Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение 3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РФ 6
1.1 Избирательные комиссии РФ: понятие, система, основные положения 6
1.2 Становление и развитие института избирательных комиссий РФ 14
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 26
2.1 Формирование избирательных комиссий и назначение их руководителей 26
2.2 Правовое регулирование деятельности избирательных комиссий РФ 33
2.3 Полномочия избирательных комиссий 37
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ РФ 45
3.1 Проблемы законодательного регулирования статуса и функционирования избирательных комиссий 45
3.2 Совершенствование правового регулирования организации и деятельности избирательных комиссий в РФ 51
Заключение 62
Библиографический список 66
Приложение 73
Актуальность темы исследования. Современные избирательные отношения чрезвычайно разнообразны. Развиваются избирательные технологии, многие из которых идут вразрез с законом и идеалами демократии. Не прекращаются попытки использовать должностное положение государственных и муниципальных служащих в интересах кандидатов и политических объединений. Широкое распространение сети Интернет, способность сетевых ресурсов составлять серьезную конкуренцию традиционным СМИ повысили уровень запросов граждан на честность и открытость избирательных процедур. Системный закон «необходимого разнообразия», обеспечивающий результативное функционирование системы, требует соответствующего разнообразия форм и методов организации избирательного процесса, появления новых способов противодействия избирательным правонарушениям. В этих условиях система избирательных органов в России, безусловно, должна быть модернизирована.
Реформа избирательного законодательства, политической системы, проводимая активно в последние годы, определенная либерализация законодательства о политических партиях актуализируют и необходимость переосмысления роли и значения избирательных комиссий, их участия в избирательных кампаниях. Повышается роль избирательных комиссий не только как органа, занимающегося организацией избирательного процесса, но и как органа, активно выполняющего правозащитную, просветительскую функцию, увеличивается количество обращений, которые направляются в избирательные комиссии разных уровней. Назрела необходимость пересмотреть основные принципы формирования избиркомов, рассмотреть вопрос о возможном нормативном увеличении количества юристов в них.
Повышение доверия общества к институту выборов (прежде всего, в федеральные органы власти) во многом также обусловливается правовым статусом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее — ЦИК) в качестве постоянно действующего главного коллегиального федерального государственного органа по организации, проведению выборов в Российской Федерации и приданию воле народа нормативного (общеобязательного) характера, а также реализации гарантий конституционных прав граждан избирать и быть избранными. Интенсивное развитие избирательного законодательства опережает процесс теоретического осмысления статуса избирательных комиссий, и в первую очередь — ЦИК России, вопросы правового статуса которой в качестве коллегиального органа являются недостаточно разработанными в юридической науке.
Цель исследования заключается в анализе порядка регулирования правового статуса и полномочий избирательных комиссий на основе выявления особенностей их правового регулирования. Данная цель решается посредством выполнения следующих задач:
— проанализировать правоотношения, складывающиеся в результате деятельности избирательных комиссий РФ: понятие, систему, основные положения;
— изучить становление и развитие института избирательных комиссий РФ;
— определить порядок формирования избирательных комиссий и назначение их руководителей;
— исследовать правовое регулирование деятельности избирательных комиссий РФ;
— рассмотреть полномочия избирательных комиссий;
— выявить проблемы законодательного регулирования статуса и функционирования избирательных комиссий;
— охарактеризовать перспективы совершенствования правового регулирования организации и деятельности избирательных комиссий в РФ;
Объектом исследования являются избирательные правоотношения, в рамках которых регулируются избирательные комиссии.
Предметом исследования являются нормы избирательного законодательства, регулирующие правовой статус избирательных комиссий.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.А. Безуглова, В.И. Васильева, Ю.А. Веденеева, А.А. Вешнякова, А.И. Денисова, Ю.А. Дмитриева, А.В. Зиновьева, Т.Д. Зражевской, А.В. Иванченко, В.В. Игнатенко, В.Т. Кабышева, А.И. Кима, С.Д. Князева, А.И. Ковлера, А.Н. Кокотова, Е.И. Колюшина, В.А. Кряжкова, М.И. Кукушкина, О.Е. Кутафина, В.В. Лапаевой, В.И. Лысенко, В.В. Маклакова, М.С. Матейковича, А.А. Мишина, С.Г. Олькова, А.Е. Постникова, В.А. Серкова, Б.А. Страшуна, А.П. Сунцова, В.А. Туманова, Г.Н. Чеботарева, А.А. Югова, Ю.А. Юдина и др.
Методологической основой исследования является, прежде всего, инструментарий системного подхода. В процессе исследования используются такие общенаучные и частнонаучные методы познания, как диалектический, формально-логический, исторический, формально-юридический, системный и метод сравнительного правоведения.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации , федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, органов местного самоуправления, материалы судебной практики.
Работа имеет следующую структуру: включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных источников.
Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов и референдума. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Традиционно к основным функциям избирательных комиссий относится обязанность по назначению выборов, если уполномоченный на то орган или должностное лицо по каким-либо причинам этого не сделали самостоятельно и в срок; нарезка избирательных округов, формирование нижестоящих избирательных комиссий, составление списков избирателей, регистрация кандидатов, информирование избирателей, изготовление бюллетеней, определение итогов голосования и контроль за соблюдением избирательных прав граждан.
Система избирательных комиссий характеризуется строгой соподчиненностью и распределением полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Система взаимоотношений и полномочий избирательных комиссий при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления устанавливается региональным законодательством на основе федеральных законов. Взаимоотношения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с нижестоящими избирательными комиссиями при проведении иных выборов можно охарактеризовать как функциональное подчинение. Эту категорию можно использовать и при характеристике отношений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении выборов местного самоуправления. Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в ходе выборов, которые ими не проводятся, обладают правом осуществлять контроль над нижестоящими избирательными комиссиями только в части проверки эффективности осуществления ими своих функций в отношениях, связанных с проведением выборов соответствующего уровня.
Полагаем целесообразным п. 3 ст. 27 анализируемого Федерального закона № 67-ФЗ изложить в следующей редакции:
«3. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, как правило, в следующих пределах:
а) до 1001 избирателя — 3 — 9 членов участковой комиссии;
б) от 1001 до 2001 избирателя — 6 — 12 членов участковой комиссии;
в) более 2000 избирателей — 9 — 15 членов участковой комиссии».
Для того чтобы обеспечить соблюдение законодательства о выборах (в современной России — весьма сложного, объемного, содержащегося в различных источниках, включая законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления), требуется определенная квалификация граждан. Подобную квалификацию в отношении должностных лиц избирательных комиссий обеспечить проще, чем касаемо всех других членов избирательных комиссий. Например, посредством введения в состав участковых избирательных комиссий на правах полноценного участника без права голосования профессиональных юристов, представляющих государственные интересы. С учетом современной структуры и системы публичной власти наиболее предпочтительно возложение подобных полномочий на органы прокуратуры. Если бы в составе каждой участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса находился бы один прокурорский работник, который имеет прямое подчинение по вышестоящей линии вплоть до Генерального прокурора РФ, степень законности в деятельности участковых комиссий можно было бы поднять на более высокий качественный уровень. Прокурорские работники, во-первых, имеют достаточную численность, чтобы обеспечить охват всех без исключения участковых комиссий при проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов; во-вторых, на них законом возложена функция надзора за соблюдением законодательства (деятельность избирательных комиссий уже поднадзорна прокуратуре в силу действующих правовых норм); в-третьих, прокуратура в значительной степени не подвержена «местничеству» в том смысле, что она имеет федеральный статус и вертикально интегрированную структуру.
Кроме того, требуется определенное уточнение, внесение соответствующих изменений в действующее законодательство в части более четкого определения того, на какие отношения распространяется Закон № 67-ФЗ. Дело в том, что избирательные комиссии участвуют не только в выборах и референдумах, но и задействованы в иных формах непосредственной демократии, таких, как отзыв выборных лиц, голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципальных образований. Однако действующее избирательное законодательство наличия этих форм реализации прав граждан не предусматривает — на это содержатся определенные указания в соответствующем отраслевом законодательстве. Следует внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон № 67-ФЗ, а также отраслевое законодательство.
Представляется также целесообразной разработка и принятие специальной программы правового просвещения граждан по вопросам реализации избирательных прав.
Целесообразно также разработать предложения по внесению изменений в федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации об урегулировании вопросов, связанных с выстраиванием эффективности деятельности избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации исходя из современных условий (с учетом опыта проведенных избирательных кампаний) и внесения соответствующих предложений в законодательство субъекта Российской Федерации. Данная работа, на наш взгляд, должна осуществляться с привлечением не только практиков — организаторов выборов, но и представителей науки; только в этом случае будет достигнута цель эффективности исполнения избирательными комиссиями своих полномочий и достигнуто позитивное направление развития избирательной системы как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне Российской Федерации в целом.