Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ МЫШЛЕНИЯ 6
1.1.Теоретический обзор основных подходов к изучению мышления 6
1.2. Определение и механизм работы дискурсивного мышления 17
1.3. Определение и механизм работы интуитивного мышления 30
Выводы по первой главе 47
Глава 2. Исследование соотношения интуитивного и дискурсивного мышления у студентов психологов 50
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 50
2.2. Методика исследования 50
2.3 .Результаты исследования 53
2.4. Анализ результатов 60
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 74
На данный момент современное общество, в плане своего развития, идет быстрыми темпами. Особенно это видно по тем новым научным и техническим достижениям, которые внедряются в нашу повседневную жизнь, улучшая условия жизни человека. С одной стороны это вызывает изменение требований работодателей, которые они предъявляют к принимаемым на работу специалистам, с другой стороны эти быстрые изменения требуют от претендентов и специалистов, которые уже работают, своевременной и быстрой адаптации в быстроменяющихся условиях рабочей среды. Такой быстрый темп развития современного общества оказывает огромное влияние на психику людей. И как следствие вопрос о логическом и внелогическом познании становится все более актуальным в последнее время.
Сам вопрос о логическом и внелогическом познании возник многие сотни лет назад, как вопрос чисто философский, пройдя все этапы становления в процессе своего развития, через анализ, философский, математической логики, психологии, физиологии, в настоящее время приобретает уже более конкретное звучание, как соотношение дискурсивного и интуитивного познания.
Актуальность темы обуславливается и тем, что в быстроменяющихся условиях современного общества, требует от человека быстрого и правильного принятия решения, которое нам может обеспечить успешную социализацию.
Актуальность так же обосновывается еще и требованием повышения уровня профессиональной компетенции и квалификации у сотрудников различных сфер деятельности.
Состояние разработки вопроса о соотношении интуитивного и дискурсивного мышления, всевозможные аспекты данной проблемы рассматриваются в русле исследования широкого спектра проблем психологии: сознание, механизмов познания, личности, деятельности, способности, психологии труда, психологии профессионализма и т.д.
Как отмечает П.В. Копнин: «Математизация и формализация знания, стремление окончательно вытеснить в нем интуитивный момент стали фактом. Но одновременно с этим существует другая тенденция – включение этого интуитивного момента в качестве основного средства движения к новым теоретическим построениям. Конечно, знание все больше стремится к логической строгости, одним из элементов которой является формализация. Остановить это движение нельзя, и нет в этом никакой необходимости. В то же время наука, как и раньше, нуждается в выходах из-под жесткой деспотии формально-логической дедукции, в скачках, в движении мысли к принципиально новым результатам, в смелом выдвижении идей, концепций, не находящихся в настоящее время строго логического обоснования. Без этого наука не может успешно развиваться»[цит. по 21, с.5] Цель исследования: изучить интуитивное и дискурсивное мышление, предполагающее успешность в познавательной, учебной деятельности у студентов психологов различных годов обучения.
Объект исследования: мышление студентов психологов разных годов обучения.
Предмет исследования: интуитивное и дискурсивное мышление.
Гипотеза: 1) у студентов старших курсов 5-6 курсов интуитивное мышление развито больше, чем у студентов 1 курсов; 2) студенты, использующие интуитивное и дискурсивное мышление в равной степени, более успешные в учебной деятельности.
Задачи:
1. Провести анализ психологической литературы для определения интуитивного и дискурсивного видов мышления.
2. Сопоставить современные представления об интуитивном и дискурсивном мышлении.
3. Провести эмпирическое исследование соотношения интуитивного и дискурсивного мышления в познании, у студентов психологов.
4. Выявить особенности интуитивного и дискурсивного мышления у студентов психологов различных годов обучения.
5. Выявить различия в успеваемости у студентов с разным соотношением интуитивного и дискурсивного мышления.
Эмпирическая база исследования: МГГУ им. М.А. Шолохова.
Испытуемые: в исследовании приняли участие студенты первого и пятого и шестого курсов МГГУ им. М.А. Шолохова факультета психологии и управления человеческими ресурсами. Всего в исследовании участвовало 37 человек, из них 11 студентов первого курса и 16 студентов 5-6 курсов.
Методики исследования: «Шкала «Доверие интуиции» опросника С. Эпстайна» и методика для оценки логического мышления «Количественные отношения».
Целью работы было изучение интуитивного и дискурсивного мышления, предполагающего успешность в познавательной, учебной деятельности у студентов психологов различных годов обучения.
Проведенный теоретический анализ психологической литературы по проблеме дискурсивного мышления показал, что дискурсивное мышление- это рациональное, опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека, осознанный, логически обоснованный процесс, основной характеристикой которого является соответствие нормам, требованиям и законам формальной логики; оперированием понятиями; постепенным, связанным переходом от прежних знаний к новым; работой с моделями (символическими и знаковыми); выявлением способа действия и превращения его в операцию; объективной оценкой продукта мыслительной деятельности; отсутствием эмоциональной оценки.
Интуитивное мышление в психологии понимается как феномен интуиции, который также относится к познавательной сфере. На данный момент существует довольно много различных подходов к изучению интуиции и интуитивного мышления. В этих подходах формирование интуиции рассматриваются в двух направлениях. В первом случае интуиция рассматривается с позиции бессознательных процессов, врожденных, генетически унаследованных. В другом случае интуиция рассматривается как «побочный продукт», который приобретается в процессе поиска и нахождения решения поставленной задачи, приобретения новых знаний и опыта.
Интуиция как познавательный процесс относится к иррациональному способу познания, непосредственному, внезапному получению априорных знаний.
Было выявлено, что в последнее время интуитивное мышление относят к одному из компонентов профессионального мышления. это подтверждают исследования как отечественных так и зарубежных авторов. Люди, использующие в профессиональной деятельности интуитивное мышление в такой же степени, как и дискурсивное мышление, добиваются лучших результатов.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что 1) у студентов старших курсов 5-6 курсов интуитивное мышление развито больше, чем у студентов 1 курсов; 2) студенты, использующие интуитивное и дискурсивное мышление в равной степени, более успешные в учебной деятельности.
Результаты эмпирического исследования, направленного на проверку гипотезы, позволили сделать следующие выводы:
1. У студентов-психологов старших курсов интуитивное мышление более развито, чем у студентов-психологов первого курса, то есть, получение психологического образования оказывает влияние на склонность человека доверять интуиции и использовать ее.
2. Логическое мышление у студентов-психологов старших курсов имеет более высокий уровень, чем у студентов первых курсов, но различия незначительные.
3. У студентов-психологов, в равной степени использующих интуитивное и логическое мышление, уровень успеваемости выше, чем у студентов-психологов с дискурсивным мышлением.
4. Студенты-психологи, в равной степени использующих интуитивное и логическое мышление, более успешны в учебной деятельности, чем студенты-психологи с неравномерном соотношением дискурсивного и интуитивного мышления.
5. Не выявлено значимых различий в уровне успеваемости студентов-психологов, в равной степени использующих интуитивное и логическое мышление, и студентов-психологов, у которых преобладает интуитивное мышление. Однако этот вывод является спорным вследствие малых объемов сравниваемых выборок (7 и 8 человек)
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.