Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы качества жизни младших школьников в психологической литературе
1.1. Характеристика понятия качества жизни и его составляющих.
1.2. Возрастные особенности младших школьников.
1.3. Способы повышения качества жизни младших школьников.
Глава 2. Экспериментальное исследование качества жизни младших школьников
2.1. Характеристика методов и выборки исследования.
2.2. Анализ результатов исследования.
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования.
В нашей стране в настоящее время не существует последовательной и непрерывной системы просвещения в сфере здравоохранения. На разных возрастных этапах развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школах, в больницах, из средств массовой информации и др. Эта информация отрывочна, случайна, не системна, часто противоречива. Это подводит нас к исключительной важности проблемы развития системы непрерывного валеологического образования, вооружающего человека от момента рождения и до глубокой старости знаниями по методологии здоровье. Право граждан России на здоровье утвердила Конституцию Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Осуществление права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы технического обслуживания и здравоохранения, и которые могли бы определить место каждого социально-экономического уровня: в семье, в школе, органах здравоохранения, предприятиях, спортивных организаций, государствам и другим. Но все это требует нового мышления, переосмысление концептуальной модели здоровья учитывая, что в формировании здоровья населения, важное место принадлежит поведенческих факторов: режима труда и отдыха, отношения в семье и на работе, и др. а также условия жизни и быта. Функциональная структура тождественно понятию «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовой, социальной, интеллектуальной (психологические установки, природу умственной деятельности, физической и медицинской деятельности). То есть, проблема здоровья, прежде всего, выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь — медицинские.
В настоящее время, на программы в сфере здравоохранения, образования, ориентированные только на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, индивидуальных, типологических, возрастных и гендерных особенностей. Нет сомнения культурологический аспект проблемы, потому что культура отражает меру осознания и овладения человеком своего отношения к себе, обществу, природе, степени и уровня саморегуляции его сущностных потенций.
Универсального определения «качества жизни» (КЖ) не существует. По-мере развития человеческого общества отношение к этому понятию будет меняться. Каждое следующее поколение, выдвинув свои требования к жизни, само определит критерии ее «нормальности» и «качественности».
Основываясь на этих рекомендациях, КЖ следует рассматривать, как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, в контексте культуры и систем ценностей этого общества, с целями данного индивидуума, и его планами. Другими словами, КЖ — степень комфортности человека как внутри себя, так .и в рамках своего общества [5, 39].
На практике существуют несколько подходов к оценке качества жизни: физиологический, экономический, социологический, психологический и медицинский, включающий в себя также концепцию качества жизни, связанного с состоянием здоровья человека.
Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение существования и непосредственно на него влияющими. Данная формулировка основана на многоуровневом определении здоровья, предложенном ВОЗ и представляющей, здоровье, как «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствия заболевания или недомогания». Качество жизни, связанное с состоянием здоровья, рассматривается как «исследования качества жизни (QoL), изменяемые в зависимости от состояния здоровья». Поэтому разделены понятие «качества жизни» — QoL (Quality of Life) и понятие «качества жизни, связанного с состоянием здоровья» — HR- QoL (Heath-Related Quality of Life) [5, 39].
Объект исследования — качество жизни.
Предмет исследования — особенности качества жизни у младших школьников.
Цель исследования — изучить особенности качества жизни у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие качества жизни, здорового образа жизни в научной литературе.
2. Выявить возрастные особенности младших школьников.
3. Проанализировать составляющие качества жизни и способы его повышения.
4. Провести экспериментальное исследование качества жизни младших школьников.
Гипотеза исследования — качество жизни здоровых и хронически больных младших школьников будет иметь определенные различия.
Выборка исследования составляла 40 детей учащихся 4 класса школы №110, 2 группы: в первую группу вошли здоровые дети (20 человек), во вторую — дети, имеющие хронические заболевания или часто болеющие (20 человек).
Для изучения качества жизни был использован — «Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF)».
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Целью исследования было изучение особенностей качества жизни у младших школьников.
В ходе исследования были реализованы следующие задачи исследования:
1. Рассмотрены понятие качества жизни, здорового образа жизни в научной литературе.
2. Выявлены возрастные особенности младших школьников.
3. Проанализированы составляющие качества жизни и способы его повышения.
4. Проведено экспериментальное исследование качества жизни младших школьников.
Для полноценного мониторинга состояния здоровья и социального статуса необходимо применение трех видов профилактических оценок состояния: 1. Оценки долгосрочного (фонового) состояния физического и психического здоровья, безопасности и благополучия ребенка по критериям ВОЗ (оценка и прогноз долгосрочных периодов жизни, например, во время ежегодной диспансеризации). Это разносторонние и комплексные обследования здоровья с привлечением разных специалистов, методов углубленного изучения состояния организма и условий жизни. Их результат — заключение о группе (уровне) здоровья с необходимой расшифровкой, долгосрочными рекомендациями и необходимой оперативной профилактической помощью. При получении долгосрочной оценки состояния учитывается подробный анамнез жизни и состояния ребенка, применяются различные методы обследования — клинические, лабораторные, рентгенологические, электрофизиологические, психологические, психофизиологические и т. д. Недостаток в том, что это оценки получают раз в год, то есть очень редко, они отражают только медицинские данные, не учитывают социальный статус и критерии закона РФ № 120 о социальной опасности.
2. Оценки среднесрочного состояния здоровья, безопасности и благополучия ребенка по критериям ВОЗ (оценка и прогноз среднесрочных периодов состояния, например, учебной четверти, месяца, недели). Наиболее удачно для этой цели зарекомендовали себя многомерные социометрические опросы участников профилактического процесса (детей, родителей, педагогов, психологов, врачей, социальных работников и т. д.) с помощью стандартизованных компьютеризированных опросников, направленных на выяснение проблем несовершеннолетних и риска текущей социальной опасности. Результат их применения — уточнение к долговременной оценке, отнесение к текущей группе риска, определение наличия проблем, контроль за изменением состояния и выбор мишеней для профилактики, рекомендации по адресной профилактической коррекции состояния и проблемных или кризисных ситуаций на среднесрочный период (учебная четверть, месяц и т. д.).
3. Оценка текущего состояния (оперативная оценка и прогноз состояния). Наиболее адекватно для этой цели подходит специальная методика объективной психофизиологической оценки текущего состояния, которая позволяет осуществлять документальный контроль за изменением состояния и обстоятельств жизни в любое время, в любых условиях, оценить состояние в привычных общепринятых и понятных для всех терминах. Результат применения — уточнение к фоновой и среднесрочной оценкам состояния в отношении текущей группы с уровнем риска опасности и неблагополучия.
Для изучения качества жизни младших школьников нами проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования составляла 40 детей учащихся 4 класса школы №110, детей мы поделили на 2 группы: в первую группу вошли здоровые дети (20 человек) — экспериментальная группа, во вторую — дети, имеющие хронические заболевания или часто болеющие (20 человек) — контрольная группа.
Для изучения качества жизни был использован — «Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF)».
Цель — методика оценивает ощущения отдельных людей в контексте их культуры и системы ценностей, а также их личных целей, стандартов и интересов.
По фактору «Физическое здоровье и благополучие» в экспериментальной группе средний балл составляет 25,3; в контрольной группе — 21,8, в экспериментальной группе он выше, у детей этой группы большая удовлетворенность способностью осуществлять повседневную деятельность и выполнять учебу.
В домене «Психологическое здоровье и благополучие» изучаются различные аспекты психологического здоровья индивида и их влияние на качество жизни. в экспериментальной группе средний балл 22,6, в контрольной — 14,1. Дети из экспериментальной группы значительно чаще подвержены положительным эмоциям, для них характерна адекватная самооценка, личные качества помогают им в жизни.
В домене «Социальные отношения» изучаются различные аспекты социальных отношений индивида и их влияние на качество жизни. По данному показателю средние баллы в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной, 9,8 и 8,3 соответственно. В экспериментальной группе дети ощущают в жизни любовь и дружеское отношение близких и родных людей и могут рассчитывать на их поддержку в критической ситуации. В домене «Факторы окружающей среды» изучаются факторы окружающей среды индивида и их влияние на качество жизни. Средние баллы по данному показателю в экспериментальной группе так же выше, чем в контрольной, 31,6 и 21,9 соответственно. В частности, оценивается, насколько индивид удовлетворен окружающей средой, включая климат, экологию, условия проживания, безопасность и защищенность.
Общий показатель качества жизни в экспериментальной группе 89,4, что значительно выше чем в контрольной, этот показатель составляет 66,2.
Таким образом, уровень качества жизни в экспериментальной группе выше по всем показателям и в целом, чем в контрольной. Выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, действительно качество жизни здоровых и хронически больных младших школьников имеет различия.