Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение…………3
Глава 1. Теоретические аспекты развития наглядной мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта………….5
1.1.Понятие умственной отсталости, её специфические особенности……………..5
1.2.Понятие наглядных форм мышления в психолого-педагогической литературе ..7
1.3.Характеристика наглядных форм мышления у детей с нарушением интеллекта…10
Глава 2.Игры и задания, направленные на развитие наглядных форм мышления у дошкольников с умственной отсталостью ………..15
2.1.Формирование наглядно-действенного мышления………….15
2.2.Формирование наглядно-образного мышления…………17
Заключение……………20
Литература………..22
Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познает единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благодаря мышлению он познает такие особенности, свойства и призна¬ки предмета, которые он мог и не воспринимать непосредственно.
Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимно дополняют и развиваются на всем протяжении его жизни. Эти формы мышления представляют собой единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления в различные моменты, вследствие этого познавательный процесс в целом приобретает специфический характер.
Возникающие в сознании представления и образы вызывают у ребенка эмоциональный отклик на события. Л. Е. Журова, Н. Ф. Виноградова, B. C. Мухина подчеркивают особую значимость наглядного мышления как переход от практического вида мышления к теоретическому. Л. А. Венгер, М. Безруких, Е. В. Заика отмечают, что посредством развития образных представлений происходит оптимизация произвольных познавательных функций в дошкольном возрасте (восприятие, воображение, внимание, память). Все это приводит к повышению уровня интеллектуального развития ребенка.
В литературе по специальной педагогике и психологии имеются материалы, свидетельствующие о том, что для умственно отсталых детей характерны нарушения всех психических процессов и, особенно, мышления, в котором имеющиеся отклонения выражены значительнее, чем в менее сложных познавательных процессах (Т.А.Власова, Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, В.ИЛубовский, Ю.А.Матасов, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, И.С.Соловьев, Н.М.Стадненко, Е.А.Стребелева, Ж.И.Шиф и др.). Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение.
Цель исследования: изучить аспекты формирования наглядных форм мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
• провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• определить понятие умственной отсталости;
• определить понятие наглядного мышления;
• выявить и охарактеризовать специфические особенности наглядных форм мышления детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
• подобрать игры и задания по развитию наглядных форм мышления у умственно отсталых дошкольников.
Объект исследования: особенности формирования наглядных форм мышления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования наглядных форм мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования: наглядное мышление умственно отсталых детей обладает рядом специфических особенностей: нарушены все мыслительные операции (в большей степени обобщение и абстрагирования), снижена активность мыслительных процессов, наиболее сохранным видом мышления является наглядно-действенный, неосознанность и хаотичность действий в процессе решения, некритичность мышления, слабая регулирующая роль мышления, низкая мотивация мыслительной деятельности.
При умственной отсталости мыслительные процессы протекают на уровне единичных наглядных образов, что затрудняет выделение существенных признаков изучаемых предметов и явлений, а также приводит к недостаточному пониманию общего.
В процессе решения мыслительных задач у детей со сниженным интеллектом обнаруживается неумение поставить самому себе вопросы, которые помогают в решении задачи, что находится в тесной связи с наблюдающейся у них тенденцией не предварять решение поставленной задачи ориентировочно-исследовательской деятельностью. Проведенное исследование показало, что уровень развития наглядного мышления умственно отсталых детей дошкольного возраста значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Дети испытывают затруднения в анализе и синтезе условия задачи, в понимании принципа решения и зависимостей между частями и целым, в использовании для достижения поставлен ной цели вспомогательных средств. Не умея применить наглядно-образный способ решения задачи, испытуемые прибегают к наглядно-действенному. Все это особенно отчетливо наблюдается в ходе выполнения относительно сложных заданий.
Отставание в развитии наглядного мышления у умственно отсталых учащихся дошкольного возраста свидетельствует о важности ранней диагностики особенностей наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей и специальной коррекционной педагогической работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.