Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАИНЯ ЕГО В ОАО «РЖД» 8
1.1.Сущность и методы стратегического управления 8
1.2. Характеристика Стратегической программы развития железнодорожного транспорта до 2030 года 19
1.3. Управление рисками стратегического развития в системе экономической безопасности транспортной компании 27
1.4. Стратегические риски развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года 37
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ РИСК ФАКТОРОВ НА ДОСТИЖЕНИЕСТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ОАО «РЖД» 41
2.1. Методы анализа и управления рисками стратегического развития 44
2.2. Классификация рисков стратегического развития ОАО «РЖД» 55
2.3. Анализ макроэкономических рисков ОАО «РЖД» 60
2.4. Методика оценки влияния риск-факторов на достижение стратегических целей ОАО «РЖД» 63
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ РИСКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЖД» 69
3.1. Жизненный цикл рисковой ситуации и цикл управления рисками стратегического развития ОАО «РЖД» 69
3.2. Методы оценки и учета факторов риска при разработке и реализации стратегической программы развития ОАО «РЖД» 82
3.3. Отбор и экономическое обоснование системы мероприятий по снижению воздействия макроэкономических рисков на эффективность деятельности ОАО «РЖД». 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ЛИТЕРАТУРА 96
Развитие концепций рыночного хозяйствования и корпоративного управления предъявляет особые требования к постановке и решению проблем оценки и учёта экономического риска.
Современная экономическая наука рассматривает риск в отношении деятельности, реализуемой в условиях неопределённости и необходимости выбора варианта действия.
Определение свойств и элементов риска в экономической литературе характеризуется неоднозначностью и разнообразием, что объясняется сложностью и многоплановостью этого явления.
Неопределённость, вызывающая появление риска, разнообразна по содержанию и по форме проявления. Неопределённость внешней среды включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых осуществляется экономическая деятельность и к изменению которых она должна приспосабливаться.
Управление рисками стратегического развития (стратегический риск-менеджмент) является необходимым элементом любой крупной компании, в том числе – Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Развитие ОАО «РЖД» подвержено различным воздействиям, как внешним, так и внутренним. Причем, если внутренние риски компания может частично или полностью ликвидировать (например, наращивая пропускные способности при превышении спроса над предложением транспортных услуг), то воздействовать на внешние риски компания не может. Ей в данном случае остаются лишь средства компенсации рисков (например, заблаговременное совершенствование техники и технологий для снижения потерь при введении более жестких экологических норм).
Как правило, величина ущерба при возникновении рисковой ситуации тем меньше, чем раньше был выявлен данный риск.
Процесс управления рисковой ситуации включает идентификацию риска, его анализ и численную оценку, разработку и реализацию мер по управлению риском.
Наиболее эффективным методом реализации риск-менеджмента в ОАО «РЖД» является формирование системы раннего предупреждения, основанной на постоянном мониторинге сбалансированных стратегических индикаторов, выявлении и оценке на основе такого анализа всех возможных рисков стратегического развития Компании.
Для реализации такой системы должен быть проведён анализ рисков стратегического развития ОАО «РЖД» по оценке влияния риск-факторов на достижение стратегических целей и выработана система мероприятий по снижению воздействия рисков на эффективность деятельности ОАО «РЖД», что и является целью настоящей работы.
Реформирование железнодорожного транспорта и формирование новой системы экономических взаимоотношений субъектов хозяйствования обуславливает необходимость решения проблемы устойчивого функционирования отрасли и нейтрализации угроз экономических рисков.
В процессе выполнения работы на основе обзора экономической литературы был сделан вывод, что основными макроэкономическими рисками являются:
- изменение демографической структуры;
- структурные изменения в экономике;
- изменение валютного курса;
- вступление в международные экономические организации;
- создание и выход на проектную мощность транспортных коридоров в обход России;
- удорожание стоимости потребляемых материальных и энергетических ресурсов сверх ожидаемых;
- неустойчивое положение пользователей услуг железнодорожного транспорта;
- неблагоприятная конъюнктура внешнего товарно-сырьевого рынка.
Для анализа и оценки этих рисков были использованы:
— априорный стратегический анализ, базирующийся на прогнозировании возникновения рисков при реализации Стратегической программы развития ОАО «РЖД» и включает разработку сценариев развития рисковых ситуаций, а также оценку возможности их возникновения и тяжести последствий.
— апостериорный системный анализ, служащий основой для формирования системы управления рисками. Он проводится на основе полной и исчерпывающей информации о рисковых ситуациях, которые прогнозировались и которые сопровождали процесс реализации стратегической программы компании. Систематизация базы данных производится на основе формируемой системы классификации рисков, что позволяет повысить эффективность аналитической работы в целом за счет сокращения времени подготовки управленческих решений, использования адекватных методов анализа и обоснования решений, повышения эффективности использования располагаемой информации.
Значительная часть рисков стратегического развития ОАО «РЖД» может быть эффективно нейтрализована только одним методом. Однако в ряде случаев есть возможность выбора между двумя и более методами.
Для нейтрализации рисков были предложены следующие методы:
—Получение большей информации о предстоящем выборе и результатах, что в полной мере может быть использовано ОАО «РЖД» при анализе рисков, прежде всего внешних, а в частности макроэкономических;
—Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов — использование данного метода для ОАО «РЖД» желательно, но трудно реализуемо на практике из-за больших масштабов деятельности и ограниченности свободных финансовых ресурсов;
—Учет рисков при финансировании проекта — данный метод предлагается использовать в работе ОАО «РЖД», но с той оговоркой, что наличие значительных рисков должно приводить к проведению работ по их нейтрализации, а не к отказу от проекта, так как инвестиционные проекты Компании тесно связаны с развитием экономики страны в целом.
Своевременное обнаружение и тщательный анализ рисков позволит сделать положение ОАО «РЖД» на транспортном рынке более стабильным, что должно положительно сказаться на экономике страны в целом.