Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1. История возникновения и бытования кукольного образа……………..……7
1.1. История зарождения и развития кукольного образа в народном творчестве…………………………………………………………………………………..7
1.2. Виды авторской куклы и особенности их изготовления……………………..…..13
1.3. Технология изготовления авторской куклы…………………………….…..……..17
ГЛАВА 2. Развитие художественных способностей детей среднего возраста в кружке авторской куклы…………………………………………………………………30
2.1. Особенности развития художественных-творческих способностей детей среднего подросткового возраста……………………………………..………………..30
2.2. Проект программы «Авторская кукла» в системе дополнительного образования по развитию художественных способностей детей…….…………………………..…38
2.3. Конспект урока по изготовлению авторской куклы……………….……………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗЛОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………………56
Кукле во все времена отводили важную роль потому, что человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми
Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Народная кукла первая среди игрушек, но она практически забыта нашими современниками.
Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. В арт-терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия. И это неудивительно. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам.
Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая. Нам следует сохранить свою, отшлифованную веками, традицию. Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная хата с глиняным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.
Являясь своеобразным отражением человека, кукла дает ему возможность взглянуть со стороны на самого себя.
Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место здесь занимает дополнительное образование, которое открывает ребенку максимум направлений для развития его потенциальных творческих способностей с учетом его интересов, желаний и возможностей.
Система дополнительного образования — это не предлагаемая ребенку готовая среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда. Художественно-творческие способности ребенка формируются посредством овладения в процессе воспитания и обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуального жизненного пути у ребенка формируется — на основе задатков — индивидуально своеобразный склад способностей, требующий индивидуального подхода к каждой конкретной личности.
Изготовление народной – авторской куклы, является одним из интереснейших направлений современного художественного творчества и как любой вид творчества, способствует развитию задатков и художественных способностей детей.
Проблема формирования художественно-творческих способностей имеет, наряду с педагогическим, и свой психологический аспект (Л.С.Выготский, А.Н.Леоньтев, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов), проблема развития художественно-творческих способностей разрабатывалась Т.И.Артемьевой, И.А.Генераловой, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, А.А.Мелик-Пашаевым.
Большое значение для данного исследования имеют труды М.А.Ариарского, Т.И.Баклановой, Е.В. Великановой, Е.И.Григорьевой, Г.А.Евтеевой, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Е.В. Литовкина, Ю.А.Стрельцова, А.А.Сукало, Б.А.Титова, Н.Н. Ярошенко и др., в которых раскрыты природа и сущность досуга, обоснованы принципы социально-культурной деятельности, выявлен ее развивающий потенциал, исследованы особенности системы дополнительного образования в раскрытии художественных способностей и творческих потенций.
Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования художественного творчества и художественных способностей на уроках дополнительного образования полностью не раскрыта.
Проблема формирования художественно-творческих способностей подростков в процессе изготовления авторской куклы не являлась предметом особого изучения, что и определило тему выбранного дипломного исследования.
Объект исследования — художественно-творческие способности детей подросткового возраста.
Предмет исследования — процесс формирования художественно-творческих способностей подростков на занятиях по изготовлению авторской куклы.
Цель исследования – изучить особенности формирования художественных способностей детей среднего возраста в кружке авторской куклы.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи;
1.Описать историю зарождения и развития кукольного образа в народном творчестве.
2.Рассмотреть виды авторской куклы и особенности их изготовления.
3.Изучить технологию изготовления авторской куклы
4.Провести исследование особенностей развития художественных-творческих способностей детей среднего подросткового возраста.
5.Подготовить проект программы «Авторская кукла» в системе дополнительного образования по развитию. Художественных способностей детей.
6.Составить конспект урока по изготовлению авторской куклы
В основу исследования была положена гипотеза что развитие художественных способностей детей в системе дополнительного образования будет наиболее эффективна, если использовать занятия по изготовлению авторской куклы.
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, социологической, психологической, культурологической и методической литературы, имеющихся разработок в социально- культурной сфере; беседы, анализ документов, отражающих содержание социально- культурной деятельности учреждений дополнительного образования; педагогический эксперимент.
Научная новизна — разработана, обоснована и экспериментально проверена методика развития творческих способностей подростков в процессе занятий по изготовлению авторской куклы.
Теоретическая значимость работы — внесен вклад в теорию и методику преподавания декоративно-прикладного искусства, решена важная научно-педагогическая задача развития творческих способностей подростков в процессе создания авторской куклы.
Практическая значимость –состоит в том, что разработанные автором программа и методические рекомендации по проведению занятий, направленные на развитие творческих способностей подростков, позволяют с
большей эффективностью организовать учебно-воспитательный процесс на занятиях в системе дополнительного образования.
Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В итоге выполнения проекта сделаны следующие выводы:
1. Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.
2. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
3. Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.
4. Авторская кукла это продукт творчества, и как всякое творчество заключает в себе полет фантазии, поэтому в изготовлении авторской куклы применялись и применяются различные материалы от сложных до любых сподручных, индивидуальность работы и делает ее авторской.
5. Существуют технологии изготовления того или иного вида авторской куклы, они зависят от материалов из которых кукла будет изготавливаться, от ее назначения, но тем не менее существуют и общие моменты которые обуславливают этапы авторской работы по созданию куклы.
6.Развитие творческих способностей в подростковом возрасте имеет свои особенности обусловленные спецификой данного возрастного этапа.
7.В подростковом возрасте дети стремятся к проявлению индивидуальности, этому могут способствовать занятия по изготовлению авторской куклы.
8. Проведенное нами исследование творческих способностей позволяет говорить о том, что без специальной работы по их развитию, их уровень будет сохраняться на среднем уровне, достигающим или близком к возрастной норме.
9.Предложенная программа по развитию художественных способностей посредством работы по изготовлению авторской куклы, призвана не только развивать указанный вид способностей, но и мотивировать детей к занятию народным творчеством, что соответственно ведет к общему развитию творческих способностей.