Дипломная работа: Игра, как средство развития наглядно – действенного мышления у детей с нарушением интеллекта

Дипломная работа: Игра, как средство развития наглядно – действенного мышления у детей с нарушением интеллекта

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ……………………………3
1 ПРОБЛЕМА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………6
1.1 Современные представления о мыслительной деятельности……………………………6
1.2 Развитие мышления в онтогенезе……………………………20
1.3 Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста……………………………24
2 ПРОБЛЕМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………35
2.1 Современные представления об игре……………………………35
2.2 Сущность дидактической игры ее место в обучении дошкольников……………………………40
2.3 Особенности использования дидактической игры в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью……………………………47
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АСПЕКТ: Организация и содержание педагогического исследования по выявлению и развитию наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством использования игр……………………………58
3.1 Методика исследования наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и результаты констатирующего эксперимента……………………………58
3.2 Разработка и апробация формирующего эксперимента по развитию наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………72
3.3 Результаты констатирующего эксперимента. Сравнительный анализ……………………………77
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………82
Список литературы……………………………86

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию), мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.
Многочисленными исследователями установлено, что физиологической основой мышления человека является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами. Наиболее большое значение имеет вторая сигнальная система, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека (Векнер Л. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Павлов И. П.).
Многочисленные исследования позволили выявить общие закономерности развития психических процессов нормальных и аномальных детей. Мышление человека формируется и развивается по общим законам. Таким же образом осуществляется переход от анализа к синтезу.
В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью являются нарушения его познавательной деятельности связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания.
Многие исследователи (Векнер Л. М., Люблинская А. А., Матасов Ю. Т., Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я., Шиф Ж. И., и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.
Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования мыслительной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе использования дидактических игр.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
— изучить степень разработанности проблемы мышления в литературных источниках;
— на основании существующих исследований по проблеме разработать методику констатирующего и формирующего эксперимента;
— в ходе экспериментального исследования изучить особенности наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью и возможность его развития с помощью специально подобранных дидактических игр;
— предложить некоторые практические рекомендации по использованию дидактических игр для развития наглядно-действенного мышления.
Объектом нашего исследования является наглядно-действенное мышление детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предметом нашего исследования являлись пути развития наглядно-действенного мышления детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Предполагалось использовать следующие методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических, медицинских работ; организационные методы: изучение степени развития наглядно-действенного мышления детей; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.

В результате проделанной работы нами проведен анализ литературы по теме исследования. Рассмотрены современные представления о развитии мышления в психолого-педагогической науке. Выявлены основные этапы развития мышления у детей дошкольного возраста и основные мыслительные операции. Рассмотрены понятие мышления с точки зрения различных исследователей.
Многочисленными исследователями установлено (Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, Ю. Т. Матасовым и др.), что мышление неразрывно связанно с чувственным познанием, так как чувственная основа является основным источником мысли. То есть, с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие человек получает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем мышление человека устремлено на познание неизвестного, а для этого чувственная основа мышления слишком узка.
Для мышления человека характерны проблемность и поиск. То есть мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).
Важным в психическом развитии ребенка является форми¬рование мышления. Именно в дошкольный период возни¬кают не только основные формы наглядного мышления – на¬глядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления – способность к переносу одно¬го свойства предмета на другие (первые виды обобщения), при¬чинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.
Исходя, из этих особенностей, рекомендуется формировать мышление дошкольников с нарушением интеллекта с развития наглядно-действенного мышления. Именно на основе этой формы возникают два других вида мышления наглядно-образного и словесно-логического.
В играх, способствующих формированию наглядно-действенного мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.
Важным условием результативного использования игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что наглядно-действенное мышление дошкольников с нарушением интеллекта характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного дошкольного образовательного учреждения.
Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно-экспериментальное исследование.
На констатирующем этапе нам необходимо было выявить уровень развития наглядно-действенного мышления младших дошкольников с нарушением интеллекта.
Результаты экспериментальной работы позволили нам предположить, что наглядно-действенное мышление дошкольников с нарушением интеллекта развито недостаточно. Выявлены следующие особенности развития детей:
1. Затруднение в понимании наглядно-действенных заданий непосредственно связанных с недоразвитием у детей понятий.
2. Нарушение аналитико-синтетической деятельности как основы мыслительного процесса.
3. Затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового материала.
4. Ослабление интеллектуальных интересов и недостатки мотивации.
5.Нарушение внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
6. Неумение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
7. Недоразвитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирование наглядно — действенного мышления.
На формирующем этапе исследования провели систему подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых использовались игры с дидактическим содержанием.
На повторном констатирующем этапе исследования был отмечен рост уровня развития наглядно-действенного мышления, что подтверждает эффективность выбранных нами игр.
Таким образом, предположение о том, что наглядно-действенное мышление дошкольников с нарушением интеллекта характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие условия:
1. Создание специально подобранной системы игр, в которые включена предметно-орудийная деятельность.
2. Целенаправленное развитие наглядно-действенного мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
3. Совместная деятельность дефектолога, воспитателя, музыкального работника, руководителя по физической культуре, родителей должна быть направлена на развитие наглядно-действенного мышления.
4. Игры, направленные на формирование наглядно-дейсвтенного мышления должны содержать манипуляции с различными предметами.
5. Игры, способствующие развитию наглядно-действенного мышления, необходимо включать во все виды детской деятельности.

  • Дата: Декабрь, 2016
  • Скачать: http://adf.ly/1gt2cM

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.