Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Эстетическая модель детства в творчестве А.П.Платонова
1.1. Социально-биографические предпосылки темы детства………………6
1.2. Детские душевные качества взрослых героев Платонова……………7
1.3. Образы и символы детства в художественном сознании А.Платонова…9
Глава II. Художественное своеобразие детских рассказов А. Платонова
2.1. Круговорот жизни в рассказе «Цветок на земле» ………………….…15
2.2. Рассказ-притча «Неизведанный цветок»…………………………….…17
2.3. Мир метаморфоз в восприятии ребенка (рассказ «Никита»)…………..19
2.4. Познание неизведанного и таинственного в рассказе «Железная старуха». Образ пространства……………………………………………………….……..22
2.5. Психологизм рассказа «Июльская гроза»………………………………….25
Глава III. Изучение творчества А. Платонова в процессе литературного образования
3.1. Специфика изучения рассказов о детях А.Платонова в школе………..28
3.2 . Тематический план изучения творчества А.Платонова в школе…32
3.2. Художественные особенности языка А.П.Платонова при решении темы детства ……………………………………..………………… ………………38
Заключение…………………………………………..…………………………48
Библиографический список …………………………….…………………51
Андрей Платонович Платонов один из тех редких писателей, занимающих особое место в русской литературе XX столетия, которые сумели осознать и прочувствовать эпоху, всю трагичность ее, и изобразить в этом контексте нелегкую судьбу народа. Первое, что бросается в глаза даже при поверхностном прочтении Платонова – яркий, особенный, неповторимый стиль изложения. Именно этот язык письма Платонова заставляет и поныне гадать об авторской позиции относительно поставленных в творчестве Платонова вопросов.
Андрея Платонова еще современники называли самым сострадательным представителем советской литературы. Его любовь к униженным и оскорбленным, слабым и беспомощным особенно ярко проявилась в отношении темы детства.
Известно, что детство – одна из центральных, даже излюбленных тем творчества Платонова. Писатель считал детство не только и не столько начальным этапом жизни любого человека, но и более совершенной формой бытия человеческого. Он писал в 1920-ом году в своей статье «Знамёна грядущего» следующее: “…Почему мы такие плохие и ничтожные, а наши дети – такие радостные и вольные…”, «Дети – спасители вселенной» [4;245].
Неудивительно, что в период Великой Отечественно войны образы детей и сама тема детства присутствуют в произведениях Платонова от первого (“Броня”, 1942) и до последнего (“Возвращение”, 1946). Детство одна из наиболее важных характеристик творчества писателя, и не в качестве отдельных героев, а в целой системе персонажей. В плане философском, эстетическом и этическом эта тема одна из наиболее объемных.
В конце XX века в нашем обществе произошли глобальные перемены, коснувшиеся всех сфер жизни. В литературу вернулись такие имена, как М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, А. А. Ахматова, А. П. Платонов и др. Изучение их жизни и творчества стало неотъемлемой частью школьного курса литературы XX века, что потребовало необходимого методического обеспечения. Отсюда разработка методической системы изучения жизни и творчества А. Платонова нам видится своевременной и актуальной.
Тот факт, что творчество Платонова всегда являлось как бы реакцией на происходящие политические и культурные волнения в стране, и было, несомненно, создано на уникальном строительном историческом материале, делает его творчество более весомым и правдивым, чем даже труды некоторых историков. Именно благодаря Платонову мы сегодня в состоянии взглянуть глазами очевидца на проблематику детства, беспризорничества, сиротства и нищеты. Эти проблемы остаются актуальны и по сей день, и вряд ли перестанут таковыми являться. Именно поэтому тема курсовой работы актуальна и, несомненно, интересна.
Целью курсовой работы является изучение и анализ творчества Андрея Платонова с точки зрения темы детства.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи. Изучение социально-биографических предпосылок для развития темы детства в творчестве Платонова, выявление основных проблем, поднятых писателем, анализ образа ребенка в творчестве писателя, а также изучение особенностей стиля и языка Платонова при решении темы детства.
При написании курсовой работы использовалась база критических статей и биографических исследований таких авторов, как Л.Шубин, Л.Карасев, В.Вьюгин, А.Харитонов, и, конечно же, в первую очередь произведения писателя.
Тема детства, так волновавшая Андрея Платонова, особенно в период Великой Отечественной войны, вылилась в его творчестве в уникальную по своей широте, точности изображения и тонкой психологической подоплеке систему персонажей.
Невозможно понять Платонова без подробного анализа образа ребенка в его творчестве и соотношения этого образа с самим втором, ведь сам художественный стиль автора порой не позволяет с достоверностью определить его авторскую позицию.
Известно, что детство – одна из центральных, даже, излюбленных, тем творчества Платонова. Писатель считал детство не только и не столько начальным этапом жизни любого человека, но и более совершенной формой бытия человеческого. Он писал в 1920-ом году в своей статье «Знамёна грядущего» следующее: “…Почему мы такие плохие и ничтожные, а наши дети – такие радостные и вольные…”, “Дети – спасители вселенной” [4;73]
Л. Карасев обусловил «детскость» как одну из самых важных доминант творчества писателя. Тема детства, так волновавшая Андрея Платонова, особенно, в период Великой Отечественной войны, вылилась в его творчестве в уникальную по своей широте, точности изображения и тонкой психологической подоплеке систему персонажей. Невозможно понять Платонова без подробного анализа образа ребенка в его творчестве и соотношения этого образа с самим втором, ведь сам художественный стиль автора порой не позволяет с достоверностью определить его авторскую позицию. Зачастую образ ребенка и детства в художественном воплощении у Платонова объединяют с образом будущего и времени.
В военной прозе Платонова детство получает эпитет «святого» и представляется читателю как нечто сакральное, неприкосновенное, святое. Это даже не столько особенный возраст, сколько особенная форма жизни. Лучшие герои Платонова отмечены печатью «святого детства».
Ребенку в видении Платонова свойственно особое, чистое эмоционально-духовное восприятие жизни, в следствие чего он способен понимать её глубинный смысл, недоступный взрослым. Дети воспринимают не только факты, но жаждут понять суть происходящих событий в их онтологическом значении, познать жизнь и все перспективы. Разваливая типовую, устоявшуюся логику, дети способны познать «сокровенную тактику» самой жизни.
В рассказах Платонова образ ребенка несет в себе не только святую чистоту, вечный порыв к познанию. Дети выступают у Платонова как высшие существа, способные осязать и понимать истинную природу вещей не смотря алогичность их суждений, даже благодаря им. Они видят то главное, что недоступно нам, являют собой образ вечной, неколебимой ни смертью, ни разрушением, жизни. Дети — это смысл, ради которого живет каждый человек, это продолжение нас самих, святое и безгрешное.
Платонов часто старается показать взрослую жизнь человека именно через призму его детства, отсылая читателя, таким образом, к первостепенным и простым истинам, попутно наиболее ярко характеризуя своего персонажа. Портрет у Платонова – не просто скупое изображение внешних черт, но путь в мир души, способ лучше проникнуться чувствами и ощущениями героя.
Характерен для Платонова и мифологический подтекст, обращение к фольклору. Его рассказы о детях зачастую напоминают сказки, но более глубокие в своем философском контексте.
При решении темы детства Платонов использует ряд художественно-изобразительных средств, которые позволяет ему с великим мастерством прописывать те, или иные образы детей в разных произведениях. В первую очередь, наиболее часто он обращается к метафоре, сравнениям, олицетворению и метонимии. Прекрасны его портретные зарисовки, которые по своей выразительности и яркости неповторимы.
При решении темы детства у Платонова появляется весьма специфичный стиль изложения, который критики сначала назовут «языком темного сознания», а затем устремятся его анализировать, так как именно этот язык, который, в силу ряда причин, на первый взгляд выбивается из общего хронологического ряда литературы двадцатого столетия, на самом же деле является лишь новой ее ступенью. Стилистические особенности языка Платонова позволили ему создать уникальную систему детских персонажей, которые живут и поныне глубоко внутри нас, то и дело напоминая о прекрасной простоте счастья и всего сущего на земле.