Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Глава 1 Понятие и содержание уголовного наказания в виде ограничения свободы………………………………………………4
Глава 2 Назначения уголовного наказания в виде ограничения свободы………………………………………………………………….10
2.1 Обстоятельства, учитывающие судом при назначении уголовного наказания………………………………………………………………………..12
2.2 Характеристика Осужденных к ограничению свободы……………..14
Глава 3 Исполнение уголовного наказания в виде ограничения свободы
3.1 Порядок исполнения наказаний…………………………………………19
3.2 Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы……………………………………………………………………..29
3.3 Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы…………………………………37
3.4 Замена уголовного наказания в виде ограничения свободы………..39
Уголовное наказание в виде ограничение свободы планировалось ввести в действие гораздо раньше, одновременно с УК РФ 1997 г. Но уже спустя полгода после принятия УК РФ была установлена отсрочка. В итоге В соответствии со ст. 4 ФЗ от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» положения УК РФ о наказании в виде ограничения свободы вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ, по мере создания необходимых условий для исполнения данного вида наказания, но не позднее 2001г. После этого установили новые сроки вплоть до 2009г.
Содержание ограничения свободы как вида уголовного наказания было полностью изменено с 10 января 2010 г. со вступлением в силу ст. 6, 7 Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы»
Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.
Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Исполнение данного наказания осуществляется на основании ст. 53 УК РФ, в соответствии с главой 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и «Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы», утвержденной приказом Минюста РФ от 11 октября 2010 г. № 258. Ст. 47.1 УИК РФ устанавливает, что специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция, как правило, по месту жительства осужденного . Ст. 54 УИК РФ закрепляет обязанности УИИ: ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, не отбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. УИК РФ также устанавливает обязанности осужденных, меры поощрения и взыскания, порядок их применения, ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания, а также надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы .
Уголовное наказание в виде ограничение свободы в соответствии со статьей 45 Уголовного кодекса Российской Федерации имеет двойственную природу, оно может применяться как основное, так и как дополнительное наказание . Это деление влияет на продолжительность (срок): в качестве основного, наказание в виде ограничения свободы, назначается на срок от двух до четырех месяцев, за преступления небольшой и средней тяжести; в качестве дополнительного наказание назначается на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного наказания за совершение некоторых тяжких и особо тяжких преступлений, в частности за посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства. При этом ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории России.
Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Суд по представлению органа уголовно-исполнительной системы, осуществляющего надзор за лицом, отбывающим ограничение свободы, может отменить частично либо, наоборот, дополнить установленные осужденному ограничения. А основанием для принятия соответствующего решения является поведение осужденного
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить не отбытую часть наказания лишения свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
Злостно уклоняющимся признается:
а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;
б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;
в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение 30 дней;
г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с выданным предписанием.
Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность по ст. 314 УК РФ, в соответствии с которой злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания наказывается лишением свободы на срок до одного года .
Необходимо отметить тот факт, что ограничение свободы не может быть назначено ряду категорий осужденных:
а) военнослужащим;
б) иностранным гражданам и лицам без гражданства;
в) лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В Федеральной службе исполнения наказаний полагают, что этот вид наказания спасет от тюрьмы сотни тысяч человек. Ограничение свободы может быть назначено примерно 113 тысячам осужденных ежегодно.
В частности, ограничение свободы может быть назначено за клевету, оскорбление, кражу, мошенничество, присвоение или растрату, за грабеж. За тяжкие преступления ограничение свободы может быть назначено как дополнительное наказание. Однако снижаться численность населения колоний будет постепенно: понадобится время, чтобы судьи стали в полной мере применять ограничение свободы в виде наказания.
В соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса: «Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации» .
Спустя два года со дня введения в действия новой редакции ограничения свободы, появилась возможность провести исследования практики применения ограничения свободы на основании применения статистических методов исследования и с использованием официальных данных.
В соответствии с отчетом Судебного департамента при Верховном Суде РФ о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел за шесть месяцев 2010 г. ограничение свободы в качестве основного вида наказания было назначено 3 179 осужденным, в том числе 183 несовершеннолетним; за двенадцать месяцев 2010 г. ограничение свободы в качестве основного вида наказания было назначено 7 893 осужденным, в том числе 483 несовершеннолетним.
Порядок применения мер поощрения к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы регулируется ст. 59 УИК РФ, в соответствии с которой правом применения мер поощрения в полном объеме пользуется начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо в форме постановления с учетом характера и тяжести совершенного нарушения, личности и поведения осужденного, отбытого срока и объявляется осужденному под роспись .
За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе инспекция может применять к осужденному меры поощрения, такие как:
. благодарность;
. досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
. разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней;
. разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования.
Применение мер поощрения в виде разрешения на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней, разрешения на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования рассматривается по обращению осужденного.
К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, инспекция может применить меры поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Применение данного вида поощрения возможно по истечении трех месяцев со дня вынесения предупреждения и по истечении шести месяцев со дня вынесения официального предостережения. При этом при наличии двух взысканий первым снимается взыскание, наложенное ранее и не являющееся на момент поощрения погашенным. Если в течение года со дня наложения взыскания не будет применено новое взыскание, осужденный считается не имеющим взыскания, а наложенное взыскание — погашенным.
Уголовно-исполнительное законодательство разделяет противоправное поведение осужденного к ограничению свободы на нарушение порядка и условий отбывания наказания (ч. 1 ст. 58 УИК РФ) и злостное уклонение от отбывания наказания (ч. 4 ст. 58 УИК РФ).
К первой группе относятся:
1) Неявка в УИИ: а) для постановки на учет; б) по вызову для дачи устных/письменных объяснений; в) на регистрацию.
Такое поведение влечет за собой последствия, когда осужденный не доказал наличие уважительной причины.
2) Несоблюдение без уважительных причин установленных приговором суда ограничений.
3) Невыполнение обязанности уведомить УИИ об изменении места работы или учебы в течение семи дней после изменения места работы (учебы). Но, если судом установлено ограничение «не менять место работы или учебы без согласия УИИ», то осужденный обязан сначала получить разрешение
инспекции, а только потом изменить место работы (учебы). В противном случае это будет несоблюдение установленных ограничений даже при последующем уведомлении осужденным сотрудника УИИ.
4) Нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности.
Нарушением общественного порядка является совершение осужденным административного правонарушения, предусмотренного главой 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП), и соответствующими главами кодексов (или законов) субъектов РФ об административных правонарушениях. Данная норма необоснованно сужает круг административных правонарушений, которые являются нарушением порядка отбывания ограничения свободы. Так, например, в соответствии с санкциями статей 158 (кража) и 228 (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств) УК РФ суд может назначить за данные преступления основное наказание в виде ограничение свободы. В то же время закон не позволяет считать нарушением порядка отбывания данного наказания, например, мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП) или незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических веществ, когда эти действия не являются преступными (ст. 6.8 КоАП). Согласно ч. 4 ст. 58 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания наказания признается осужденный: 1) допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.
Порядок наложения взысканий предусмотрен ч. 2 ст. 58 УИК РФ. В соответствии с этой нормой к осужденному применяются две меры взыскания:
предупреждение и официальное предостережение. За первое16 нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч. 1 ст. 58 УИК РФ) УИИ применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения (образец в приложении № 23 к Инструкции). За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в ч. 1 ст. 58 УИК РФ, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений (образец в приложении № 24 к Инструкции). Исходя из этого можно схематично изобразить три ситуации: 1. Первое нарушение – предупреждение ——год—— — взыскание погашено. 2. Первое нарушение – предупреждение ——год—2нарушение – официальное предостережение ——год—— — взыскание погашено 3. Первое нарушение – предупреждение ——год—2нарушение – официальное предостережение ——год—3нарушение – представление о замене
Таким образом законодатель формулирует злостное уклонение от отбывания ограничения свободы в зависимости от ранее примененной меры взыскания, а не в зависимости от количества нарушений. То есть осужденный, совершивший множество нарушений, указанных в ч. 1 ст. 58 УИК РФ, не может быть признан злостно уклоняющимся до тех пор, пока к нему не были
Первым нарушение считается и в том случае, если к осужденному не было применено предупреждение или после объявления предупреждения прошел 1 год.
последовательно применены меры взыскания в виде предупреждения или официального предостережения. Это означает, что на совершение нарушения следует реагировать мерой взыскания как можно быстрее. В этой связи необходимо большое внимание уделять порядку наложения взыскания, чтобы у осужденного не было формальных оснований обжаловать наложенное взыскание. Сотрудник инспекции в случае получения информации о допущенном осужденным нарушении сообщает об этом начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, и осуществляет ее проверку посредством: беседы с осужденным по телефону с последующим вызовом его в инспекцию; выезда по месту жительства или пребывания, работы (учебы) осужденного для выяснения обстоятельств по данному факту и получения письменного объяснения. Сотрудник инспекции должен взять у осужденного объяснение по факту нарушения. В случае отказа от дачи объяснений инспекция составляет соответствующий акт. Если осужденный отрицает факт нарушения, инспекция проводит проверку путем: изучения сведений о факте допущенного нарушения, полученных при помощи технических средств надзора и контроля; запроса необходимых документов: сведений с места работы и (или) учебы, жительства, медицинских справок, объяснений других лиц и иных документов. О результатах проверки оп нарушению сотрудник инспекции докладывает начальнику УИИ либо лицу, его замещающему, в форме рапорта. Если факт нарушения подтверждается, к осужденному применяется мера взыскания.
При наложении взыскания следует помнить о том, кто налагает взыскание, в какой форме, в какие сроки, а также о необходимости объявления взыскания осужденному. Взыскание налагается начальником УИИ либо лицом, его замещающем. Форма взыскания – постановление (образец в приложении № 25 к Инструкции). Сроки наложения зависят от того, проводилась ли проверка по факту нарушения. Если осужденный признал нарушение, и проверка не проводилась, взыскание должно быть наложено в течение 10 суток со дня обнаружения нарушения. При проведении проверки взыскание налагается в течение 10 суток после ее окончания, но не позднее 30 суток со дня обнаружения взыскания. Взыскание должно быть объявлено осужденному под роспись. 2) отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля. Данное основание легче всего применить, если осужденный прямо отказался от применения в отношении него технических средств, что желательно подтвердить его письменным заявлением. Однако ситуация, когда осужденный умышленно повреждает или уничтожает оборудование, также должна рассматриваться как отказ осужденного от использования в отношении него технических средств надзора и контроля.
3) скрывшийся с места жительства, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней. Не совсем удачная формулировка законодательства. Исходя из такого определения, признание осужденного злостно уклоняющимся от отбывания наказания будет зависеть от того, найдет ли его сотрудник УИИ. Если сотрудник это произойдет в течение 30 дней, то признать его злостно уклоняющимся от отбывания наказания будет нельзя, поскольку инспекция установила местонахождение осужденного. Кроме того, такой осужденный может быть признан злостно уклоняющимся в случае, если инспекция провела первоначальные мероприятии по установлению места нахождения осужденного в полном объеме. Такое законодательное положение
порождает парадоксальную ситуацию: инспекции для того, чтобы заменить наказание, невыгодно быстро найти осужденного, но следует создать видимость активной работы в этом направлении. 4) не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, врученным осужденному в исправительном учреждении после освобождения. Это нарушение может допустить осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания или в порядке замены лишения свободы более мягким наказанием. Последствия злостного уклонения от отбывания наказания зависят от того, в качестве какого наказания назначено ограничения свободы. Согласно ч. 5 ст. 53 УК РФ, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению УИИ может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. Злостное уклонение от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ. В таком случае органами внутренних дел производится дознание, поэтому инспекция должна направить им все материалы, подтверждающие факт злостного уклонения.