Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение.. . .5
1. Теоретические и методологические аспекты психологических особенностей сексуального развития молодежи . . .7
1.1. Проблема сексуальности современной молодежи в психолого-педагогической литературе. . .7
1.2. Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте . . .12
1.3. Причины ранних сексуальных отношений. . . 22
1.4. Сексуальное воспитание . . . 29
1.5. Типология сексуального поведения молодежи . . . 36
2.Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания . . . 41
2.1 Методы исследования . . .41
2.2. Анализ результатов исследования . . . 47
Заключение . . .50
Список использованных источников . . .52
Приложение 1. Анкета И.С.Кона «Секс в вашей жизни» . . .55
Приложение 2 Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина). . . 56
Приложение 3. Анкета «Первый раз» . . .58
Секс (от лат. sexus — пол) – всё то, что относится к сфере половых отношений; «…сексуальность – совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения» [3, с. 18]. Данные определения отчётливо показывают, что секс и сексуальность входят в спектр психологической проблематики. При этом следует подчеркнуть, что рассмотрение вопросов сексуальности не принадлежит ни какой-либо сугубо отдельной психологической отрасли или дисциплине, ни какой-либо одной парадигме в психологии. Секс может быть источником конфликта не только между полами, но также между:
• поколениями – в вопросах полового воспитания и нравственности;
• социальными группами – в вопросах прав и дискриминации меньшинств;
• культурами – в вопросах норм, обычаев и традиций.
Таким образом, независимо от направления своей деятельности психолог должен иметь высокий уровень образованности в этом вопросе.
«Вопрос сексуальности окружен необыкновенным количеством предрассудков» [2, c. 281] – писал Альфред Адлер в первой половине прошлого века. Изменилось ли что-то в наши дни? В современном обществе по мере того, как сексуальная тематика становится всё более доступной широкой публике – уже можно даже сказать, навязываемой – качество информации отнюдь не улучшается. Например, пропагандируемый поп-культурой образ гиперсексуальной женщины, во-первых, нивелирует душевные, эмоциональные потребности женщины в сознании самих женщин, и порождает в (и без того плохо понимающих эти потребности) мужчинах ещё большую неспособность учитывать эти потребности; а, во-вторых, вызывает у некоторых, осознающих своё несоответствие этому образу, представительниц именуемого прекрасным – женского пола комплекс инфантильности. Можно привести ещё множество примеров, демонстрирующих, что изменения произошли ни в сторону уменьшения числа сексуальных предрассудков, а в сфере их содержания. Можно также отметить, что, несмотря на огромную загруженность современного человека различными видами деятельности и увлечений, и резкое снижение времени, оставшегося для любви, интерес человечества к половым вопросам нисколько не ослабевает. И здесь, несмотря на своё экономическое происхождение, вступает в силу закон: спрос рождает предложение – психология сексуальности молодая и быстро развивающаяся область знаний. Опираясь на медико-биологические, исторические, культурологические, филологические, социологические дисциплины она создает собственное гносеологическое пространство [3, с. 10]. И как было сказано выше, глобальность сексуальной проблематики сделает достижения и открытия психологии сексуальности актуальными и значимыми для большинства психологических отраслей.
Актуальность(проблема): С конца ХХ века в среде молодежи появилась тенденция вступления в раннюю половую связь юношей и девушек. Это «движение» берет свое начало из страны свободы и демократии — США. Именно там впервые подростки осмысленно начали встречаться друг с другом ради удовлетворения половых потребностей, полового влечения. Затем это распространилось на Европу и всю Америку, а потом, в начале 90-х, оно бурно распространилось и в России. За последние годы в сексуальном поведении и установках российской молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность.
Первая трудность — многомерность происходящих изменений. Психосексуальное развитие — один из аспектов онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, особенно с половым созреванием и дальнейшим изменением половой функции. Понять эти явления можно только в системе жизненного цикла организма. Вместе с тем психосексуальное развитие — результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Решающее значение здесь имеют социальные факторы: структура деятельности индивида, его взаимоотношения со значимыми другими, нормы половой морали, возраст и типичные формы раннего сексуального экспериментирования, нормативное определение супружеских ролей и т.д.
Вторая трудность — широкая вариативность, множественность типов психосексуального развития. Мужская модель развития существенно отличается от женской; сроки и последовательность фаз, характерные для одного поколения, могут оказаться непригодными для другого поколения и т.д.
Третья трудность — крайняя неравномерность распределения научных данных о психосексуальных особенностях разных этапов жизненного пути.
Данная тема является актуальной, так как сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.
Тема особенностей развития культуры сексуального поведения современной молодежи является актуальной, так как сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.
Половое воспитание подрастающего поколения — дело большой государственной важности. По мере роста научных, экономических и культурных достижений в стране обогащается и духовный мир нашей молодежи. Родители и педагоги должны внимательно следить за проявлениями детской и юношеской сексуальности, чтобы вовремя обеспечить предупредительные мероприятия, а если потребуется, и врачебную помощь.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические и методологические аспекты культуры сексуального поведения молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых, а так же были систематизированы причины возникновения и проявления сексуальности в подростковом возрасте. Для подростков характерно первые проявления сексуальности, фаза гиперсексуальности, стремление быть взрослым в том числе и в сексуальном плане.
Также были рассмотрены социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи, а так же причины ранних сексуальных отношений, и принципы воспитания. Для молодежи характерно: сексуально-эротическое поведение и мотивация эмансипируются от репродуктивной функции, расширяются возрастные рамки сексуальной активности, распространяется установка на возможную временность сексуального партнерства.
Были систематизированы причины ранних сексуальных отношений, которые подразделяются на социальные («сексуальная революция», внесение в личную жизнь духа коммерции, урбанизация), физиологические (ускорение полового созревания подростков), психические (подростковая гиперсексуальность) и педагогические (непродуманное и даже отсутствующее, половое воспитание юношей и девушек).
Сформулировали возможные принципы полового воспитания молодёжи: снятие словесных запретов, относящихся к сфере половых отношений. Открытость и искренность, родителей или преподавателей, при разговоре на эту тему. Качество и подробность объяснения. Многоаспектное, многоплановое половое образование. Ненавязчивое обучение основным навыкам, которые имеют целью дать понятие о правильных половых отношения. Нормальная загруженность подростка заботой, работой и учебой. Психоэмоционально акцентирование в процессе полового воспитания.
Так же были выявлены черты сексуального воспитания в современных условиях и необходимость к самовоспитанию которая включает: 1) Развитие яркого чувственно-эмоционального восприятия и переживания природы. 2) Формирование пронизанного положительными чувствами общения с разными людьми. 3) Необходимо учить детей, подростков, взрослых людей любить себя.
И наконец были систематизированы качественные условия сексуального воспитания: 1) Должны быть сформированы способы конструирования сексуальной радости путем особого саморегулирования личности.2) Должны быть сформированы ценности управления половым инстинктом таким образом, чтобы сексуальное общение было составной частью целостного взаимодействия двух индивидов. 3) Необходимо специальное обучение по насыщения чувства влюбленности теми социальными ценностями человека, на основе которых может реализоваться природное влечение к нему. 4) Развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.
Во второй главе нами были проведены эмпирические исследования особенностей развития культуры сексуального поведения современной молодежи, рассмотрены результаты данного исследования, подведены итоги. Которые показали, что испытуемые имеют нормальное сексуальное воспитание. Наблюдаются некие различия в ответах парней и девушек. Скорее всего это связано с формированием подростковой сексуальности, проявляющийся в половом созревании, разнообразных, обусловленных физиологически и анатомически, а именно различиях мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни. Так же было проведено сравнительное исследование между юношеским возрастом и взрослым, что еще раз позволило дать заключение о нормальности культуры сексуального поведения юношей.
Было выявлено что лишь у малой части респондентов имеются постоянные отношения с противоположным полом. В данных отношениях доминирует симпатия, нежели любовь. Скорее всего это связано с тем, что современная молодежь предпочитает свободные отношения, особенно ярко это выражено у респондентов 17-19 лет. Это обусловлено их возрастными особенностями, а так же занятостью будних дней, у них просто не остается времени, на то чтобы строить отношения с «второй половинкой», так же сюда можно отнести и юношеский максимализм.
И были выявлены различия в мотивации юношей и девушек.
И в итоге сделаны рекомендации: юношам и девушкам следить за личной гигиеной и пользоваться методами контрацепции в избежание нежелательной беременности, а так же в избежание появления венерических заболеваний; родителям подростков не вести беседы о сексуальном воспитание с подростками, так как современное чувственно-формирующее сексуальное воспитание может быть эффективным только тогда, когда будет осуществляться профессионалами; социальным работникам разработать специальные программы сексуального воспитания.