Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение
1 Теоретико-методологические подходы к регулированию конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих
1.1 Государственные и муниципальные служащие: понятия, функции
1.2 Концепции управляемости и классификации конфликтов
1.3 Регулирование конфликтов в государственно-административной сфере
2 Проблемы регулирования конфликтов в государственно-административной сфере
2.1 Конфликты и способы их регулирования в системе государственной и муниципальной службы
2.2 Исследование конфликтных ситуаций, возникающих в Нижнекамском городском суде и пути их разрешения
3 Регулирование конфликтов на государственной и муниципальной службе
3.1 Зарубежный и отечественный опыт регулирования конфликтов в деятельности государственной и муниципальной службы
3.2 Программа по урегулированию конфликтов государственных и муниципальных служащих
4 Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
4.1 Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий
4.2 Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
Заключение
Ссылки на использованные источники
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Актуальность темы. У большинства людей слово конфликт вызывает малоприятные ассоциации. Вряд ли найдется хоть один человек, кто никогда не попадал ни в какие конфликтные ситуации. О конфликте – даже не употребляя это слово – писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития. История человечества показывает, что конфликты существовали всегда и, увы, без них невозможно обойтись. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами – все это было источниками конфликтов и предметом размышления философов на протяжении многих веков.
Человечество за свою историю накопило огромнейший опыт, как в завязывании, так и в разрешении разнообразнейших конфликтных ситуаций – от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX веке к формированию особой отрасли знаний о конфликтах и способах их урегулирования – конфликтологии.
Разумеется, в простейших случаях человек, оказавшись в конфликтной ситуации, может без специальных конфликтологических знаний сориентироваться в том, что делать. Но, когда ситуация достаточно сложна, то оказывается далеко не лишним владение приемами и методами урегулирования конфликтных отношений, а то и обращение к специалистам-конфликтологам.
Деятельность руководителя любого уровня тесно связана с работой с людьми, ведь организация – это не только технический и технологический процессы. Переход экономики на рыночные принципы функционирования ставит большинство руководителей в еще не привычные для них условия, когда не только от их профессиональной квалификации, но и от знания “сферы человеческих отношений” зависит судьба возглавляемого трудового коллектива и организации в целом. При решении разных задач каждый руководитель неизбежно сталкивается со всевозможными конфликтами и конфликтными ситуациями, в которых ему приходится выступать не только как одному из участников, конфликтанту, но и быть в роли третьей стороны, разрешающей возникший спор. Отсутствие в организациях специалистов-психологов и конфликтологов во многих случаях заставляет управленческий персонал самостоятельно осваивать эти области знаний.
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».
На сегодняшний день мы имеем обилие конфликтов самых разных типов и видов и, наряду с этим, невозможность или неспособность их разрешить. Одним из объяснений существующего в урегулировании конфликтов непростого положения является слабая разработанность конфликтной проблематики, несмотря на то, что исследованию конфликтов в последнее время уделяется большое внимание. А ведь, возможно, именно углубленная научная разработка этой проблематики приведет к подготовке обоснованных рекомендаций, предвосхищению последствий предпринимаемых для разрешения конфликта шагов, а в будущем и создание общественного и государственного механизмов по предотвращению зарождающихся конфликтов и способов их урегулирования.
Таким образом, конфликты присутствуют в государственной и муниципальной деятельности и оказывают на нее свое влияние.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы, посвященной разработке по урегулированию конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.
Научная новизна. Новизна темы заключается в том, что в работе была рассмотрена деятельность государственной и муниципальной службы с учетом существующих конфликтов в их деятельности и были предложены рекомендации по регулированию конфликтов в деятельности государственной и муниципальной службы.
Степень разработанности. Исследование темы выпускной квалификационной работы другими авторами:
Американский социолог Л.Козер рассматривал конфликт как важный элемент социального взаимодействия, который способствует разрушению и укреплению связей системы.
М. Фоллетт выдвинула идею «конструктивного конфликта», признав тем самым, что конфликт следует рассматривать как нормальный процесс функционирования организации, посредством которого социально-ценное различие становится явным для всех участников конфликта и служит для их смыслового обогащения.
М.Вебер считал, что организацию можно понять как состоящую из позитивно и негативно привилегированных статусных групп, которые вступают в конфликтные отношения прежде всего для того, чтобы сохранить в неизменности или упрочить влияние ныне сложившегося стиля жизни путем установления социальной дистанции и исключительности, с одной стороны, и монополизации экономических возможностей — с другой, на основании идей и ценностей, принятых в обществе.
Французский политолог Бернар Гурней предлагает в исключительных случаях, когда сторонам не удается прийти к соглашению, во избежание обострения конфликта обращаться за арбитражным решением к вышестоящей инстанции.
Психолог К.Р.Роджерс считает, что «тесная связь между людьми основана на неограниченном условиями позитивном уважении».
Согласно Боулдингу, конфликт заключается в противоборстве групп, преследующих несовместимые цели.
Основатель социологии Парсонс и его последователи определяли организацию как устойчивую, стабильную и хорошо интегрированную структуру, в которой каждый элемент имеет определенную функцию.
Л.Гринхелг и Л.Крисберг разработали факторы неуправляемости конфликта.
Р.Дарендорф и М.Дойч разработали факторы управляемости конфликта.
Анализ вышеуказанных источников показывает, что в имеющейся научной литературе недостаточно разработаны теоретические вопросы, связанные с анализом конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих, основных факторов возникновения и их влияние в государственной и муниципальной сфере. Сложившиеся в современной науке подходы к изучению конфликтов не в полной мере раскрывают особенности технологии управленческого воздействия на конфликты, протекающих в государственно-административной сфере, что обуславливает потребность в дальнейших исследованиях в этой области.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение способов регулирования конфликтов в деятельности государственной и муниципальной деятельности.
Задачи. Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретические и методологические подходы к регулированию конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих;
— исследовать проблемы регулирования конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих;
— проанализировать регулирование конфликтов на государственной и муниципальной службе;
— описать программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются конфликты в деятельности государственных и муниципальных служащих.
Предметом исследования являются способы регулирования конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.
Новизна и практическая значимость предлагаемых мероприятий. Новизна данного исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе были предложены рекомендации по регулированию конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих. В работе предлагается создать в государственных и муниципальных организациях комнаты психологической разгрузки. Новизна заключается в том, что комнаты психологической разгрузки отсутствуют как в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан, так и в других государственных и муниципальных организациях.
Использование данной рекомендации дает возможность понять особенности конфликтов в поведении служащих с руководителями разных структур государственных и муниципальных организаций, а также эффективно управлять этими конфликтами.
Практическая значимость обусловлена тем, что рассмотрение конфликтов в структурах государственных и муниципальных организаций позволяет предотвратить дальнейшее «расползание» конфликтов в государственной и муниципальной деятельности. Полученные результаты по предотвращению конфликтов целесообразно использовать в системе государственного и муниципального управления, а также в судебной практике по рассмотрению дел, связанных с конфликтами в трудовой деятельности служащих.
Методологической основой данной работы является структурно-функциональный подход, позволяющий рассмотреть функции государственных и муниципальных служащих.
Эмпирические источники. Проведен вторичный анализ конфликтов в организациях доктором психологических наук А.И.Максимовым «Социологическое исследование конфликтов в организации» и проведено собственное исследование конфликтов в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан методом опроса государственных и муниципальных служащих.
Структура выпускной квалификационной работы. Структурно выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, задания на выпускную квалификационную работу, содержания, условные обозначения и сокращения, введения, четырех глав, заключения, списка на использованные источники, списка использованных источников, приложения, папки-файла и последнего листа выпускной квалификационной работы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, описана новизна исследуемой темы и ее разработанность, выявлена связь данной выпускной квалификационной работы с другими научно-исследовательскими работами, сформулирована цель выпускной квалификационной работы, определены задачи исследования, определены объект и предмет исследования, показана новизна и практическая значимость предлагаемых мероприятий, рассмотрены методологические основы и эмпирические источники, приведены сведения о структурном построении выпускной квалификационной работы.
В первой главе проведено изучение теоретико-методологических подходов к регулированию конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих. Излагается сущность исследуемой проблемы на основе существующей нормативно-правовой базы, теоретических работ отечественных и зарубежных авторов исследуемой темы. Дается интерпретация и операционализация использованных понятий.
Во второй главе исследованы проблемы регулирования конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих. Данная глава содержит комплексный анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов, раскрывается сущность и тенденции развития проблемной ситуации. Приводится анализ конфликтных ситуаций на основе собранного материала в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан.
В третьей главе рассмотрены перспективы урегулирования конфликтов на государственной и муниципальной службе. Был рассмотрен отечественный и зарубежный опыт решения исследуемой проблемы, на основе изученного опыта и результатов проведенного анализа разработана модель решения поставленной проблемы с указанием конкретных мероприятий по регулированию конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.
В четвертой главе рассмотрена программа мер по обеспечении выпускной квалификационной работы. Данная глава содержит обоснование социальной значимости исследуемой проблемы, математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы, нормативно-правовое обеспечение, социологическое и компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы.
Заключение содержит выводы по работе в целом.
Во – первых, рассмотрены теоретические и методологические подходы к регулированию конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.
Административно-государственная сфера представляет собой весьма неравновесную биполярную систему. С одной стороны, в плоскости структурно закрепленных и нормативно определенных отношений между институтами и структурами управления она отводит конфликту роль вторичного, слабо влияющего на исполнение служащими своих функций источника самодвижения и развития. С другой — будучи структурно и функционально раздробленной системой, сохраняющей свою целостность не только на основании внутренних норм, процедур и законов, но и с учетом хаотического столкновения воль, интересов и влияний как собственных элементов, так и взаимодействующих с ними внешних структур (частного сектора, СМИ, общественных организаций и т.д.), она создает дополнительные возможности — для возникновения разнообразных конфликтов и противоречий, самым существенным образом определяющих ее динамику и эволюцию.
Из сказанного следует, что использование государственными структурами законодательно-правовых методов функционирования и типичный для них по преимуществу нормативный характер внешних и внутренних связей позволяет им при урегулировании конфликтов практически всегда избегать тупиковых вариантов как внутри системы, так и в отношениях государства с обществом в целом. Так что сфера макроуправления лишь в редких случаях способна инициировать губительные для государства и социума конфликты. Или, говоря точнее, разрушительные для общества формы конкурентного взаимодействия могут возникать здесь лишь в том случае, если стороны будут отходить от правовых и законодательных средств урегулирования спора.
Безусловно, в отдельные периоды конфликтные могут создавать значительную напряженность, обостряя отношения субъектов государственного управления. Но и в этих случаях открытое проявление существующих разногласий, явленное соперничество разнообразных сил значительно полезнее для оценки состояния и перспектив развития государства, чем латентное накопление недовольства и недопонимания, чреватое внезапными потрясениями. Таким образом, к конфликтам в системе управления государством следует относиться скорее как к позитивному, нежели как к деструктивному явлению (не забывая при этом, что позитивный характер конфликтов целиком и полностью определяется возможностями их выявления и урегулирования, сознательного недопущения людьми разрушительных последствий).
Что же касается урегулирования и разрешения конфликтов, которые возникают в государственно-административной сфере в зоне (или плоскости), где отсутствуют четко обозначенные нормы и правила поведения сторон, то здесь можно говорить о применении более широкого арсенала средств и методов воздействия на конфликтующие стороны, не исключая прямое принуждение и даже удаление отдельных контрагентов за пределы конфликта. Однако для более точного представления о том, каким образом можно урегулировать обе категории конфликтов, требуется подробнее рассмотреть их типические особенности и конкретные разновидности.
Во – вторых, исследованы проблемы регулирования конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.
Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе был проведен вторичный анализ конфликтов на примере других организаций, на втором этапе проведен анализ конфликтов в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан и на третьем этапе сравнили результаты двух исследований.
Проведен вторичный анализ конфликтов в организациях, который выявил следующее: более распространенными и характерными конфликтами, не только в государственной и муниципальной сфере, но и в обычных организациях, является внутриорганизационный конфликт и конфликт, происходящий между работниками организаций (как в государственной и муниципальной сфере, так и на производственных предприятиях) и гражданами, не являющихся сотрудниками организаций.
Было проведено собственное исследование конфликтов между государственными и муниципальными служащими в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан. На основании проведенных исследований получены следующие выводы: микроклимат между сотрудниками Нижнекамского городского суда Республики Татарстан складывается более или менее благоприятный; основная доля конфликтов, возникающих в Нижнекамском городском суде приходится на конфликты с гражданами; более половины опрошенных положительно относятся к наказаниям трудовой дисциплины. Существует взаимосвязь между конфликтами, происходящими в частном секторе и конфликтами, возникающими в государственных и муниципальных организациях. Конфликты, доминирующие и в той и в другой области, регулируются одинаковыми методами.
В – третьих, проанализировано регулирование конфликтов на государственной и муниципальной службе.
Опыт других стран показывает, что в профилактике по регулированию конфликтов большую роль играют психологические службы различных учреждений. Психологическое просвещение персонала и популяризация конфликтологических знаний способствуют сокращению количества конфликтов и более конструктивному их разрешению.
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают предпринимать те или иные действия, уже ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с «коррекцией» на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.
Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое.
Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть, быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
Потребность во внедрении в российскую практику примирительных процедур на данный момент продиктована прежде всего необходимостью снизить нагрузку на суды, которая сейчас в некоторых регионах превышает норму в несколько раз. Учитывая, что в последнее время среди хозяйствующих субъектов резко возросла популярность арбитражных судов как места решения конфликтов, а усилия, предпринимаемые в рамках судебной системы, для того чтобы решить проблему перегруженности судов, пока не привели к значительным позитивным изменениям, получается, что мирное урегулирование споров является привлекательной альтернативой, поскольку не предполагает вообще никакого участия со стороны судебной системы.
Безусловно, до активного использования мирных способов урегулирования коммерческих споров еще далеко, однако уже налицо объективная заинтересованность в применении мирных способов урегулирования споров на высшем уровне, что само по себе не может не обнадеживать.
В – четвертых, описана программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. Данная программа содержит социальную значимость внедрения разработанный мероприятий; математическое обеспечение выпускной квалификационной работы, а именно расчеты, использованные при анализе данных; нормативно — правовое обеспечение выпускной квалификационной работы, которое содержит обзор нормативно-законодательной базы по исследуемой теме, обоснование необходимости принятия правовых актов; социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы, содержащее описание программы социологического исследования; компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы, содержащее описание программного обеспечения, которое было использовано в процессе написания дипломной работы.
Обоснование социальной значимости выпускной квалификационной работы включает внедрение предложенных мероприятий. Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы решает множество задач, для которых используются различные статистические методы. Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы содержит развернутые характеристики нормативно-правовых актов по исследуемой теме дипломного проекта. Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы включает в разработку программы социологического исследования, рабочего плана и вспомогательного документа исследования. Программа социологического исследования содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления. Компьютерное обеспечение содержит ряд программ, использовавшиеся при написании выпускной квалификационной работы.