Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕВЕНЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания
1.2 Содержание профессиональной деятельности социальных работников и факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания
1.3 Современные технологии превенции эмоционального выгорания
Выводы по первой главе
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания у социальных работников
Выводы по второй главе
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПРЕВЕНЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
3.1 Проект программы семинара-тренинга превенции эмоционального выгорания
3.2 Рекомендации по индивидуальной (самостоятельной) превенции эмоционального выгорания для социального работника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛОССАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики эмоционального выгорания В.Бойко
Актуальность исследования. Феномен эмоционального выгорания является актуальным среди представителей профессии «человек — человек», который в последние десятилетия получил глобальное распространение в сфере социальной работы.
По мнению многих исследователей, эмоциональное выгорание в большей степени свойственно представителям помогающих профессий, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с людьми, эмоциональным перенапряжением. От 30 до 90% работающих врачей, педагогов, социальных работников, психологов, психотерапевтов, спасателей, юристов и т.д. в той или иной степени подвержены синдрому эмоционального выгорания.
От работников помогающих профессий требуются такие качества как коммуникабельность, эмпатия (проникновение во внутренний мир другого человека за счет сопричастности его переживаниям), принятие личных устремлений, инициатив и индивидуальных особенностей клиентов, гуманизм и милосердие.
Труд представителей помогающих профессий сопровождается достаточно интенсивным и длительным общением с клиентами. Все это требует больших психологических и физиологических затрат, а следовательно, рано или поздно представители помогающих профессий начинают испытывать большое напряжение, а в последствии из-за больших перегрузок эмоциональное, физическое и умственное истощение.
Работа в социальной сфере требует эмоциональной отдачи, психологического напряжения, внутренней организованности и волевой устойчивости. Возникает противоречие ценностей специалиста по социальной работе и клиента, риск конфликтных ситуаций. Поэтому после длительного общения с клиентами возникает ощущение усталости, которое сопровождается разочарованием, понижение интереса к работе.
Кроме того, специалисты могут быть недовольны престижем и профессиональным, социальным статусом своей деятельности, которая оценивается низким вознаграждением в эквиваленте заработной платы и снижением мотивации. Отсутствие механизма отбора на работу, низкая подготовленность к работе (теоретическая и психологическая), несоответствие работников требованиям руководства и их неудовлетворенность профессиональной деятельностью также являются причинами возникновения эмоционального выгорания.
В связи с этим, одной из актуальных задач сегодня является сохранение психического здоровья и поддержания психологического благополучия специалистов по социальной работе. Но, несмотря на высокую стрессогенность профессиональной деятельности и риск возникновения синдрома эмоционального выгорания, социальные работники слабо осведомлены с методами его превенции, профилактики. Особенно данная проблема касается специалистов по социальной работе, которые работают непосредственно с клиентами. Поэтому нужно создавать, совершенствовать и внедрять технологии превенции эмоционального выгорания в практику социальной работы.
В связи с этим, цель исследования — разработка технологии превенции эмоционального выгорания у социальных работников.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания.
2. Раскрыть содержание профессиональной деятельности социальных работников.
3. Выявить факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания у специалиста по социальной работе.
4. Провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания у социальных работников.
5. Разработать рекомендации, технологии по профилактике, превенции эмоционального выгорания социальных работников.
Объект исследования — эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности социального работника.
Предмет исследования — превенции эмоционального выгорания у социальных работников.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнительный анализ, тестирование.
База исследования. Исследование проводилось на базе Службы социальной помощи семье и детям. В исследовании приняло участие 16 специалистов социальной работы.
Изученность проблемы. Проблема возникновения и развития синдрома профессионального выгорания рассматривается в работах таких зарубежных и отечественных ученых, исследователей, как: Х. Фрейденберг, К.Маслач, С.Джексон, Г. Селье, Л.А.Китаев-Смык, А.Б.Леонова, В.А.Бодров, П.И.Сидоров, Н.Курганский, Т. Немчин, Л. М. Карамушка, С. Д. Максименко, В. Е. Орел, Д.Г. Трунов, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.А. Орел, Т.И. Ронгинская, Т.В.Форманюк С.Старчегкова и др.
Их анализ показал, что эмоциональное выгорание как сложное многоаспектное явление описывается с разных концептуальных позиций, вызывает его неоднозначное определение в системе понятий [20].
Теоретическое и практическое изучение возникновения и развитие эмоционального выгорания будет способствовать углублению представлений социальных работников о феномене выгорания и его проявлениях. Это в будущем позволит превентировать возникновение симптомов, и овладеть практическими методами их преодоления.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список, глоссарий и приложение.
Теоретический анализ различных источников позволяет сделать вывод о том, что проблема эмоционального выгорания особенно актуальна в помогающих профессиях, к которым относятся социальные работники. Исследуя симптомы эмоционального выгорания, можно согласиться с тем, что в результате возникают дисфункциональные последствия, которые могут отрицательно повлиять на исполнение профессиональных обязанностей и отношения с клиентами.
Одним из критериев наличия эмоционального выгорания является наличие фаз эмоционального выгорания — напряжения, резистенции, истощения. На разных фазах эмоционального выгорания требуется применение различных технологий превенции этих состояний.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы:
— анализ результатов позволяют утверждать, что большинство исследуемых социальных работников подвержены эмоциональному выгоранию;
— уровень сформированности выгорания снижает успешность выполнения профессиональной деятельности;
— применяемые методы превенции эмоционального выгорания несовершенны.
Социальные работники, подверженные эмоциональному выгоранию, имеют довольно высокий уровень тревоги, неадекватного реагирования и расширения сферы экономии эмоций, требующие длительной коррекции по снижению уровня эмоционального выгорания.
Наблюдается закономерность наличия степени «выгорания» и сниженной адаптивности, которые часто пропорционально зависят от возраста или от продолжительности занимаемой должности. Чем гибче выстроена нервно-психическая система социального работника, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации, и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.
С другой стороны эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в коллективах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
В целом, можно сказать, что наличие эмоционального выгорания, присущее социальным работникам, влечет за собой снижение адаптационных способностей.
Важным условием превенции синдрома эмоционального выгорания является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Психогигиена социального работника обеспечивается пониманием сущности рассматриваемого синдрома, а также наличием таких личностных качеств, как эмоциональная устойчивость, готовность к психическим перегрузкам. Важное значение имеют такие психоаналитические качества социальных работников, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Наличие самообладания у социальных работников в ситуациях профессионального взаимодействия со сложными клиентами рассматривается как проявление профессионализма.
Есть уверенность, что работа над собой, рациональный анализ, визуализация событий, голос рассудка помогут социальным работникам подсказать свои технологии превенций эмоционального выгорания, и всякий раз находить оптимальный выход из сложных ситуаций.