Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 8
1.1. Работа с родителями в системе функциональных обязанностей и задач учителя начальных классов 8
1.2.Понятие о педагогической компетентности родителей 15
1.3 «Технология» повышения педагогической компетентности родителей младших школьников 22
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 30
2.1 Изучение уровня развития педагогической компетентности родителей младших школьников (констатирующий эксперимент) 30
2.2. Разработка программы повышения педагогической компетентности родителей младших школьников (формирующий эксперимент) 40
2.3. Оценка результативности программы повышения уровня педагогической компетентности родителей младших школьников 52
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения 70
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что существенно расширяется пространство педагогической деятельности, расширяется спектр функциональных обязанностей учителя. Согласно требованиями «Профессионального стандарта педагога» педагог должен: уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей; уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами, специалистами и родителями в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). Эффективное решение данных задач возможно при условии системного взаимодействия педагога с родителями учащихся.
С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями во многом зависят достижения в воспитании и развитии детей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития школьника. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогом.
Вопросы практического взаимодействия учителя и родителей младших школьников нашли свое отражение в работах Г.И. Вергелес, Л.Н. Кутергиной , Н.И. Дереклеевой, Л.И. Маленковой , М.И. Рожкова,Л.В. Байбородовой, Н.Е. Щурковой. В них раскрываются значение, принципы, основные направления, традиционные и не традиционные формы, а также педагогические условия эффективного взаимодействия учителя с родителями в процессе воспитания младших школьников. Вопросами педагогический компетентности родителей занимались такие ученые как Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.П. Тряпицына, Н.Г. Кормушина, М.М. Мизина, Е.В. Руденский.
Однако в ходе исследования научной литературы по формированию педагогической компетентности родителей младших школьников в современных условиях был сделан вывод о том, что данный вопрос изучен слабо. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью изучения теоретических и практических аспектов повышения педагогической компетентности родителей в процессе их взаимодействия с учителем и недостаточной изученностью этого вопроса.
Проблемой исследования является вопрос о том, каковы организационные и содержательные аспекты работы учителя начальных классов по повышению педагогической компетентности родителей младших школьников?
Объект исследования: педагогическая компетентность родителей младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования педагогической компетентности родителей младших школьников в процессе взаимодействия родителей и учителя.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация организационных и содержательных аспектов работы учителя начальных классов по повышению педагогической компетентности родителей.
Гипотеза исследования: если структура и содержание педагогической компетентности родителей реализуется через единство таких компонентов как: мотивационно-личностный, гностический, коммуникативно-деятельностный, а программа повышения родительской компетентности включает в себя занятия, направленные на
—развитие гностического компонента (родительские собрания, лекция, конференция, обращение к авторитетному мнению, просмотр видео и прослушивание аудиоматериалов, дни открытых дверей.)
— развитие мотивационно личностного компонента (анкетирование)
—развитие коммуникативно-деятельностного компонента (дискуссия, ролевое проигрывание ситуаций, обсуждение мотивов детского поведения, практикум, дискуссионные вечера, родительские чтения, ролевое проигрывание педагогических ситуаций),
то позитивная динамика родительской компетентности будет выражаться в повышении уровня вышеперечисленных компонентов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы представляется необходимым решение ряда задач:
- Раскрыть структуру и содержание педагогической компетентности родителей.
- Проанализировать содержание и организацию работы учителя начальных классов по повышению педагогической компетентности родителей.
- Выявить актуальный уровень педагогической компетентности родителей и актуальные потребности родителей в плане повышения педагогической компетентности.
- Разработать и апробировать программу повышения педагогической компетентности родителей, оценить ее результативность.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- Исследованияпо проблеме педагогической компетентности (Ю.В.Варданян, О.Ю. Домалевская, О.Ю. Ипатьева, В.И. Кудзоева, Д.С. Нестеров, О.С. Орлов, И.В. Просвирнина, С.Б. Серякова, C.B.Соколова, П.П. Терехов, Т.М. Туркина, В.Н. Турчанинова и др.);
- теоретические подходы к пониманию и развитию педагогической культуры,образованности, подготовленности, просвещенности и компетентности родителей, эффективного родительства (Л.К. Адамова, И.В. Гребенников, Е.А. Нестерова, С.С. Пиюкова, Н.Ш. Тюрина, Р.В. Овчарова, Н.Ю. Синягина, А.С. Спиваковская) и др.
- идеи развивающего обучения и образования взрослых (А.Л.Гавриков, В.В. Давыдов, С.И. Змеев, И.А. Колесникова, Н.П. Литвинова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая, Г.А. Федотова, P.M.Шерайзина, Д.Б. Эльконин и др.).
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом, постановочном этапе исследовательской работы (сентябрь 2014 года – декабрь 2014 года) изучалось состояние проблемы в теории и педагогической науке. Анализировалась литература, разрабатывался понятийный аппарат, определялись задачи.
На втором, собственно исследовательском этапе (январь 2015 – март 2015 года) проводилось экспериментальное исследование по выявлению уровня педагогической компетентности родителей младших школьников, производилась обработка результатов диагностического исследования, формулировались выводы, разрабатывались практические рекомендации по формированию педагогической компетентности родителей младших школьников.
На третьем, оформительском этапе (апрель – май 2015 года) осуществлялась формулировка окончательных выводов, обсуждение результатов исследования, оформление работы.
В ходе работы в зависимости от этапа исследования применялись разные методы исследования: методы теоретического уровня (изучение литературы по проблеме исследования, анализ, обобщение); методы эмпирического уровня (подбор и разработка диагностического инструментария, диагностическое обследование, опрос, интерпретация результатов, разработка программы, оценка ее результативности).
Экспериментальной базой исследования стала МАОУСОШ № 31 г. Тюмени, экспериментальная выборка – родители учащихся 3 «Г» класса в количестве 50 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа взаимодействия родителей и учителя начальных классов, направленная на повышение педагогической компетентности родителей может быть использована в практической деятельности учителей начальных классов.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из оглавления, глоссария, введения, двух развернутых глав с выводами по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
В современных условиях, когда жизненный уровень большинства семей остается ниже среднего, обостряются внутрисемейные отношения, возрастает численность разводов и неполных семей, родители нуждаются в квалифицированной помощи в области развития и воспитания детей. Единство целей и задач школы и семьи в образовании, воспитании и обучении ребенка является основой интеграции их педагогического потенциала и делегирования школе функции развития педагогической компетентности родителей. Реализация этой функции предусматривает в качестве базового условия взаимодействие школы и семьи, а также активизацию традиционных и поиск новых методов, форм и средств развития у родителей педагогических знаний, умений, навыков, соответствующих личностных качеств.
В наши дни накоплен достаточный ресурс инновационных моделей, методик, техник, программ, характеризующий среднюю общеобразовательную школу как инновационное развивающее учреждение. Значительный инновационный потенциал вместе с названными выше предпосылками развития педагогической компетентности родителей школьников инициирует проектирование направленной на это педагогической технологии.
В качестве теоретической основы разработанной системы развития педагогической компетентности родителей младших школьников выступает идея, согласно которой условием их развития является взаимодействие школы и семьи. Научные труды А.Б.Залкинда, И.А.Арямова, Н.К.Крупской, Е.А.Аркина, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, М.М.Рубинштейна, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, А.Ю.Гранкина. Гуманизация в основе взаимодействия школы и семьи, педагогическое просвещение, его методы и формы, формирование у родителей активной педагогической позиции, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс школы, педагогическое самообразование отцов и матерей, классный руководитель как организатор школьно-семейного взаимодействия.
Разработанная система развития педагогической компетентности родителей младших школьников рассматривается в двух аспектах: содержательном и процессуальном. В содержательном аспекте данной системы рассматриваются ее цель (развитие педагогической компетентности родителей), задачи (овладение педагогическими знаниями, умениями, навыками в области образования, воспитания и обучения ребенка, соответствующими им личностными качествами; освоение способов самостоятельного добывания новой информации), условия (реализация задач в течение обучения ребенка в школе, в основе взаимодействия родителей и педагогов — их сотрудничество).Динамическая модель развития педагогической компетентности родителей школьников представлена иерархической последовательностью: педагогический коллектив — родители (детей младшего школьного возраста, подростков, старших школьников
Разработанная система развития педагогической компетентности родителей школьников предполагает реализацию просветительской, коммуникативно — консультативной и самообразовательной задач на каждом из этапов, соответствующих школьному детству ребенка. Просветительская задача предполагает обучение родителей видению и пониманию происходящих с детьми возрастных изменений, овладение методами и формами педагогического воздействия на них. Коммуникативно-консультативная задача сводится к совместному (педагогов и родителей) педагогическому коммуникативно-консультативному поиску индивидуальных методов воздействия на ребенка. Самообразовательная задача восполняет пробелы педагогических знаний, формирует креативное мышление в области образования, воспитания и обучения ребенка.
К методам развития педагогической компетентности родителей были отнесены игровые, объяснение, беседа эвристическая и «репродуктивная», анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм, оформление стендов и уголков для родителей, тренинги, диалог и др. В число организационных форм вошли родительские собрания, родительский лекторий, родительские чтения, школьные конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, семейные клубы, «круглые столы», «родительские пятницы» и др. Инновационные формы были представлены семейной лабораторией, школой инновационных технологий семейного воспитания, ассоциацией отцов и матерей, «семейным портфолио», «семейными гостиными», рассылкой педагогических материалов по электронной почте и др.
Анализ развития педагогической компетентности родителей школьников производился экспериментально на трех этапах: констатирующем, формирующем и контрольном. На констатирующем этапе было проведено исследование педагогической компетентности по выделенным компонентам: гностический, мотивационно-личностный, коммуникативно-деятельностным. Полученные данные показали о недостаточном уровне сформированности педагогической компетентности родителей. В связи с чем была разработана соответствующая программа.
На формирующем этапе проводились обучающие мероприятия (родительский лекторий, практикум, тренинговые занятия, игры, родительское собрание) в рамках педагогического просвещения, групповые и индивидуальные консультации, давались рекомендации по самообразованию для родителей младших школьников.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование, целью которого была подтверждение или опровержение гипотезы исследования. В результате проведенной диагностики, гипотеза полностью подтвердилась.