Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение
Глава1. Экологическая тропа как педагогическая реальность
1.1 История создания экологической тропы
1.2 Цели и задачи учебных экологических троп
1.3 Типы учебных троп
1.4 Организация экологической тропы:
1.4.1 Требования к выбору маршрута
1.4.2 Оборудование экологической троп
1.4.3 Подготовка экскурсоводов
1.5Экологическая тропа и творческая деятельность школьников
Глава 2. Проект экологической тропы и реализация ее экологического потенциала.
2.1 Концепции проекта тропы
2.2 Особенностиучебной экологической тропы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Приложение А
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности непосредственно в природной среде и мире природы.
Наибольший ущерб окружающей природе наносит экологическое невежество. Однако экологическое просвещение, образование и воспитание, ценные сами по себе, в то же время должны рассматриваться и как наиболее приемлемая основа для формирования экологической культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека к природе. Экологическое образование и просвещение официально признано сегодня как одно из первостепенных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Пропаганда экологических и природоохранительных знаний невозможна без широкого показа охраняемых объектов.
История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы.
Учебная экологическая тропа — наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.
Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором отдыхающие получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги) информацию об этих объектах.
Организация экологической тропы — одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения. Экологические тропы выполняют роль экологического воспитания и образования.
Основные цели создания экологических троп можно объединить в 2 группы:
1) эколого-просветительская: сочетание активного отдыха посетителей экологических троп в природной обстановке с расширением их кругозора; формирование экологической культуры как части общей культуры взаимоотношений между людьми и между человеком и природой.
2) природоохранная: локализация посетителей природной территории на определенном маршруте.
Актуальность темы работы определила постановку следующей ее цели.
Целью дипломной работы является выявление эколого-просветительного потенциала экологических троп.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
Задачами дипломной работы можно выделить:
Анализ информационных источников по теме исследования, выявить проблемы и перспективы его развития.
Выполнить проект экологической тропы и выявить ее образовательный потенциал.
Объект исследования: экологические тропы.
Предметом исследования: является реализация эколого-просветительского потенциала экологических тропы.
Методология и методика исследования. В процессе выполнения работы использованы библиографические методы, методы анализа статистических показателей и иллюстративные методы представления результатов работы, которые позволили обеспечить высокую научную достоверность и репрезентативность итоговых результатов, выводов и рекомендаций исследования.
Теоретическая база исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные концепции и положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в сфере экологии образования на экологических тропах (Епова Н.А.,Захлебный А.Н.,Дерябо С. Д., Ясвин В. А., Чижова В.П.,и др.). В процессе исследования были использованы положения фундаментальных теоретических направлений классической и неоклассической экологической науки. ???
Научная новизна исследования заключается в анализе большого объема литературных источников о том как экологические тропы воздействуют на школьников.
Практическая значимость. Произведенное исследование может быть использовано при разработке муниципальных и региональных проектов созданием экологических троп.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В результате исследования мы получили следующие результаты:
Проанализировали информационные источники по теме исследования, выявить проблемы и перспективы его развития.
Выполнили проект экологической тропы, и выявить ее образовательный потенциал.
Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровняшкольного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесносвязаны с программным материалом; они помогают расширять и углублятьзнания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладеваютумениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе,постигая неразрывное единство природной среды и человека.
На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.Школьники усваивают здесь не только научные знания о природном среде, но иэтические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно наэкологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли,чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убежденийличности, ее мировоззрения.Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудомлюдей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Школьники нетолько расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношениячеловека к окружающей среде процессе труда и отдыха. Они учатся комплекснооценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствиядеятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшимпроявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников вулучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходезанятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задачнашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этомуподчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательногопроцесса на тропе.
Результаты работы подтвердили эффективность выдвинутой нами гипотезы – использование экологической тропы как средства экологического образования школьников повысит эффективность педагогического процесса при условии: систематического проведения занятий на экологической тропе, использовании разнообразных форм и методов обучения.
Экологический проект «В гостях у Лешего» моделирующая деятельность способствуют наибольшей активизации детей, реализации регионального компонента содержания экологического образования.
Применение активных методов обучения, интегрированного подхода, организация практической деятельности, вовлечение в поисково-исследовательскую деятельность детей и их родителей способствует успешной работе по экологическому образованию детей пубертатного возраста.
В ходе проведенной работы на экологической тропе у детей значительно повышается уровень о природных объектах ближайшего окружения. Реализация проекта «В гостях у Лешего» позволило сформировать знания о живом организме, о взаимосвязи со средой обитания, условиями окружающей среды, сезонных изменениях.
Планомерная систематическая работа на экологической тропе оказывает влияние не только на формирование прочных, осознанных знаний, но и оказывает положительное влияние на развитие личности.