Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Оглавление
Введение————————————————————————— 2
1. Теоретический подход к видам и проблемам развития внимания в психофизиологии
1.1. Психофизиологические теории внимания————————— 4
1.2 . Проблема внимания в психофизиологии—————————- 9
1.3. Виды и характеристики внимания ———————————— 16
2. Эксперементальное исследование основ внимания и его свойств.
2.1.Психофизиологические основы внимания————————— 20
2.2. Эксперементальная часть исследования свойств внимания— 23
Заключение———————————————————————— 27
Литература———————————————————————— 29
В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.
Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы.
Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой так и сложной. Проблема внимания — одна из сложный проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимании рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т.е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации.
Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Цель исследования: изучить теоретические и эксперементальные аспекты внимания в общей психофизиологии и методы его исследования.
Задачи:
•изучить понятие и сущность внимания с точки зрения психофизиологии;
•проанализировать психофизиологические теории внимания
•рассмотреть психофизиологические методы исследования внимания.
Объект исследования: психофизиология внимание человека.
Предмет исследования: психофизиологические методы исследования внимания.
Актуальность:
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Одно учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека.
Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с данной проблемой весьма проблематично. Поэтому внимание часто изучают через призму других познавательных процессов.
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику.
В данной работе я изучила понятие и сущность внимания с точки зрения психофизиологии; проанализировала психофизиологические теории внимания, рассмотрела психофизиологические методы исследования внимания.
Так же выяснила, что одна из самых сложных проблем психофизиологии – проблема внимания. Этой проблемой занимался еще Аристотель. Первое и самое распространенное психологическое определение внимания дал У. Джемс: «Внимание — это овладение разумом в чистой и яркой форме только одним из многих одновременно представленных объектов или одной мыслью из целой череды мыслей». У Джемса и всех последующих исследователей подчеркивается основная характеристика внимания – избирательность, или селективность, в активности организма. Но общепринятого научного определения внимания к настоящему времени нет по следующим причинам:
-одни ученые рассматривают внимание как самостоятельный психический процесс, а другие как одну из характеристик взаимодействия психических процессов.
— Субъекты экспериментальных исследований с активным отношением к внешнему миру выступают у целого ряда исследователей как некое пассивное и неизменное машино — подобное образование, принимающее и обрабатывающее информацию для того, чтобы совершить то или иное действие.
Практически все экспериментальные исследования внимания проводились в рамках информационной парадигмы. В данном реферате были рассмотрены некоторые теории или модели внимания, сформулированные в этих исследованиях.
В других теориях внимания, разрабатываемых в рамках информационной парадигмы, внимание определяется как процесс, лежащий в основе селекции и организации доступной информации для соответствующего ответа.
В описанных выше информационных моделях и концепциях внимания в основном рассматривается зависимость афферентных возбуждений от внешних источников, внимание к которым, по условиям эксперимента, привлекается или, наоборот, отвлекается. Но совершенно очевидно, что можно выделить как внешние источники (объекты и события в окружающей среде), так и внутренние (память и знания) источники. С помощью только этих концепций невозможно объяснить и другой важный факт, который долго игнорировался в когнитивной психологии, а именно: эффекты внимания определяются обучением и тренировкой. А неэффективное выполнение какой-либо задачи на внимание свидетельствует об отсутствии навыка в выполнении этой задачи.
Можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы. Не смотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.