Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Содержание
Введение 3
Глава 1. История славянского язычества 6
1.1. Определения термина «язычество» 6
1.2. Периодизация славянского язычества 9
Глава 2. Истоки славянской мифологии 14
2.1. Боги и богини 14
2.2.Мировоззрение древних славян 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность исследования.
Актуальность той или иной темы определяет процесс обновления, который непрерывно происходит в современном мире. Тема славянского язычества не является исключением. В современном мире в сознание людей прочно вошло понимание того, что в дальнейшем их существование невозможно без опоры на опыт многовековой истории человечества. Человек утратил целостное миропонимание, которое было присуще нашим предкам и в настоящие время находится в поисках новых форм, духовных ценностей и приоритетов, которые смогли бы помочь ему найти ответы на такие вопросы, как «кто я в мире, что окружает меня?» и «что за мир окружает меня?».
На данный момент существует множество различных верований, выходящих за рамки привычных нам таких мировых религий, как христианство, мусульманство и буддизм. Некоторые черпали свои основы из них, вторые к ним не относятся, а третьи являются теми, кто существовал задолго до появления некоторых из них. Как раз к последним и относится язычество древних славян, существовавшие на Руси задолго до появления христианства.
Тема славянского язычества интересна и своеобразна, благодаря чему к ней часто обращают свое внимание художники, музыканты, сценаристы, писатели и многие другие деятели искусства. История язычества древних славян пропитана мистикой, тайной, это привлекает современного человека воспитанного в эпоху технологического прогресса. Возможно именно поэтому многие люди в наши дни следуют дохристианским традициям древних славян и их интерес к этой теме с каждым годом все больше растет, из чего можно сделать вывод, что актуальность этой темы неоспорима.
Степень разработанности темы.
Модернизация представлений человека о мире всегда было актуальной темой привлекающей философов, исследователей теории и истории культуры, историков. Эта проблема берёт своё начало в эпоху античности и продолжает существовать в условиях развития современной культуре постмодерна. Описание славянского язычества отображается в писаниях проповедников христианской церкви, задачей которых было уничтожение народных верований, обычаев и общих представлений о мире славян, которые противоречили представлениям проповедуемым христианской церковью. Язычество находится в условиях жесткого противостояния с христианской церковью вплоть до конца XVIII века, в середине которого появляются первые исследования, в которых описывается и анализируется язычество. Именно в 1766 году издаётся работа М.В.Лoмоносова «Дрeвняя Россия. Истoрия от начала Рoссийского народа до кoнчины Вeликого князя Ярослава Пeрвого или до 1054 года». В данной работе славянскому язычеству уделено значительное место. Так же в это время выпускается такие работы, как «Краткий мифологический лексикон» М.Д. Чулкова и «Описание древнего славянского языческого баснословия» М. Попова, которые в дальнейшем окажут значительное влияние на развитие изучения славянского язычества.
В дальнейшем, уже в XIX веке в изучении славянского язычества происходит значительное изменение, появляются такие учёные, как А.Н. Афанасьев, Г.А. Глинка, Б.Н.Никифоровский И.П. Сахаров, Д.О. Шeппинг, А.С. Фaминцин.
На рубеже XIX и XX веков важную роль в изучении данного феномена играли былины, сказки, сохранившиеся благодаря таким собирателям, как А.Ф. Гильфeрдинг, П.Н. Рыбников. Первый сборник былин был выпущен в 1804 году и назывался «сборник Киpши Данилова».
Объектом исследования является славянское язычество и его влияние на мировую культуру.
Предметом исследования является языческие воззрения древних славян, реконструированные на основе сделанных археологических открытий, а также данных этнографии, лингвистики и письменных источников. Отображение славянского язычества в искусстве.
Целью исследования является изучения славянского язычества как культурного феномена.
Задачи:
— проследить развитие славянского язычества
— реконструирование мировоззрения древних славян
— рассмотреть влияние славянского язычества на искусство
Методы исследования:
— интерпретативный (анализ и обработка литературы)
— описательный
Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Практическое применение:
В дальнейшей перспективе материал данной работы можно использовать как дополнительный источник при проведении занятий, мероприятий и лекций связанных с темой славянского язычества.
С приходом христианства на Русь язычеству настал конец, так можно подумать, но на самом деле часть языческих верований перекочевав в православие осталось жить и до сих пор влияет на нашу жизнь. был положен конец языческим верованиям. Так божества языческого пантеона получили новую жизнь в виде христианских святых: Перун стал святым Ильей, Велес — святым Власием, Ярила –святым Юрием (Георгием).
Поразительно, но почти не поддались изменению мифологические существа более низкого порядка, такие как домовые, лешие, водяные. Они сохранили устойчивость в вере славян и после принятия христианства, более того, вера в них жива до сих пор. Всё ещё живы появившиеся в те дальние времена приметы и отмечают старые языческие праздники, такие как масленица, колядки и Купалова ночь. До сих пор при исчезновении чего-нибудь из дома можно услышить фразу: «домовой, домовой, поиграй и отдай».
Сохранилось двойственное отношение к духам умерших. Одновременно мертвецов боятся и почитают память об усопших предках.
С крещением Руси люди отдалились от своих корней и истоков. Раньше люди были ближе к природе и не зависели от церковных канонов. Поменялось мировоззрение людей и понимание их окружающего мира.
Владимир крестил Русь «огнем и мечом» против желания народа. Основными целями крещения Руси были торговля и выход на одну позицию вместе с Византийской империей.
Однако даже после крещения Руси в отдаленных областях существовали и существуют языческие племена, которые остаются верными обычаям и традициям своих предков, почитая духов природы.
Язычество было более естественным верованием. Оно намного древнее всех религий, существующих в наши дни.