Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления системой дошкольного образования 5
1.1 Сущность и структура системы образования 5
1.2 Управление системой дошкольного образования в России 14
1.3 Современные тенденции развития дошкольного образования в России 22
Глава 2. Анализ управления системой дошкольного образования в г. Иркутске 39
2.1 Характеристика системы дошкольного образования в г. Иркутске и органов управления 39
2.2 Анализ показателей работы дошкольных учреждений в г.Иркутске 49
2.3 Основные проблемы развития дошкольного образования в г. Иркутске 54
Глава 3. Предложения по совершенствованию управления дошкольным образованием в муниципальном образовании (на примере г. Иркутска) 61
3.1 Перспективы создания и развития частных детских садов 61
3.2 Разработка проекта создания частного детского сада 64
3.3 Оценка эффективности создания частных детских садов 68
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Лучшим условием для дошкольников является возможность обучаться и воспитываться в ДОУ. Однако в современных условиях из-за острого дефицита мест в дошкольных учреждениях решить эту проблему на базе только детских садов нельзя. Выходом из сложившейся ситуации может стать использование других типов образовательных учреждений, при условии создания в них соответствующей учебно-материальной базы, предметно-развивающей среды, игровой зоны и т.д.
Российская система дошкольного образования является уникальной как по своей массовости, так и по многоаспектности услуг, ведь в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ребенку обеспечиваются не только воспитание и обучение, но также присмотр и уход (питание, медицинское обслуживание и др.). Дошкольное образование является исходной ступенью образовательной системы в целом, и именно от него во многом зависят дальнейшие результаты детей не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения, оно фактически обеспечивает детям равные стартовые возможности независимо от их места жительства, состояния здоровья, социального статуса родителей. Вот поэтому дошкольное образование имеет важное значение в воспитании и развитии всей нации, что определяет актуальность исследуемой темы дипломной работы.
Цель данной дипломной работы – разработать меры, направленные на сокращение очередей в детских садах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть систему образования в России;
— определить особенности управления дошкольным образованием;
— выявить современные тенденции развития дошкольного образования в России;
— охарактеризовать систему дошкольного образования в г. Иркутске и органов управления;
— проанализировать показатели работы дошкольных учреждений в г.Иркутске;
— выявить основные проблемы развития дошкольного образования в г. Иркутске;
— разработать проект создания частного детского сада в г.Иркутске и оценить эффективность его создания.
Объектом исследования являются дошкольные учреждения г.Иркутска. Предмет исследования – система управления дошкольными учреждениями.
Материалом исследования являются нормативно-правовые документы, программы, инструкции и другие документы дошкольного образования в г.Иркутске.
Основными методами исследования являются: наблюдение, сравнение (сопоставление), анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные меры по созданию коммерческого детского сада возможно применить в г.Иркутске с целью снижения очередей в детские сады.
Сегодня в России появилось понимание, что ступень дошкольного образования вообще существует и что она важна. У нас такое понимание тоже появилось, возникли даже попытки рассмотреть дошкольное образование как ступень общего образования. То есть дошкольное образование заняло определенное место в социальном сознании не только населения, но и руководителей системы.
Во всех ведущих странах дошкольное образование оказалось в поле образовательной политики. Его курируют жены лидеров государств, в США есть система законов, специально посвященных дошкольному образованию. В Россию понимание его важности приходит только сейчас. И если в 1990-е годы ценностью было высшее образование и школьное как подготовка к нему, то сейчас, говоря о гуманизации и даже гуманитаризации общества, мы понимаем, что дошкольный возраст очень перспективен для развития человека. И это усиливается ориентацией на западные образцы. Мы пришли к осознанию того, что дошкольное образование как объект и предмет социальной политики очень эффективно с точки зрения финансовых вложений, пусть даже этот эффект проявится через 15 лет. Сейчас главная сложность заключается в том, как соотносить его с системой школьного образования.
На сегодняшний день в г.Иркутске получают дошкольное образование всего 26658 человек. При этом заметим, что более половины детей, нуждающихся в дошкольном образовании не получают его. В современных условиях только половина детей дошкольного возраста могут получить дошкольное образование, оставшаяся половина вынуждена находится на домашнем содержании, из-за чего их родители трудоспособного возраста не могут выйти на работу. Таким образом, ситуация не только в Иркутске, но и в других городах России с детскими садами очень напряженная и требует немедленных действий со стороны как государственных и муниципальных органов, так и родителей. Тенденция к росту числа детей, не охваченных МДОУ ежегодно растет в Иркутске, в связи с прогнозируемым ростом рождаемости в 2013-2014 года она только усугубится. Несмотря на предпринятые местными органами власти мерами, коэффициент не охваченных дошкольным образованием детей в г.Иркутске в 2012 году вырос на порядок. Низкие темпы роста ввода новых детских садов, неактивная работа по созданию частных детских садов приводит к тому, что появляются «подпольные» учреждения предоставляющие услуги дошкольного образования, которые наносят значительный вред детям дошкольного возраста. Кого же государство хочет вырастить на свою смену?
В целом анализ дошкольного образования в г.Иркутске показал на слабую организованность. Более половины детей нуждаются в дошкольном образовании и ситуация за последние 3 года не меняется, а только усугубляется, что свидетельствует о неэффективных мерах, проводимых на муниципальном уровне г.Иркутска.
Наиболее ярковыраженные проблемы иркутского дошкольного образования заключаются в следующем:
— высокий коэффициент неохваченных дошкольным образованием детей в возрасте 1-7 лет в г.Иркутске (да и по стране в целом)
— неэффективность государственного и муниципального финансирования дошкольного образования (повышение заработных план педагогов МДОУ не привлекло внимание воспитателей, все еще мало желающих работать за мизерные заработные платы)
— коррупция в дошкольных учреждениях (взятки за то чтобы попасть в детский сад, необоснованное предоставление платных услуг в детских муниципальных садах и т.п.)
— малокомплектность частных детских садов (выращивают эгоистов, много уделяют индивидуального времени ребенку) и высокая загруженность муниципальных детских садов, что снижает качество обучения детей.
Подход к решению сложившихся проблем должен быть комплексным.
Сегодня государство должно создать некий социальный институт, который отслеживал бы движение ребенка в системе образования и в котором был бы слышен голос не только родителей и педагога, но и самого ребенка. То есть ребенок должен почувствовать, что является ценностью не только для родителя, но и для общества.
В настоящее время немногие родители могут позволить себе заниматься воспитанием детей дома. В то же время детские сады переполнены, попасть в них очень сложно. Поэтому услугой первой необходимости можно считать открытие частных дошкольных учреждений.
Расчеты в дипломной работе показали, что для открытия детского сада в арендованном помещении площадью 400- 500 кв. м необходимы средства в размере около 1 млн. руб. Окупить вложения при полной загрузке детского сада можно в течение 1 года.
Таким образом, открытие частного детского сада уменьшит количество очередников на 45 человек. Если в 2013 году будет открыто 10 таких детских садов, то число детей, пребывающих в частных садах составит 1520+450 = 1970 чел. Но даже открытие 10 детских садов мало изменит ситуацию, необходимы координальные меры борьбы с данной проблемой: выделение средств государства на строительство новых садов (состоящих из 8-10 групп по 20 человек), что сразу же сократит очередь на 200 человек, что гораздо значительнее, чем открытие частных детских садов. Но пока эти средства не выделяются единственной мерой борьбы с сокращением очередников является коммерческий детский сад.