Е.И. Ольцов, А.А Белов, И.В. Мельнов, М.О. Буянова, Н.М. Корев, Т.К. Симонова и другие.
Объектом дипломной работы являются нормативно-правовые акты и судебная практика.
Предметом дипломной работы являются общественные правоотношения по предоставлению гражданам пенсий по инвалидности
Целью данной работы является анализ правового обеспечения пенсии по инвалидности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1)дать определение понятию инвалидности, рассмотреть виды групп инвалидности, охарактеризовать сущность пенсии по инвалидности;
2)определить сущность компенсационных выплат и подробно изучить ее разновидности;
3)исследовать виды пенсий по инвалидности;
4)провести анализ правового регулирования расчетов перерасчетов и индексации пенсии по инвалидности;
5)рассмотреть характеристики видов пенсий по инвалидности;
6)оценить эффективность применения действующего порядка назначения пенсий;
7)рассмотреть получателей пенсии по инвалидности;
При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования: изучение нормативных правовых актов, научной литературы, судебной практики, а также аналитический метод исследования.
Практическое значение работы состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в данном исследовании, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях проблем юридической ответственности в праве социального обеспечения, а так же призваны способствовать дальнейшему совершенствованию механизма реализации юридической ответственности в праве социального обеспечения в России.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются основные виды пенсий по инвалидности, рассматриваются лица имеющие право на пенсию по инвалидности. Представлены некоторые термины и разъяснения. Во второй главе проводится анализ правового регулирования пенсионного обеспечения граждан по инвалидности, раскрываются вопросы, связанные с условиями назначения выплат пенсий по инвалидности, правовое регулирование расчётов, перерасчетов и индексации. Завершается дипломная работа третьей главой, в которой рассмотрены отдельные виды пенсий по инвалидности.
[1] Росстат. Социальное положение и уровень жизни населения России – 2012, с. 18. [2] Миронова Т. К. Право социального обеспечения – М.: Кнорус, 2013.- c. 321.В заключение данного исследования дипломной работы можно подвести следующие итоги проделанному исследованию:
Пенсии по инвалидности это государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности — независимо от такого стажа. Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95. Признание лица инвалидом производится территориальными бюро государственной службы медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению.
Имеющиеся государственные пенсии по инвалидности классифицируются по различным признакам: по структуре пенсии; в зависимости от нормативных актов, их регулирующих; по причинам и по группам инвалидности (инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности 3, 2 или 1 группы); по получателям, по условиям ее назначения и др.
Право на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости;
2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости;
3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Право граждан на получение пенсии по инвалидности, так же как и право на получение пенсии по старости, определяется нормами международного и российского законодательства. Среди законодательных актов международного законодательства, предусматривающих права граждан на социальное обеспечение в связи с наступившей инвалидностью, выделим
1) Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН;
2) Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств и др.
Установление трудовой пенсии по инвалидности предусмотрено ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Трудовая пенсия по инвалидности, так же как и трудовая пенсия по старости, назначается при наличии двух условий:
1) признании лица в установленном законом порядке инвалидом;
2) наличии страхового стажа не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой деятельности, выполняемой лицом на территории Российской Федерации, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер.
Индексация пенсий – это увеличение размера пенсионных выплат в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Размер пенсии по инвалидности определен законодательной базой РФ дифференцировано. Критериями назначения размера пенсии являются причина инвалидности и ступень утраты профессиональной трудоспособности.
Пенсия по инвалидности назначается на основании признания лица инвалидом с установлением любой из действующих в РФ трех групп инвалидности. В соответствии с российским законодательством, расчет пенсии по инвалидности производится в зависимости от того, что стало результатом получения инвалидности. Трудовая пенсия по инвалидности — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы и иного дохода, который они получали и утратили в связи с установлением инвалидности. Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, отвечающие трем условиям:
— они должны быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования РФ;
— они должны быть признаны инвалидами;
— им должна быть установлена одна из трех степеней ограничения способности к трудовой деятельности. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. Социальная пенсия — это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая указанным в законе лицам независимо от их трудового стажа, уплаты страховых взносов и выплачиваемая при достижении установленного возраста. Статья 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает, кто имеет право на получение социальной пенсии по инвалидности. Размеры социальных пенсий, определенные в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями федеральных органов государственной власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, рассчитываются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). Если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей.
При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.
пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности). Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению назначается:
— военнослужащим, ставшим инвалидами в период:
— прохождения ими военной службы;
— до трех месяцев после увольнения с военной службы;
— после трех месяцев после увольнения с военной службы.
Напомним, что инвалидом признается «лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.