Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства 6
1.1 Роль и значение мотивации персонала 6
1.2 Теории мотивации 9
1.3 Инструменты нематериальной мотивации 15
1.4 Опыт работы зарубежных стран в современных условиях по нематериальной мотивации персонала 21
2. Система нематериальной мотивации персонала 27
2.1 Разработка систем нематериальной мотивации труда 27
2.2 Способы совершенствования системы нематериальной мотивации персонала 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации — это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная система мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Как же этого добиться? Какие формы мотивации использовать? Как известно, мотивация представляет собой совокупность мер, которые побуждают людей к работе, направляют и поддерживают их в достижении определенных целей.
Традиционно мотивацию разделяют на материальную и нематериальную. Последняя приобретает все большую популярность среди руководителей в связи с активными действиями по сокращению затрат на персонал и повышению эффективности и рентабельности производства. Если денежное вознаграждение призвано «компенсировать» работникам их труд (базовая зарплата — за ежедневное добросовестное выполнение обязанностей, а премии — за целенаправленные усилия, приведшие к положительным результатам), то нематериальная мотивация необходима для демонстрации человеку его социального и профессионального признания в компании.
Наиболее ярко значение нематериального стимулирования в практике управления персоналом было подчеркнуто Ф. Герцбергом (F. Herzberg) — автором известной двухфакторной модели трудовой мотивации. Именно ему принадлежат слова: «Забудьте о кнуте. Забудьте о прянике. Забудьте о деньгах. Сделайте так, чтобы вашим подчиненным было интересно работать».
Наличие в компании системы нематериальных стимулов может быть фактором, не менее действенным, чем высокая оплата труда. Спектр про-грамм нематериальной мотивации весьма широк и для каждой компании наиболее действенным будет уникальный набор таких программ. Отличи-тельной чертой программ нематериальной мотивации является то, что часто при относительно небольших затратах компании программа приносит значительный мотивационный эффект, способствует повышению заинтересованности сотрудников к работе в компании, стремлению прикладывать больше усилий в деятельности. Как известно, принуждение малоэффективно в решении задач управления и достижения результатов. Поэтому, особенно в последнее время, активно развивается мотивационный механизм.
По мере развития общества значение мероприятий нематериальной мотивации для потенциальных работников будет усиливаться, что диктует необходимость комплексного подхода к организации мотивации труда. Эффективная система нематериальной мотивации позволяет снизить показатель текучести кадров, повысить работоспособность персонала и качество работы, дает ощущение значимости каждого члена коллектива для всей организации, что усиливает лояльность и приверженность.
Объект исследования — системы нематериального стимулирования персонала российских предприятий.
Предмет исследования — виды нематериального стимулирования персонала и особенности их применения.
Цель курсовой работы — изучить существующие системы нематериальной мотивации, на основании полученных результатов анализа предложить методы их совершенствования.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение роли и значения мотивации.
2. Изучение опыта нематериального стимулирования в России и за рубежом.
3. Анализ содержания систем нематериальной мотивации.
4. Изучение приемов, методов, технологий совершенствования не-материальной мотивации труда для повышения эффективности деятельности предприятия.
Влияние нематериального стимулирования на повышение эффективности предприятия обнаруживается в следующих областях:
• набор персонала;
• удержание персонала;
• повышение производительности труда;
• повышение качества продукции;
• улучшение социально-психологического климата в коллективе;
• удовлетворенность сотрудников условиями своего труда;
• повышение лояльности;
• минимизация прогулов и отсутствия на рабочем месте;
• снижение социальной напряженности; готовность к переменам;
• стимулирование инициативы и предприимчивости;
• оптимизация расходов на персонал;
• формирование имиджа работодателя.
Этот список убедительно доказывает, что не существует такой области управления персоналом, на которую нельзя воздействовать с помощью нематериального стимулирования.
Нематериальное стимулирование как фактор повышения эффективности деятельности предприятия имеет огромный потенциал. К сожалению, в нашей стране сделаны только первые шаги по внедрению комплексной программы этого вида стимулирования.
Для успешной реализации системы нематериального стимулирования необходима ее увязка как с системой материального стимулирования, так и с потребностями каждого конкретного члена трудового коллектива.
Уровень заработной платы ниже средней по рынку и, как следствие, нерешенность материальных проблем работников, могут серьезно дискредитировать или даже свести на нет систему нематериального стимулирования. Удовлетворенные первичные потребности – вот та база, на которой может плодотворно развиваться и давать свои плоды нематериальное стимулирование.
Важно помнить, что в применении этого вида стимулирования нет и не может быть точных рецептов. Необходимо понимание того, из каких личностей состоит коллектив, к которому предстоит применять систему стимулирования. Неправильно разработанная модель нематериального стимулирования может демотивировать работников даже при наличии высокого уровня заработной платы. Напротив, возможно привлечь и удерживать сотрудников и при наличии невысокого уровня оплаты труда, но предоставляя им при этом необходимые им привилегии.
Одним словом, результативность использования системы нематериального стимулирования целиком зависит от ее конкретного наполнения и использования в конкретных условиях той или иной компании. При этом не вызывает сомнения тот факт, что грамотно составленная и внедренная система нематериального стимулирования способна существенным образом повлиять на повышение эффективности деятельности всего предприятия в целом.