Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления в Российской Федерации 5
1.1. Сущность и понятие местного самоуправления 5
1.2. Система функций и принципов местного самоуправления 7
Глава 2. Формы осуществления местного самоуправления в России 11
2.1 Структура органов местного самоуправления в РФ 11
2.2. Правовые основы уровней местного самоуправления в РФ 17
Заключение 24
Список использованных источников 27
Отечественный и зарубежный опыт государственного строительства убедительно свидетельствуют, что важнейшими условиями успешного решения задач экономического и социального развития страны, повышения уровня и качества жизни населения являются кардинальное повышение эффективности местного самоуправления, деятельности органов государственной и местной власти, прежде всего исполнительной, восстановление доверия между обществом и властью, формирование эффективного механизма их взаимодействия. Ряд последовательных шагов в этом направлении предпринят в ходе проводимых в России административной и муниципальной реформ, реализации программ реформирования государственной и муниципальной службы и т.д.
В системе местного самоуправления скопилось множество проблем. Чтобы граждане реально могли участвовать в управлении своим городом или поселком, предлагается усилить и в дальнейшем поддерживать гражданскую активность на местах.
Сегодня объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Постоянная нехватка ресурсов порождает неразбериху с полномочиями, которые перебрасываются на уровень района или субъекта. Кроме того, органы местного самоуправления постоянно сотрясают коррупционные скандалы.
Поэтому одной из важнейших задач современной России является уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, финансово независимой и самостоятельной власти на местах. Работа в этом направлении должна начаться уже в 2014 году, в год 150-летия Земской реформы.
В данном контексте цель работы заключается в том, чтобы провести правовой анализ проблем местного самоуправления в современной России.
Для достижения поставленной цели в ходе дипломного исследования следует решить следующие задачи:
— определить сущность и понятие местного самоуправления;
— изучить систему функций и принципов местного самоуправления;
— выявить структуру органов местного самоуправления в РФ;
— проанализировать правовые основы уровней местного самоуправления в РФ;
— подвести итоги проделанного исследования.
Таким образом, местное самоуправление — это децентрализованная форма политического управления, предполагающая известную самостоятельность и автономность местных органов от государственного руководства. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, рассматриваемым в рамках юридической конструкции «централизация – децентрализация» и в подобном смысле отражающим распределение и реализацию публично-властных функций (предметов ведения) и полномочий между властными управляющими субъектами различных иерархических уровней и организационных (организационно-правовых) форм.
В определении местного самоуправления, закрепляемом в российском законодательстве, несмотря на его достоинства, касающиеся, прежде всего, его развернутого характера и демократизма, имеется значимый пробел — отсутствие указания на то, что местное самоуправление представляет собой один из уровней публичной власти. В этой связи в легальном определении местного самоуправления следует закрепить в том числе его трактовку как уровня публичной власти.
На современном этапе развития Российского государства осуществлен значительный прогресс в совершенствовании структуры органов местного самоуправления. Вместе с тем есть немало нерешенных вопросов и проблем в теоретическом аспекте и практике применения законодательства:
— требуется доработка понятия «структура органов местного самоуправления»;
— принятие Федерального закона № 131-ФЗ и установление им общих правил формирования структуры органов местного самоуправления, к сожалению, привели к тому, что конституционный принцип самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления населением муниципального образования на практике оказался почти мифом.
— следует согласиться с существующим мнением, что простой перечень в Федеральном законе № 131-ФЗ органов местного самоуправления не отражает всего содержания понятия «структура». Необходима взаимосвязь элементов такой структуры.
— в структуре органов местного самоуправления контрольный орган пока предусмотрен в незначительном числе муниципальных организаций.
В современных условиях необходимо повышать роль этого органа, так как через него население может наиболее активно осуществлять контроль за деятельностью должностных лиц местного самоуправления.
Назрела, необходимость принятия Федерального закона «Об общих принципах территориального общественного самоуправления в Российской Федерации», а более детальное регулирование осуществлять законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, с учетом интересов населения и особенностей соответствующей территории. Главная цель практических действий в этом направлении — восстановить доверие населения к институту местного самоуправления и к органам власти, закрепить прошлый и настоящий позитивный опыт реализации территориального общественного самоуправления, конструктивного взаимодействия населения и местной власти. В опоре на население — сила местной власти, залог успешного решения экономических и социальных задач муниципального развития.
Назрела также необходимость серьезной реформы внутригородского самоуправления в городах федерального значения.
Необходимо принять специальный федеральный закон должен установить особенности организации местного самоуправления городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов РФ, политических, экономических, научных и культурных центров России, вытекающие из конституционного статуса данных городов, так, чтобы все основы самоуправления (правовая, территориальная, организационная и главное — финансово-экономическая) были федеральным законодательством обеспечены. Надо исключить субъективизм и политическую конъюнктуру при формировании органов внутригородского самоуправления в городах федерального значения и обеспечить конституционные права жителей.
Для решения проблем низкой бюджетной обеспеченности муниципальных образований необходимо внести изменения в действующее бюджетное законодательство, а также закрепить стимулирующие механизмы для повышения мотивации муниципальных образований повышать свою доходную базу. В настоящее время у местного самоуправления отсутствует такая мотивация по многим причинам, основные из которых — отрицательный трансферт (перераспределение доходных поступлений между муниципальными образованиями внутри субъекта), порядок расчета предоставления безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов, низкая инвестиционная и хозяйственная активность муниципальных образований и т.д.