Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПРАВО, СВОБОДА, ПОНИМАНИЕ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ……………………..6
1.1. Свобода как философское и этическое понимание…………………..…6
1.2. Справедливость как философское и этическое понимание…………..8
ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПРАВО, СВОБОДА,
СПРАВЕДЛИВОСТЬ …………………………………………………….11
2.1. Свобода как правовой принцип и его отражение
в законодательстве………………………………………………………….11
2.2. Справедливость как правовой принцип и его отражение
в законодательстве………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..36
Актуальность темы исследования обусловлена чрезвычайно важным местом прав, свобод и справедливости человека и гражданина, которые в свою очередь является жизненно необходимым для российского государства и общества. Посредством охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина определяются пределы вторжения в личную сферу человека, устанавливаются юридические гарантии защиты его конституционных прав и свобод. Утверждение того, что права и свободы имеют фундаментальное значение для человеческого бытия и повседневной жизни личности, не требует доказательства. В то же время проблема интеграции права и свободы остается сложным и трудным вопросом. Весьма широко распространено мнение о несовместимости права и свободы, в силу их противоположности.
В условиях современной России естественно-правовая природа свободы приобретает особое значение. Социологические исследования показывают, что для населения страны приоритетными целями являются не обеспечение личной свободы, формальная правоспособность (эту цель в качестве приоритетной считает всего 5,1%), а цели, содержание которых определяется естественно-правовыми ценностями. Среди них: повышение уровня жизни – 56,5%, наведение порядка во всех уровнях жизни – 39,2%. При этом, как считают участники социологического опроса, идет эскалация ухудшения естественно-правовой составляющей жизни человека .
Словом, приоритетные ценности современного россиянина составляют не индивидуальные свободы, либеральная форма права, а его естественно-правовой уровень жизни, состояние, следовательно, не формальная правоспособность, а реальная правореализация естественных прав и свобод.
Степень научной разработанности. Проблема соотношения права и справедливости занимала и занимает сейчас одно из ведущих мест в научных исследованиях не только правоведов, но и философов, социологов, политологов. Литература, освещающая данную тему, весьма обширна. Это работы С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. М. Баранова, З. А. Бербешкина, Л. Г. Гринберга, Р. Иеринга, Д. А. Керимова, Л. Д. Коноваловой, Р. З. Лившица, Е. А. Лукашовой, Г. В. Мальцева, B. C. Нерсесянца, Г. В. Плеханова, B. C. Соловьева, В. А. Туманова, А. И. Экимова и других ученых. У всех народов и во все времена считалось, что право должно быть справедливым.
Теоретическая основа исследования. В качестве базовых оснований мы принимаем такие фундаментальные работы как: Монтескье в работе «О духе законов», В. Хлебникова «Свобода приходит нагая», «Без справедливости законность лишена содержания, по сути, мертва» В. В. Мальцев, положение Ф. Энгельса о том, что «справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны»., высказывание В. И. Ленина, что для большевиков справедливость «подчинена интересам свержения капитала».
Объект и предмет исследования: общественно-правовые отношения в области понимания и взаимодействия права, свободы и справедливости.
Предметом исследования являются нормы современного законодательства, регламентирующие взаимодействие права, свободы и справедливости.
Цель исследования: провести анализ теоретических аспектов понимания и взаимодействия права, свободы и справедливости, выявить ряд проблемных аспектов в этой области, предложить пути их разрешения.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) дать философское и этическое понимание свободы;
2) раскрыть философское и этическое понимание справедливости;
3) рассмотреть свободу как правовой принцип и определить его отражение в законодательстве;
4) выделить особенности справедливости как правового принципа и раскрыть его отражение в законодательстве;
5) исследовать основные проблемные вопросы взаимодействия права, свободы и справедливости и предложить пути их решения.
Методологическая основа исследования: принципы социологического анализа, культурологического подходов, принципы и категории материалистической диалектики как общенаучного, фундаментального метода познания. Кроме того, в работе были использованы общелогические и частнонаучные методы, такие как системный, функциональный, исторический, метод сравнения, анализ, синтез, наблюдение и др.
Научная и практическая значимость исследуемой проблемы заключается в том, что в результате исследования определены теоретические аспекты понимания и взаимодействия права, свободы и справедливости, а также выявлены некоторые проблемные вопросы по исследуемой проблеме, предложены решения по ним, которые могут быть применены на практике.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух глав основного текста, логическим образом разбитых на четыре параграфа, заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
Таким образом, в настоящем исследовании был проведен анализ теоретических аспектов понимания и взаимодействия права, свободы и справедливости, выявлен ряд проблемных аспектов в этой области, предложены пути их разрешения.
В ходе исследования были сделаны основные выводы:
1. Право — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения. Право как мера свободы может выражать и другое качество – степень выраженной в нем свободы. В этом смысле мера свободы выступает в качестве критерия истинности права и закона. При этом важно заметить, что определение права как меры свободы имеет еще принципиально иной аспект соотношения и взаимодействия права и свободы. Не только свобода служит критерием развития правовых отношений, но и право выполняет роль меры свободы. Ибо, если нет права, то и нет реальной возможности защитить свободу, придать ей форму, благодаря которой она может превратиться из возможности в реальную действительность. Чтобы правовая свобода из возможности превратилась в реальность, необходим ее синтез с позитивным правом, т.е. системой норм права, текущим законодательством. Иначе говоря, следует осуществить интеграцию позитивного права и естественного права.
2. Принцип справедливости в гражданском предполагает системность, т.е. одновременность реализации в законотворческой и правоприменительной сферах, а также в правосознании. Таким образом, при изучении принципа справедливости в гражданском праве неизбежны три направления исследований.
Во-первых, исследование проблем реализации принципа справедливости в законотворческой деятельности (принятие гражданских законов) законодательных (представительных) органов государственной власти.
Во-вторых, исследование проблем реализации принципа справедливости в правоприменительной деятельности, при решении (в том числе – в суде) конкретных гражданских дел. При наличии справедливых законов возможна несправедливая их реализация. В настоящее время на этом этапе правового процесса наблюдается кризис реализации принципа справедливости, который обусловлен низким уровнем правосознания и правовой культуры, неэффективностью функционирования институтов демократии.
В-третьих, исследование проблем реализации, а точнее – внедрения принципа справедливости в правосознание граждан, выявление не симптомов, но причин правового нигилизма и выработка эффективных механизмов его искоренения. Все перечисленные направления исследований целесообразно интегрировать в Концепцию правовой реформы в Российской Федерации в целях наиболее полной и комплексной реализации поставленных в ней задач.
3. Справедливость и право особенно близки, если рассматривать их как средство достижения компромисса между противоречивыми интересами индивидов, социальных групп и общества в целом. Отметим, что формальная справедливость требует, чтобы законы применялись равным образом ко всем. Однако не следует забывать о том, что право не может учесть всего многообразия жизненных ситуаций. Естественно, что в процессе правоприменения возникают вопрос, чем должны руководствоваться должностные лица при принятии решений, при вынесении приговора: буквой закона или своим представлением о справедливости, и какое из этих решений будет справедливым. Согласно позитивистской концепции справедливым является решение, соответствующее закону. В морально-этической (непозитивистской) традиции справедливым считается решение, которое вынесено на основе только справедливого закона, то есть с точки зрения справедливости оценивается не только решение, но и сам закон. Думается, что последнее утверждение является наиболее правильным.
В ходе работы над темой были проанализированы некоторые проблемные аспекты в сфере взаимодействия права, свободы и справедливости:
1. Возникает сложная проблема подчинения несправедливым законам. Возможны два варианта поведения: подчинение, соблюдение требований такого закона или их нарушение. На этой почве сталкиваются формальная справедливость и справедливость реальная. Право и справедливость тесно связаны друг с другом (последняя является важнейшим принципом, руководящей идеей права). Обладая оценочно-нормативным характером, принцип социальной справедливости заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания, в установлении правильного критерия справедливого распределения материальных благ. Ценность права состоит в том, что выражает идею справедливости, выступает средством ее закрепления и защиты. Разработка проблем справедливости должна сыграть значительную роль в юридической науке, почти полностью оценочной и нормативной. Она должна дать основу для более глубокого понимания ценности человека, его жизни и достоинства. «Несправедливое право, — отмечает Ю. Пермяков, — бессмыслица, вроде «грязной чистоты». Несправедливым может быть законодательство, но в этом случае законодательство являет собой произвол государственной власти, которая лишает себя опоры в общественном правосознании».
2. Справедливость в сфере правосудия выражается в единообразии правоприменительной практики – сходные по правовой природе дела должны рассматриваться и разрешаться сходным образом, в противном случае справедливое правосудие не может быть осуществлено. Справедливость как равенство в сфере юридической ответственности проявляется в таком признаке правонарушения как наказуемость каждого правонарушителя и, понятая как принцип эквивалентности социальных отношений, предполагает соразмерность, пропорциональность меры и размера наказания тяжести преступления, а по гражданско-правовым деликтам – пропорциональность компенсации тому моральному, физическому и имущественному ущербу, который был нанесен потерпевшему правонарушением. «Калькулирующая» справедливость как соразмерность, эквивалентность, пропорциональность в уголовном праве проявляется также в понятии «необходимая оборона» – соразмерность средств защиты характеру нападения.
3. Справедливость как особое качество, присущее праву, может выступать в качестве определенной меры, при которой требование и воздаяние согласуются, соизмеряются, выражая оптимальное сочетание интересов индивидов, коллективов (группы), общества (государства), в целом степень их защищенности в праве.
В нормах права, регулирующих административную ответственность, в большей степени урегулированы отношения, связанные с ответственностью субъектов правоотношений, что в основном наблюдается при правовом регулировании отношений: соизмерение проступка (преступления) и наказания.
Также необходимо отметить, что исходной в области правовых явлений выступает норма права, отражающая объективные потребности общественного развития, учитывающая оптимальное сочетание интересов участников общественных отношений, государства, индивида, их защищенность. Именно норма права должна быть справедливой, поскольку от нее зависит справедливость иных правовых явлений. Если исходить из общеизвестного в теории права определения принципа как идеи, руководящего начала, основы, отражающей сущность и содержание правовых норм, то казалось бы, что это разграничение вряд ли можно провести.
По моему мнению, справедливость как принцип административной ответственности присутствует как идея, не имея своего прямого закрепления в качестве собственного принципа в целом. В этом случае можно наблюдать выражение принципа справедливости в качестве идеи, общего начала присущего в современный период развития России всем, или почти всем отраслям права. В действующей Конституции РФ не закреплен принцип справедливости, термин «справедливость» почти не используется в тексте Конституции РФ. Но в преамбуле Конституции РФ выражена вера в добро и справедливость, следовательно, идея справедливости все-таки заложена в сущности права в целом, в этой связи справедливость должна найти выражение в содержании всех норм права в России.
Все нормы права, в том числе и административного, должны быть справедливыми, справедливость как принцип права должна быть основой справедливого правового регулирования отношений. В этом отражается объективная основа справедливости в праве.
Рассматривая в субъективном аспекте применение административной ответственности, в которой участвуют определенные субъекты, применяя нормы права и уровень правосознания участников этих отношений, можно прийти к выводу, что даже справедливая норма административного права в результате недобросовестного применения может повлечь несправедливость в соответствующих отношениях. В данном случае речь идет о несправедливости в применении норм административного права, где оценка справедливости самих норм зависит от субъектов, их применяющих. Причем оценка может исходить как от субъектов-правоприменителей, так и от субъектов права, интересы которых оказываются не защищены в результате действий первых. Зачастую в этих случаях справедливость самой нормы искажается. И с точки зрения оценки разных субъектов принятое правоприменителем на основе справедливой нормы права решение может быть справедливым или несправедливым. Таким образом, наблюдается оценочный характер справедливости, исходящий от разных субъектов. Когда неправильное применение справедливых норм права может быть оценено как несправедливость этих норм права в оценке различных субъектов, занимающихся (или нет) применением норм права, тогда объективная и субъективная основа справедливости не совпадают. Стремление к справедливости — извечная цель человечества. Не случайно во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года указывается, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных неотъемлемых их прав.
Ценность справедливости, а через нее и в целом права, проявляется в том или ином результате правоприменения – в справедливом характере судебного решения, примирении конфликтующих сторон, в сдерживании антиобщественных побуждений и устремлений индивидов и групп и тем самым в обеспечении и поддержании мира, порядка, общего блага.
На принципах административной ответственности базируется порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности.
4. Чисто рационального, технического решения проблемы справедливости не существует. Осуществление справедливости нельзя свести к логическим процедурам, к какому-то принципу, приводящему механизм справедливости в действие. Проблемой оказывается не реализация требования справедливости, а сохранение установки на справедливость, на ее ценность, независимо от того, удачно или неудачно мы действуем в том или ином направлении, можно ли вообще надеяться на справедливость в конкретном случае. Вопрос о том, что справедливо, а что – нет, не может быть удовлетворительно решен в отрыве от конкретной ситуации. Единый алгоритм решений отсутствует. Реализацию справедливости невозможно запрограммировать, равно как невозможно однозначно оценить наши усилия на предмет их удачности с правовой или моральной точек зрения.