Дипломная работа: Стратегии поведения в конфликте сотрудников образовательных учреждений с различными характеристиками социального и эмоционального интеллекта

Дипломная работа: Стратегии поведения в конфликте сотрудников образовательных учреждений с различными характеристиками социального и эмоционального интеллекта

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

АННОТАЦИЯ    3
ВВЕДЕНИЕ    4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ    9
1.1. Понятие конфликта в психологии и условия его возникновения и развития    9
1.2. Особенности конфликтов в системе образования    16
1.3.Роль социального и эмоционального интеллекта в выборе стратегии поведения в конфликте    25
1.4. Выводы    34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА    37
2.1. Программа эмпирического исследования    37
2.2. Методы исследования    39
2.3. Анализ и обсуждение результатов    42
2.4. Выводы    54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1    66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2    73

Не смотря на то, что исследование конфликтов как социального явления началось сравнительно недавно, в последние годы значительно усилилось внимание к проблеме конфликта в системе образования, на что указывает появление достаточно большого количества публикаций, диссертационных исследований, монографий, посвященных различным аспектам конфликтов в образовательных учреждениях.
Интерес исследователей к данной проблеме обусловлен возрастанием конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях, связанного с падение престижа педагогической деятельности, авторитарностью в управлении образованием, отсутствием современной парадигмы образования, переоценкой  ценностей,  традиционных  установок,  форм  взаимодействия  основных  субъектов  образовательного  процесса,  что неизбежно  приводит  к  возникновению  конфликтных  ситуаций [11]; [24]; [53] и др. Педагогические конфликты являются причиной трудностей педагогического взаимодействия, снижают эффективность образовательного процесса. Это обуславливает необходимость изучения факторов и условий предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в образовательных учреждений. По нашему мнению, большое значение в этом имеет уровень социального и эмоционального интеллекта педагога, как составляющие коммуникативной компетентности, прямо влияющей на   поведение личности в ситуациях межличностного общения.
Исследованию конфликтов в системе образования посвящены работы  В.М. Афоньковой, А.С. Белкина, М.Г. Битяновой,  Т.В. Врачинской, В.И. Журавлева, С.В. Баныкиной, Т.А. Чистяковой, И.И. Рыдановой, М.М. Рыбаковой, Н. И. Леонова, Н. А. Гурьевой, С.В. Баныкиной, В.М. Шепелем, А.В. Майоровой, И. В. Сафроновой, Т.Р. Саралиевой, С.А. Новиковой, Н.У. Ярычева и др. Достаточно много работ посвящено системе подготовки педагогов к работе в конфликтологической среде (O.A. Иванова, 3.3. Дринка, Д.В. Горелова, М.И. Реутов и др.).
Вопросы предупреждения и урегулирования педагогических конфликтов рассматриваются Р.X. Шакуровым, Б.С. Алишевым, И.П. Башкатовым, А.Ф. Пеленевым, Т.А. Чистяковой, В.В. Тарабаевой, И.В. Сафроновой, С.А. Новиковой и др.
Однако изучению влияния личностных свойств учителя на особенности поведения в конфликте  посвящены только отдельные работы, среди которых можно выделить диссертационное исследование Е.А. Рыльской, изучавшей влияние свойств  личности  учителя  на особенности  его  конфликтов  в  педколлективе.
Исследований, направленных на изучение социального и эмоционального интеллекта, как факторов, обуславливающих поведение в конфликте сотрудников образовательных учреждений, в доступной литературе обнаружено не было. Тем не менее, на важную роль социального и эмоционального интеллекта в межличностном общении указывают многие исследователи (Э. Торндайк, Ф. Вернон, Дж. Гилфорд, М. Салливен, П. Сэловей, Дж. Мейер, Д. Гоулмен, Д.В. Люсин, В.Н. Куницына, В.А. Савенков и Д.В. Ушаков и др.)
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью изучения влияния социального и эмоционального интеллекта на поведение в конфликте сотрудников образовательных учреждений и теоретической  и эмпирической неразработанностью данного вопроса.
Цель исследования: выявить стратегии поведения в конфликте сотрудников образовательных учреждений с различными характеристиками социального и эмоционального интеллекта.
Объектом исследования является конфликт в системе образования, предметом – стратегии поведения в конфликте сотрудников образовательных учреждений с различными характеристиками социального и эмоционального интеллекта.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что  выбор стратегии  поведения в конфликте сотрудников образовательных учреждений  зависит от характеристики социального и эмоционального интеллекта.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать понятие конфликта в психологии и условия его возникновения.
2. Рассмотреть особенности конфликтов в системе образования.
3.Выявить роль социального и эмоционального интеллекта в выборе стратегии поведения в конфликте.
4. Провести эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте сотрудников образовательных учреждений с различными характеристиками социального и эмоционального интеллекта.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Теоретическую основу исследования составили теория социального конфликта (А.К. Зайцев, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Козер и др.); теоретические положения по проблеме конфликтов в системе образования (С.В. Баныкина, М.М. Рыбакова, В.А. Сластенин, Е.А. Рыльская и др.); исследования роли социального и эмоционального интеллекта в межличностном взаимодействии (Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Д. Гоулман, Р. Бар-Он, М.А. Манойлова, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева и др.).
В работе использовался следующий комплекс методов.
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по  проблеме конфликтов в системе образования.
2. Методы сбора эмпирической информации: тестовый метод (метод объективных тестов и метод стандартизированного самоотчета).
3. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный, в том числе статистический, анализ эмпирических данных (статистический критерий Стьюдента, корреляционный анализ).
Исследование было проведено в период с сентября 2013 г. по май 2014 г. и включало в себя три этапа:
Первый этап: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, уточнение категориального аппарата, выдвижение гипотезы, разработка программы эмпирического исследования, проведение пилотажного исследования.
Второй этап: уточнение теоретических аспектов исследования и его гипотезы, корректировка программы эмпирического исследования.
Третий этап: осуществление основного исследования (проведение эмпирического исследования), обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и психологических рекомендаций, целостное оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна проведенного исследования заключается в эмпирическом обосновании роли социального и эмоционального интеллекта в выборе стратегии поведения в конфликте сотрудников образовательных учреждений (данная проблема не подвергалась научному исследованию)
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе, направленной на повышение конфликтологической компетентности сотрудников образовательных учреждений
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 8 параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 64 наименования, и 2 приложений. Общий объем работы, включая приложения 78 страниц.
Испытуемые: сотрудники общеобразовательной школы (педагоги) в возрасте 26-45 лет, в количестве 30 человек.
Методики:
1. «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» (МДСВ) Томаса.
2. Методика диагностики социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливен)
3. Методика диагностики «эмоционального интеллекта» (Н. Холла)

Выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию стратегий поведения в конфликте сотрудников образовательных учреждений с различными характеристиками социального и эмоционального интеллекта
Анализ и обобщение теоретического материала позволил сделать вывод о том, что определение педагогического конфликта, как «противоречия, возникающего в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов и учащихся, нуждающегося в разрешении и гармонизации отношений», а также  многообразие и сложность педагогических конфликтов, в основе которых лежит множество причин, обусловленных спецификой педагогического взаимодействия, требуют от педагога наличия таких   профессионально  важных  качеств, как готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов,  умение  осуществлять  диалог,  находить  целесообразные  решения  по возникающим противоречиям. Следовательно, важным ресурсом эффективной деятельности учителя является конфликтологическая компетентность. По нашему мнению, важную роль в этом играют уровень социального и эмоционального интеллекта педагога. Специальных исследований, посвященных данному аспекту конфликтологической компетентности педагога в доступной литературе обнаружено не было.
Однако анализ роли социального и эмоционального интеллекта в межличностном взаимодействии показал, что социальный интеллект является способностью  человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях по их вербальным и невербальным качествам. Эмоциональный  интеллект – это способность  к  пониманию  и управлению  собственными  эмоциями  и  эмоциями  других  людей, эмоциональная  осведомлённость,  способность  к самомотивации. Сделанные выводы позволяют предположить, что поведение людей с высоким уровнем развития социального и эмоционального интеллекта будет направлено на конструктивное разрешение конфликта, а, следовательно, они будут использовать конструктивные стратегии поведения – сотрудничество и компромисс.
Также теоретический анализ показал, что одной из особенностей педагогических конфликтов является то, что, если в целом в социальном взаимодействии адаптивной стратегией, ведущей к конструктивному разрешению конфликтов является стратегия сотрудничества и компромисса, то в педагогическом взаимодействии выбор стратегии поведения зависит от ситуации, все стратегии могут оказаться как адаптивными, так и неадаптивными. Определение адекватности той или иной стратегии в зависимости от ситуации, по нашему мнению, также  может зависеть от уровня социального и эмоционального интеллекта педагога.
Результаты эмпирического исследования показали, что Педагоги с высокими показателями социального и эмоционального интеллекта в большей степени склонны к использованию в конфликте стратегии сотрудничества, а педагоги со значимо более низкими характеристиками социального и эмоционального интеллекта более склонны к выбору стратегии соперничества.
Чем в большей степени развит социальный интеллект, а именно такие его характеристики, как  способность   познания классов поведения по невербальным реакциям и способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях (познание систем  поведения), чем в большей степени проявляется стратегия сотрудничества в межличностном взаимодействии и тем в меньшей степени стратегия соперничества.
Чем сильнее развита у педагога способность к познанию результатов поведения, то есть способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем, тем в большей степени проявляется склонность к использованию стратегии компромисса.
Характеристики эмоционального интеллекта не имеют значимых связей со стратегиями поведения в конфликте, что позволяет сделать вывод о том, что социальный интеллект, как способность к прогнозированию и оценке поведения партнера по общению более значим в выборе стратегии поведения в конфликте, чем эмоциональный интеллект, как способность к распознаванию и управлению своими и чужими эмоциями.
Выявлена большая склонность педагогов с высокими показателями социального и эмоционального интеллекта к использованию смешанных стратегий, в сравнении с педагогами с более низкими их показателями, позволяет предположить, что педагоги с высоким уровнем социального и эмоционального интеллекта  более способны к варьированию своего поведения в конфликте в зависимости от ситуации. Поскольку в ходе теоретического исследования было выявлено, что  одной из особенностей педагогических конфликтов является то, что, если в целом в социальном взаимодействии адаптивной стратегией, ведущей к конструктивному разрешению конфликтов является стратегия сотрудничества и компромисса, то в педагогическом взаимодействии выбор стратегии поведения зависит от ситуации, то выявленное качество можно расценивать как профессионально важный компонент конфликтологической компетентности педагога.
Таким образом, результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.
Полученные результаты позволяют рекомендовать проведение мероприятий (тренингов, коррекционно-развивающей работы) по развитию социального и эмоционального интеллекта сотрудников системы образования как необходимого компонента их конфликтологической компетентности.

  • Дата: Сентябрь, 2016
  • Скачать: http://adf.ly/1fFl3V

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.