Дипломная работа: Способы освоения изобразительных навыков учащимися 5-х классов в работе над натюрмортом

Дипломная работа: Способы освоения изобразительных навыков учащимися 5-х классов в работе над натюрмортом

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические аспекты освоения способов изобразительных навыков

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по овладению изобразительными навыками учащимися 5-х классов

Заключение

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности подрастающего поколения. Особая роль в эстетическом воспитании, при формировании мировоззрения и национально-культурного самосознания, принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства учащихся, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, оценить прекрасное, не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

Актуальность исследования определяется необходимостью раскрытия основных способов и приемов по освоению изобразительных навыков учащимися 5х классов, и способствованию развитию художественного потенциала у учащихся среднего звена в процессе написания живописного натюрморта т.к. методическая литература в наше время по данной теме исследования имеется в недостаточном объеме и требует дальнейшей разработки.

Новизна данной темы определяется корректировкой учебной  программы по изобразительному искусству, где вводятся задания связанные с применением и закреплением знаний, о способах изобразительных навыков полученных путем написания  живописного натюрморта, тем самым учащиеся 5х классов  применяют свои теоретические знания овладения  способами и техниками работы живописными материалами в процессе исполнения натюрморта, так как это значительно обогащает внутренний мир учащихся и способствует развитию художественного потенциала.  При этом учителю необходимо использовать все современные средства активизации творческой деятельности, коллективные формы работы, применяя разнообразные живописные материалы и техники. Большое значение придается художественно-дидактическим играм, словесные, практические, наглядные методы и приемы обучения. Свои творческие замыслы учащиеся могут воплотить в разнообразных живописных техниках.

К сожалению, объем позволяет разобрать лишь главные положения теории и практики обучения изобразительному искусству и рассмотреть только основные подходы к методике его преподавания.

В данной выпускной квалификационной работе мы постарались показать большие потенциальные возможности развития уровня овладения техникой живописными материалами, для формирования творческих способностей учащихся в изображении живописного натюрморта.

Проблемой исследования является определение и применение способов  изобразительных навыков в процессе написания натюрморта.

Противоречие и проблема позволили сформулировать тему исследования: Способы освоения изобразительных навыков учащихся 5ых классов в работе над натюрмортом.

Целью исследования   является  теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности овладения  учащимися 5-х классов способами освоения изобразительных навыков в процессе исполнения натюрморта.

Объектом исследования  процесс работы по исполнения живописного натюрморта.

Предметом исследования  способы освоения изобразительных навыков с учащимися 5-х классов в работе над натюрмортом

 

Основой нашего исследования является гипотеза, согласно  которой предполагается, что процесс исполнения живописного натюрморта учащимися 5-х классов будет художественно результативнее, если  они овладеют  способами изобразительных навыков и  применят их в практической работе, путем написания живописного натюрморта. . Цель  и гипотеза исследования  определяют решение таких задач, как:

  1. Выявить основные способы освоения изобразительных навыков в процессе работы с учащимися 5-х классов по овладению техникой работы живописными материалами.
  2. Выделить и объединить  этапы работы над композицией живописного натюрморта.
  3. Определить уровень овладения учащимися 5-х классов способами работы живописными материалами.
  4. Путем эксперимента, проверить эффективность проведения серии занятий по тематическому разделу «Живописный натюрморт», направленных на овладение  способами изобразительных навыков ,учащимися 5–х классов и техникой работы живописными материалами.
  5. Выполнить творческую работу: Тематический натюрморт (холст, масло).

Методы исследования:

Теоретические методы исследования – анализ, синтез, метод сравнения, структурно-системный подход, моделирования, исторический и логический методы исследования.

Эмпирические методы исследования – наблюдение, сравнение, беседа, педагогический эксперимент, синтез.

Эмпирические методы исследования – наблюдение, сравнение, беседа, педагогический эксперимент, синтез.

База исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ № …. Сургута в 5 «А» и 5«Б» классах.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Текст выпускной квалификационной работы иллюстрирован таблицами, диаграммами.

В ходе нашего исследования мы рассмотрели теоретические основы истории  возникновения методов и работы над композицией натюрморта. Выявили, определили методы работы живописными материалами и способы освоения изобразительных навыков в процессе исполнения натюрморта учащимися 5-х классов на уроках изобразительного искусства. Выявили и систематизировали этапы работы над композицией живописного натюрморта. Также провели опытно-экспериментальную работу, направленную на повышение уровня овладения живописными техниками работы изобразительными  материалами.

Изучив различные источники, касающиеся истории возникновения и дальнейшее развитие методов обучения художественного изображения, можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование. Все мнения могут применяться на практике, но с нашей точки зрения все-таки лучшим методом является метод рисования с натуры.

Типология техники работы живописными материалами в процессе исполнения натюрморта складывалась исторически и определялась в зависимости от  назначения, особенностей изображения предметов.  Различные живописные техники позволяют работать в разном стилистическом течении, наполняя и усложняя художественный образ изображаемых  предметов.

Работа над художественным изображением различными живописными  техниками вызывает  сильные положительные эмоции учащихся. Их использование помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Средства выразительности, используемые учащимися  довольно многообразны: цвет, форма, композиция, живописные техники. В наше время существует множество техник работы живописными материалами, они различны по трудоемкости и исполнению в зависимости от целей и задач, поставленных учителем перед учащимися. Рисование — одно из любимых занятий учащихся, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

В процессе исполнения натюрморта важную роль играют этапы работы над его композицией. Мы выявили и систематизировали этапы работы над композицией живописного натюрморта. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у школьников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Исследовательская работа показала, что системный подход в работе, использование наглядного материала, метода показа учителем приемов работы живописными материалами; художественный анализ картин известного  художника, многократный возврат к теме «Техники работы живописными материалами»  через разнообразные формы работы такие как рисование живописного натюрморта – в разнообразных живописных техниках; сочетание практических работ с беседами, просмотрами слайдов по данной теме, повышает качество работ учащихся, дает повышение уровня  работы живописными материалами в процессе исполнения натюрморта.

Констатирующий эксперимент показал, что уровень умений грамотно выполнять натюрморт в различных живописных техниках, и художественный анализ картины не достаточно высок, хотя преобладает средний уровень.

По нашему мнению, причина невысоких показателей заключается в том, что программа в средней школе не предусматривает целенаправленного планомерного педагогического воздействия на развитие уровня овладения живописными техниками.

Рассмотрев теоретические основы  техники работы живописными материалами, была разработана  серия уроков, направленная на повышение уровня владения  техникой работы живописными материалами в процессе исполнения натюрморта учащимися 5-х классов. Эта серия уроков  составила основу формирующего эксперимента.

Нами велась целенаправленная работа, направленная на развитие  живописных навыков в работе над натюрмортом,  в частности — практических навыков, творческого восприятия, воображения и цветового мышления. Но наша методика не ограничивалась только практическими навыками. Мы также развивали способность к художественному анализу произведения, развивали умение рассуждать и выбирать, опираясь на основные критерии, т.к. задания были необычными и новыми для класса — мы наблюдали активность, и заинтересованность учащихся на уроках где применялись различные живописные техники, с которыми учащиеся столкнулись впервые.

Контрольный эксперимент на основе заданий выявил, что учащиеся смогли повысить свои первоначальные данные. В процессе работы над натюрмортом многие смогли создать вполне эстетически грамотные изображения, используя различные приемы, живописные техники, используя преобразования не только формы предмета, но и цвета, и композиции, и размера, и т.д. Это позволило классу более умело анализировать работы известных художников. Но, в то же время, заметны пробелы в области изучения более емких понятий об изображении: его этическая ценность, мировоззрение художника, его замысел. Тем самым мы пришли к выводу, что все поставленные цели и задачи выполнены.

 

  • Дата: Июнь, 2015
  • Скачать: http://adf.ly/1frBzQ

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.