Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. ( Откр. 20: 1-10)
Я много лет являюсь воцерковлённой христианкой, но святоотеческий хилиазм открыла для себя впервые сравнительно недавно. В церковно- приходской библиотеке мне случайно попалась книга священника Григория Орлова «Загробная жизнь при свете Богооткровенного учения», и оттуда я впервые узнала, что учение хилиазма существовало в трудах Святых Отцов древней церкви и жило, как частное богословское мнение, т.е. оно не было закреплено как догмат, а имело особенность быть личной богословской версией авторитетнейших из христиан. Это допущение стало открытием для меня, т.к. я раньше ни с чем подобным не соприкасалась. Таким образом , получается, что по некоторым вероучительным вопросам христианин имеет право иметь свою точку зрения. Но при всём положении этого спорного вопроса, я смею утверждать, что хилиазм, в том виде, в каком его следует принимать, не осуждён церковными Соборами. На втором Вселенском Соборе, как известно, был осуждён грубый чувственный хилиазм. На Соборе было осуждено аполлирианство как чуждое христианским понятиям представление: о царстве Мессии с ветхозаветными жертвоприношениями, возвышении иудейского народа над другими государствами, обилие всевозможных чувственных удовольствий. Другое направление, представившее истинный духовный хилиазм, заключалось в уверенности Отцов и учителей Церкви о 1000-летнем царстве после крушения антихриста, и связания сатаны, приобретения райского состояния людьми, блаженство которых состоит не в чувственных удовольствиях, а заключается в отсутствии искушений, греха, пребывании в общении с Богом и гармонии с преображённой благодатью природой. Среди этих святых Отцов были мужи времён апостольских, Папий Иерапольский, Поликарп Смирнский, Иустин Мученик, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Тертуллиан , Мефодий Патарский, писатель Лактанций и другие. Первое иудейско-чувственное понимание было совершенно не приемлемо для христианской церкви и единодушно отрицалось святыми Отцами.
Следует отметить, что хилиазм был особенно популярен в первые века христианства в Римской империи, во времена гонений, у мучеников. Он давал веру в лучшее будущее на этой Земле, залитой христианской кровью. Таким образом, хилиазм обрёл широкое распространение среди христиан Римской империи, т. е. в первые 4 века от Р.Х. Впоследствии он утратил свой первоначальный смысл, и начал пониматься аллегорически: как царство святых на земле с возникновением Христианских Империй, сначала Византийской, затем Российской с их внешним величием, могуществом и пышностью.
Известно, что противники хилиазма ссылаются на постановления II Вселенского Антиохийского Собора, который якобы осудил буквальное понимание текста Откровения. Собор добавил слова «Его же Царствию не будет конца» в Никео-Цареградский Символ Веры. Но, на мой взгляд, тут нет никакого противоречия: Царство Христа начнётся тысячелетним правлением на Земле и будет продолжаться вечно в Небесном Иерусалиме, т. е. бесконечно!
Во- вторых, добавление к Символу Веры, как оказывается, было вызвано несколько другими обстоятельствами. Так, еретик Маркелл утверждал, что Христос – Логос, который быв послан на Землю уже существует 400 лет( время жизни еретика Маркелла) и всего пробудет 1000 лет, после чего Логос возвратится к Отцу, и царство Его, связанное с воплощением , прекратится. Таким образом, на II Вселенском Соборе был осуждён не хилиазм, а нечто противоположное этому учению, утверждающее, что Царство Христово уже наступило, и что, оно окончится, продлившись 1000 лет. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что святоотеческий хилиазм был когда-либо осуждён соборным голосом Церкви. Здесь имели место ереси Маркелла и Аполлинария. Следует отметить, что он и никогда не был утверждён соборным голосом Вселенской Церкви. До последних дней канонический статус хилиазма- частное богословское мнение, и, что особенно следует подчеркнуть, по поводу этого вопроса Церковь должна в будущем ещё высказать своё соборное определение. А до тех пор вопрос подлежит внимательному и осмотрительному исследованию, не претендующее на окончательное утверждение, ибо это есть дело Церкви в лице её иерархии.
« Всё Писание богодухновенно и полезно для научения», -говорит Библия.
Соответственно это можно сказать и об Откровении Иоанна Богослова. Многим христианам оно кажется непонятным и малоупотребительным в повседневной жизни по сравнению с другими книгами Священного Писания.
Часто можно услышать мнение, что не имеет первостепенной важности для спасения уметь понимать и размышлять над словами древнего Богослова. Существует одно из авторитетных толкований на эту книгу, признаваемое Православной Церковью. Этот человек- святой Андрей Кесарийский.
. Со времени его служения прошло много лет, и, вполне естественно, что тайна Апокалипсиса раскрывается полнее со временем, по мере приближения к ней, и поэтому учение Святых Отцов по этому вопросу может дополняться и уточняться новым видением ситуации, описанной пророком в начале первого тысячелетия нашей эры, и открытой для понимания современным христианам. Так, например, становятся понятными слова Писания о начертании зверя, числом имени которого является 666, без наличия которого нельзя будет ни продать, ни купить. Со времени создания в наши дни компьютерных технологий, в том числе системы кодирования товаров через штрих-код (начертание , черта), в которой при разработке за основу были взяты 3 шестёрки, современному толкователю можно наблюдать исполнение древнего пророчества. Можно утверждать, что чем ближе мы приближаемся к описанным в Откровении событиям, тем яснее для нас становится содержание предсказания. Я считаю, что размышлять над последними судьбами мира в некотором роде опасно, так, как, можно ошибиться, но, с другой стороны, назидательно и полезно для, пытающегося понять истину, пытливого человеческого ума. Я уверена, что по мере приближения эпохальных эсхатологических событий книга Апокалипсис будет полностью истолкована, все её аллегории будут доступны для понимания как образовавшийся новый «Третий Завет», данный Христом для новой жизни с Ним в обновлённом Его тысячелетнем Царстве. Это воистину будет время «субботы покоя».
Господь в 6 дней сотворил мир, а в седьмой день упокоился от своих дел. Восьмой день – это начало вечности. Это время, когда избранные Божьи будут блаженствовать в Небесном Иерусалиме, являемый как Невеста Агнца, Церковь Господа. Наши предки ждали 7000 года от сотворении мира, это был 1492 год по древнему календарному исчислению, т. к. считали, что этим заканчивается так называемый 7-й день и наступит время Пришествия Господня и конец света. Но впоследствии весь мир поразило величайшее открытие! Оно связано с найденными Кумранскими рукописями, и их расшифровка и подсчёт возраста человечества изменили общепринятую картину времени, т. к. получалось, что люди в определении времени сотворения мира ошиблись, возможно, более, чем на полторы тысячи лет, и что приблизительно к 2000-2040-м годам мир достигнет только 6000 лет. Думается, что совсем скоро, Земля войдёт во время тысячелетнего «субботнего покоя» седьмого тысячелетия. Можно утверждать, что последние мировые события должны произойти в эти оставшиеся года. Как ясно из вышесказанного, в начале третьего тысячелетия мы вступаем во время Царства Христа, время вселенского покоя для всего Божьего творения! По окончании всеобщего благоденствия свершится Страшный Суд, и с ним произойдёт наступление таинственного Восьмого дня — времени вечности — Нового Мира.
Библия говорит, что все те верные, которые не будут убиенны за непринятие печати антихриста и те, которые останутся в живых до Пришествия Господа, воскреснут и будут облечены в нетленные тела, и так встретят своего возлюбленного Господа. Их тела будут совершенны и подобны телу Самого Иисуса Христа.
Писание утверждает, что остальные люди не воскреснут, пока не окончится 1000 лет земного Царства Христа. В течение которого жизнь на земле повторит создание первоначального рая. Размышляя на эту тему, я пришла к утверждению, что место для нового рая должно быть чистым, неосквернённым современным человеком. Такое место на планете есть. Это наша Антарктида — отдельный, совершенно незаселённый, чуждый современной цивилизации и губительного прогресса материк. Известно, что наш мир будет разрушен огнём, и я полагаю, что мировой лёд будет растоплен, и у Земли появится новая суша для жизни, совсем новый материк для создания новой цивилизации. Таким образом, можно утверждать, что у христиан появится новое место для жизни.
Можно предположить, что в жизни на Новой Земле будут принимать участие христиане различных конфессий. Поэтому утверждать, что спасение только в одной, отдельно взятой церкви, не совсем мудро, хотя каждая, абсолютно каждая церковь наших дней утверждает обратное. Нет мира между христианами, положено разделение, Промысел о котором непонятен, но объясним с точки зрения Христова Царства. Почему Господь попустил церковные расколы? Ответ будет получен в 1000-летнем Царстве, в участии в котором будут призваны все благочестивые христиане, не только из одной церкви, а различные деноминации, хранящие Слово Божье. Сегодняшнее положение христианства характеризуют слова Спасителя: « Не думайте, что я пришёл принести мир на Землю, не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её».
Но другое дело будет происходить в благодатном Царстве Господнем. Тогда наконец-то все христиане будут едины, произойдёт соединение всех людей в одну церковь, глава которой будет Христос; только Ему подвластно такое единение. Человеку это невозможно. Разделение церквей в наше время — это великая тайна и одновременно боль за братьев по вере, истинных христиан, поддавшихся вражде и ненависти на единоверцев по сути таких же христиан, как и они сами. Своими разделениями мы только ещё и ещё раз распинаем Христа. Он сказал, чтобы мы любили ближнего, а мы не только ненавидим представителей других вер, но и «своих» христиан других исповеданий готовы просто уничтожить и даже «убить». Так к этому ли призывает нас Христос?
« Перекуют мечи на орала и копья на серпы, не поднимет народ на народ меча, и перестанут учиться воевать»,- так говорит пророк Исаия о 1000-летнем Царстве Господа. Ещё будет мирное благоденствие для христиан. Но Писание говорит нам о Гоге и Магоге. По прошествии 1000 лет Гог и Магог начнут собирать войско для последней брани с Господом. Но будут побеждены огнём с неба! Это будет серьёзнейшее испытание для человечества, которое до брани будет прибывать в блаженнейшем умиротворении, и последнее искушение случится неожиданно. До этого сатана и все бесы будут заключены в бездне, там же будут находиться и все грешники. Но по истечении 1000 лет, как сказано ваше, сатана будет освобождён из ада для последнего искушения человечества. Следует сказать, что в последнее время мирного человеческого существования на Земле произойдёт преображение природы. Так, в сочинениях Иринея Лионского, ученика Папия , епископа Иерапольского содержится описание природы того времени ( об этих изменениях учил сам Господь). « Изъяснение Господних изречений» приводится святым Иринеем Лионским на основании сочинений Папия : « придут дни, когда будут расти виноградные деревья, на каждом будут по 10000 лоз, на каждой лозе по 10000 веток, на каждой ветке по 10000 прутьев, на каждом пруте по 10000 кистей, на каждой кисти по 10000 ягод, и каждая выжатая ягода даёт по 25 мер вина. И когда кто-либо из святых возьмёт кисть, то другая ( кисть) возопиёт : «Я лучшая кисть, возьми меня, чрез меня благослови Господа». Подобным образом и зерно пшеничное родит 10000 колосьев, и каждый колос будет иметь по 10000 зёрен, и каждое зерно даст по десяти мер чистой муки. Прочие плодовые деревья, семена и травы будут производить в соответственной сему мере, и все животные, пользуясь пищею, получаемою от земли, будут жить мирно и согласно между собою, и находиться в совершеннейшей покорности у людей.» Он прибавил следующее: «Это для верующих достойно веры. Когда же Иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образом сотворится Господом такое изобилие произрастений, — то Господь сказал: «это увидят те, которые достигнут тех (времен)». Об этих временах и Исаия, пророчествуя, говорит: «и будет пастись волк вместе с агнцем и барс будет покоиться вместе с козлом, и теленок, и вол, и лев будут пастись вместе, и малый отрок будет водить их. И вол и медведь будут пастись вместе, и дети их будут вместе, и лев, как вол, будет есть плевы; и малый отрок возложит руку на пещеру аспидов и на ложе детей аспидовых, и они не сделают зла и не могут погубить кого-либо на Святой горе Моей» (Ис. 11.6-9). Ещё Исаия говорит: «вот Я делаю веселье Иерусалиму и народу Моему; ни голос плача, ни голос вопля не услышится уже в нем, не будет там ни младенца, ни старца, который не исполнит времени своего; ибо юноша будет ста лет, и грешник будет умирать ста лет и проклят будет. И построят дома и сами будут жить, и насадят винограды, и сами будут есть плоды их и будут пить вино. Не сами будут строить, а другие жить, и не сами будут насаждать, а другие — есть. Ибо, как дни древа жизни будут дни народа Моего, ибо дела трудов их будут пребывать» (Ис. 65.18-23). Сам же Папий в предисловии к своему сочинению отнюдь не выдаст себя за человека, лично видевшего и слышавшего святых апостолов, а говорит, что с верой ознакомили его люди, апостолам известные. Вот его собственные слова: «Я не замедлю в подтверждение истины восполнить мои толкования тем, чему я хорошо научился у старцев и что хорошо запомнил. Я с удовольствием слушал не многоречивых учителей, а тех, кто преподавал истину, не тех, кто повторяет заповеди других людей, а данные Господом о вере, исходящие от самой Истины. Если же приходил человек, общавшийся со старцами, я расспрашивал об их беседах: что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних; слушал, что говорит Аристион или пресвитер Иоанн, ученики Господни. Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос. » «Бог продолжит людей, но оставшиеся умножатся на земле; и построить дома и сами будут жить в них и насадят винограды и сами будут есть» (Ис. 6.12;65.21). Ибо все эти и другие слова бесспорно сказаны относительно воскресения праведных, имеющего быть после пришествия антихриста и истребления всех народов, состоящих под его властью: в то время праведные будут царствовать на земле, возрастая от видения Господа и чрез Него навыкнуть вмещать славу Божию и будут наслаждаться в царстве обращением и общением с святыми ангелами и единением с духовными существами, и относительно тех, кого Господь найдет во плоти, ожидающими Бога с неба, которые претерпели гонение, но избегли руки нечестивого, о них то говорит пророк: «и оставшиеся умножатся на земле». И что верующие, сколько их Бог приготовил, чтобы оставшиеся умножились на земле, будут в Царстве святых служить этому Иерусалиму и Царству (Христа) в нем, — об этом говорит Иеремия: «посмотри, Иерусалим, на востоке и увидь веселие идущее к тебе от Самого Бога. Вот придут сыны твои, которых ты выпустил, придут собранные от востока до запада словом того святого, радуясь о славе от Бога твоего. Скинь, Иерусалим, одежду плача и скорби твоей и облекись в красоту вечной славы от Бога твоего; надень на себя двойную одежду правды от Бога твоего, возложи на голову свою митру вечной славы. Ибо Бог явит всей поднебесной твою светлость. Ибо твое имя будет во веки называться от Самого Бога — мир правды и слава чтящему Бога. Восстань, Иерусалим, и стань на высоте, и посмотри на восток, и увидь сынов твоих, собранных от восхода солнца до запада словом того Святого радующихся о памяти Божией. Ибо они отправились от тебя пешком, когда были ведены врагами, приведет же их Бог к тебе несомый со славою, как престол царства. Ибо Бог определил, чтобы смирилась всякая гора высокая и холмы вечные, и чтобы долины наполнились для уравнения поверхности земли, дабы Израиль, слава Божия, ходил безопасно. Леса дадут тень и всякое дерево благовоние для самого Израиля повелевшем Божием. Ибо Бог будет предходить с веселием, светом славы своей, с милосердием и правдою от Него» . Все такие изречения не могут быть разумеемы в отношении к пренебесному миру, ибо говорится: «Бог явит всей поднебесной твою светлость», но они относятся к временам царства, когда земля будет воззвана Христом к первобытному состоянию и Иерусалим воссоздав по образу горнего Иерусалима, о котором говорит пророк Исаия: «вот Я написал на руках Моих стены твои и ты всегда в виду Моем» (Ис. 49.16). Подобным образом и Апостол в Послании к галатам говорит: «а вышний Иерусалим свободен; он матерь всем нам» (Гал. 4.26): и это он говорить не с мыслью о блуждающем Эоне или о какой-либо силе, вышедшей из Плиромы, и Прунике, но о Иерусалиме, написанном на руках Божиих. И этот самый Иерусалим Иоанн в Откровении видел сходящим на землю новую. Ибо после времен царства «я видел, говорит, великий белый престол и сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места». И он излагает то, что относится к общему воскресению и суду, говоря, что «видел мертвых великих и малых. Море отдало мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и книги были раскрыты. Но и книга жизни была раскрыта, и мертвые судимы были от написанного в книгах по делам своим; и смерть и ад повержены в озеро огненное, во вторую смерть». Это же называется геенною, которую Господь назвал огнем вечным. «И кто, говорится , не был написан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Отк. 20.11-15) .
Тысячелетнее Царство, без сомнения, будет временем 1000-летней заупокойной Литургии и панихиды по всем прежде умершим. Я думаю, что все грешники будут находиться в аду, если были недостаточно святы для жизни с Богом. И согласно учению святых отцов об апокастасисе, прежде умершие будут пребывать в адском огне столько времени, сколько необходимо каждому, отдельно взятому человеку для искупления своих грехов. Согласно апокастасису, мучения не будут вечными для всех, а только лишь необходимыми для покаяния и исправления умерших. Из чего соответственно следует, что мы имеем возможность «помочь» умершим душам своей молитвой, как жертва за усопших ныне живущих христиан. Если представить, что мы будем блаженствовать на Земле, в то время, когда тысячи тысяч усопших пребывают в геенне огненной и стенают об избавлении, то от сюда вытекает предположение, что мы, живущие на новой земле, можем совершить подвиг молитвы за всех усопших, особенно за близких родственников и друзей. Мне кажется, будет справедливо, если милосердный Господь не позволит умершим мучаться в адском пламене вечно, ибо это противоречит благости Божией, самой сущности Любви.