Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИСПОЛНЯЮЩИМИ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ 9
1.1 Теоретические подходы к определению надзора за соблюдением законодательства учреждениями, исполняющими наказания по приговорам суда 9
1.2 Организация работы в прокуратуре по надзору за исполнением законодательства учреждениями, исполняющими уголовные наказания 12
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАЗОРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ 14
2.1 Сущность, значение и задачи прокурорского надзора в учреждениях исполняющих уголовные наказания 14
2.2 Полномочия прокурора по осуществлению надзора в учреждениях, исполняющих уголовные наказания 17
2.3 Предмет надзора за исполнением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания 24
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРОРА С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Венцом, фактическим и юридическим завершением совокупности уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и организационно-материальных компонентов проводимой государством политики по противодействию преступности по праву признается институт исполнения приговора суда. Жизнедеятельность данного института обеспечивается рядом установленных гарантий, призванных способствовать его эффективному функционированию в выстроенной законодателем и правоприменителем системе борьбы с уголовными правонарушениями. Одной из таких ключевых гарантий является прокурорско-надзорная деятельность. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных организаций прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений, наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера (ст. 4, 32-35).
На реализацию указанной функции ориентируют прокуратуру и иные базовые нормативные правовые акты. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. (далее – УПК), в ст. 25 которого непосредственно содержится обязанность прокурора осуществлять надзор за исполнением судебных решений. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. (далее – УИК), предписывающий, что прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (ст. 20).
В теории прокурорского надзора вопросам, связанным с сопровождением прокуратурой процесса исполнения приговора, уделено явно недостаточно внимания. Отсутствуют научные и научно-прикладные исследования, посвященные системному, комплексному рассмотрению обозначенной проблематики. Встречается лишь несколько монографических работ периода существования СССР, анализирующих отдельные аспекты прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора. К их числу относятся, в частности, труды Н. М. Белякина, В. Т. Михайлова, А. П. Сафонова, Б. М. Спиридонова, раскрывающие сущность и содержание прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы, в исправительно-трудовых учреждениях, в стадии исполнения приговора, при административном надзоре и т. п.
Остальные же имеющиеся по тематике работы, во-первых, в своей совокупности являются малочисленными и, как правило, представлены статьями (тезисами). Во-вторых, посвящены либо конкретным техническим элементам прокурорской деятельности, либо в них акцент делается на иные сферы и отрасли прокурорского надзора.
Вышеизложенное предопределяет актуальность рассматриваемой темы работы.
Цель работы – анализ правового регулирования прокурорского надзора за соблюдением законодательства учреждениями, исполняющими уголовные наказания по приговору суда.
Задачи работы:
— рассмотреть теоретические подходы к определению надзора за соблюдением законодательства учреждениями, исполняющими наказания по приговорам суда;
— исследовать особенности организации работы в прокуратуре по надзору за исполнением законодательства учреждениями, исполняющими уголовные наказания;
— рассмотреть сущность, значение и задачи прокурорского надзора в учреждениях исполняющих уголовные наказания;
— проанализировать полномочия прокурора по осуществлению надзора в учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
— определить предмет надзора за исполнением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания;
— раскрыть порядок взаимодействия прокурора с другими правоохранительными органами и общественными формированиями.
Объект исследования – надзор за соблюдением законодательства учреждениями, исполняющими уголовные наказания по приговору суда как самостоятельная отрасль прокурорского надзора.
Предмет исследования – общественно-правовые отношения, возникающие при осуществлении надзора за соблюдением законодательства учреждениями, исполняющими уголовные наказания по приговору суда.
Методы исследования: логический, сравнительно-правовой, частно-научный, индукции, дедукции.
Теоретическую основу работы составили труда таких авторов как: Н.П. Белая, Г. А. Василевич, А. А. Кеник, А.С. Сенько, О. А. Антонова, Я.С. Аврах и др.
Нормативно-правовую базу работы составили: Конституция Республики Беларусь, УПК, УИК, Закон о прокуратуре и др.
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности при исполнении соответствующими органами и учреждениями наказания и иных мер уголовной ответственности, принудительных мер безопасности и лечения, воспитательного характера, а также в местах содержания под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях.
Объектами прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора следует понимать органы, учреждения и должностных лиц, реализующих функцию исполнения приговора.
Вопросам организации работы в различных звеньях прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах содержания задержанных предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом, Генеральным прокурором Рес¬публики Беларусь придается первостепенное значение, о чем говорится в вышеназванном приказе.
Согласно ст. 20 УИК, прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. В ст. 22 УИК указано, что Генеральный прокурор и его заместители, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказания на соответствующей территории, при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения, исполняющие наказание, без специального разрешения.
Задачи этой отрасли прокурорского надзора определены в ст. 34 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», приказе Генерального прокурора от 13 июня 2008 г. № 26 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера».
Предметом прокурорского надзора, т.е. тем, что должно соответствовать закону, иному нормативному правовому акту, в данной отрасли являются:
1) акты, служащие основанием водворения лиц в места содержания под стражей, лишения и ограничения свободы;
2) акты должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, акты администраций мест содержания под стражей;
3) действия (бездействие) должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, действия (бездействие) должностных лиц администраций мест содержания под стражей;
4) действия (бездействие) осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях.
Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении приговора распространяется не только собственно на стадию уголовного процесса – исполнение приговора, но и на деятельность, непосредственно связанную с реализацией функции по фактическому исполнению приговора.
При выделении в качестве самостоятельного направления организации и деятельности прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора следует использовать такие базовые критерии, как объект прокурорского надзора, предмет прокурорского надзора и правовые средства прокурорского надзора.
Объекты прокурорского надзора представлены судами, иными органами и учреждениями, должностными лицами, на которых законодательством возложена функция по исполнению приговора. Предметом прокурорского надзора является соответствие законодательству решений, действий (бездействия) объектов прокурорского надзора, а также лиц, в отношении которых постановлен приговор. Совокупность полномочий прокуроров именуется категорией «правовые средства прокурорского надзора».
Осуществляя надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, прокуроры взаимодействуют с органами государственной власти, судами, МВД, общественными объединениями, а также наблюдательными комиссиями. Взаимодействие прокуратуры осуществляется посредством совместной деятельности, направленной на соблюдение законодательства уголовно-исправительными учреждениями.