Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ……………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ …………6
§1. Психолого-педагогические закономерности формирования у
учащихся научных понятий………………6
§2. Методы формирования у учащихся научных понятий…………19
§3. Средства формирования у учащихся научных понятий…………29
Вывод по главе 1……………40
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕ-СКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В УСПО ..…….42
§1. Методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента……………42
§2. Методика проведения формирующего эксперимента…………48
§3. Методика проведения и анализ результатов контрольного эксперимен-та………………56
Вывод по главе 2…………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………61
СПИСОК ЛИТЕРАТРЫ…………………63
ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………67
Качество подготовки будущего рабочего и специалиста во многом определяется прочностью сформированных профессиональных знаний, умений и навыков. Основным компонентом знаний по любой из изучаемых дисциплин являются научные понятия.
Сущность научного понятия и общие закономерности их формирования у учащихся раскрываются в литературе по педагогической психологии.
Выготским Л.С., Гальпериным П.Я., Давыдовым В.В., Талызиной Н.Ф., Элькониным Д.Б. и др. авторами разработаны конкретные психологические механизмы формирования умственных действий, составляющих основу любого научного понятия.
Педагогические основы формирования научных понятий у учащихся рассмотрены в работах таких авторов, как С.Я. Батышев, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.
Вместе с тем, в практике работы образовательных учреждений, в частности УСПО при проведении занятий теоретического обучения, недостаточно используются научно-обоснованные педагогические условия формирования у студентов научных понятий.
В связи с этим и была выбрана тема нашей работы «Педагогические условия формирования у учащихся научных понятий на занятиях теоретического обучения».
Цель исследования – изучить и экспериментально проверить педагогические условия формирования у учащихся научных понятий на уроках теоретического обучения в УСПО.
Объект исследования – процесс формирования у учащихся УСПО научных понятий
Предмет исследования – педагогические условия формирования у учащихся научных понятий на занятиях теоретического обучения в УСПО.
Гипотеза исследования – процесс усвоения научных понятий на уроках теоретического обучения в УСПО будет более эффективным, если будут выполняться следующие педагогические условия:
— реализуется алгоритм формирования понятий на основе дедуктивного метода: введение термина и определение понятия преподавателем; выделение и разъяснение существенных признаков понятия; осмысление содержания понятия учащимися;
— наряду с традиционными методами (объяснение, беседа, демонстра-ция и др.) для осмысления понятия используются различные задания: на объяснение смысла слов и словосочетаний, включенных в определения; на выделение общих и существенных признаков понятия; на сравнение родст-венных понятий; на составление определения своими словами и др.;
Для реализации гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
— выявить педагогические условия формирования у учащихся научных понятий на занятиях теоретического обучения в УСПО;
— разработать и экспериментально проверить методику формирования у учащихся УСПО научных понятий на основе выявленных педагогических условий.
Методы исследования:
— изучение и анализ научной и методической литературы, нормативно-программной и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособий, наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с преподавателями, учащимися, педагогический экспери-мент.
Экспериментальная база исследования – БОУ СПО ВО «ЧТТ» Воло-годской области
Этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, изучена нормативно-программная и учебно-планирующая документация. Определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; сформулированы задачи, выбрана база, разработана методика эксперимента. На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент, обработаны полученные результаты, выявлен начальный уровень усвоения научных понятий студентами, принимавших участие в эксперименте. На третьем этапе был проведен формирующий и кон-трольный эксперименты, обработаны результаты, сделаны выводы.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были рассмотрены научные закономерности формирования понятий. Под научным понятием мы понимаем образ мышления, отображающий общие и существенные признаки объекта или явления.
Техническое понятие – форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения технического объекта, механизма, узла.
На основе анализа психологической литературы нами был выявлены учебные действия по формированию научных понятий у учащихся:
1. Формулирование понятия преподавателем и выделение в нем общих и существенных признаков.
2. Разъяснение основных признаков понятия с помощью наглядных средств обучения, уточнение имеющихся представлений у учащихся.
3. Сравнение рядоположных признаков понятий, нахождение общего и различного. Формулирование понятия учащимися.
4. Закрепление понятия в процессе специальных заданий, упражнений и переноса его в другие условия усвоения.
5. Установление связи изучаемого понятия с ранее сформированными понятиями и понятийными системами.
Также нами были рассмотрены понятия методов и средств обучения, их классификации и характеристики. Определены ведущие методы и средства формирования у студентов научных понятий на уроках теоретического обучения в УСПО: объяснение; беседа; демонстрация наглядных материалов, дающих чувственное представление об изучаемых объектах и процессах; различные задания на осмысление понятийных связей и др.
В результате анализа литературы по проблемам профессионального образования нами были определены педагогические условия формирова-ния у студентов научных понятий на уроках теоретического обучения в УСПО:
— реализация алгоритма формирования понятий на основе дедуктивного метода: введение термина и определение понятия преподавателем; выделение и разъяснение существенных признаков понятия; осмысление содержания понятия учащимися;
— наряду с традиционными методами (объяснение, беседа, демонстрация и др.) для осмысления понятия использование различных заданий: на объяснение смысла слов и словосочетаний, включенных в определения; на выделение общих и существенных признаков понятия; на сравнение родственных понятий; на составление определения своими словами и др.;
Указанные выше педагогические условия были реализованы в экспе-риментальной методике обучения студентов по предмету «Слесарно-сборочные работы». Было проведено четыре занятия.
Результаты педагогического эксперимента показали, что средний Ку научных понятий у студентов экспериментальной группы увеличился на 0, 13 и составил 0, 75.
Качественный анализ контрольного эксперимента свидетельствует о том, что большинство студентов после экспериментального обучения начинали выделять главное (сущность) изучаемых научных понятий, при формулировках определений обращали внимание на общие и существенные признаки понятий, смогли выделить в родственных понятиях общее, находили ошибки в других формулировках изученных понятий. Несколько повысилась на занятиях и активность студентов. Это выразилось, прежде всего, в желании некоторых из них задавать вопросы преподавателю, попытках дать определение понятия своими словами и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Более объективно можно будет сказать об этом, если выполнить математическую обработку количественных результатов исследования.