Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы и теоретические вопросы международно-правового статуса Каспийского моря 7
1.1 Формирование и развитие международно-правового режима Каспийского моря 7
1.2 Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря 21
Глава 2. Структура международно-правового статуса Каспийского моря 28
2.1 Международная договорная практика, особенности международного правопреемства и территориально-правовые проблемы международно-правового статуса Каспийского моря 28
2.2 Международно-правовой режим использования и защиты природных ресурсов Каспийского моря 34
2.3 Транспортная политика прибрежных государств в аспекте международно-правового статуса Каспийского моря 42
Глава 3 Направления совершенствования международно-правового режима Каспийского моря 55
3.1 Международно-правовой анализ позиций прикаспийских государств по определению статуса Каспийского моря 55
3.2 Механизм управления ресурсами Каспийского моря и охраны его окружающей среды 60
Заключение 70
Списокиспользованнойлитературы 73
Приложение 78
Каспийское море является самым большим в мире замкнутым соленым водоемом. Оно представляет собой уникальную и хрупкую экосистему природных ресурсов, включая 90 % мирового запаса осетровых рыб, огромные залежи нефти и газа. Однако, обратной стороной значительного экономического преимущества региона, формирующегося в результате разработки месторождений нефти и газа, является причинение значительного ущерба экосистеме Каспийского моря. Защита уязвимой окружающей среды Каспия требует плотного сотрудничества прикаспийских государств. На протяжении большей части ХХ века оно осуществлялось исключительно в рамках двусторонних отношений Ирана и СССР. Однако в результате распада СССР геополитическая ситуация в регионе принципиально изменилась. Вместо двух государств образовалось пять независимых прикаспийских государств– Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, каждое из которых имеет свои права пользования Каспийским морем.
В последние годы в Каспийском регионе возникло напряжение, основанное на территориальных претензиях прикаспийских государств в отношении добычи природных ресурсов Каспийского моря, которое затрудняет мирное, основанное на сотрудничестве существование прикаспийских государств. Ситуация обостряется из-за растущего загрязнения окружающей среды Каспия, которое оказывает влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе. Добыча минеральных ресурсов приводит к загрязнению окружающей среды, которое влечет за собой нехватку пахотных земель, пресной воды, лесов и рыбы, а также неравноценный доступ к природным ресурсам определенных групп населения.
Следует отметить, что в международно-правовой науке существуют различные подходы к решению проблемы международно-правового статуса Каспийского моря. В настоящий момент существует три основные точки зрения прикаспийских государств относительно того, каким должен быть статус Каспийского моря:
- определение международно-правового статуса Каспия в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву;
- определение статуса Каспия как пограничного озера;
- распространение режима кондоминиума на покрывающие воды и разграничении дна моря на основе модифицированной срединной линии (прагматической линии).
Данная неопределенность не позволяет государствам подписать Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, учитывая даже то обстоятельство, что в тексте Конвенции должна быть использована терминология, соответствующая подходу к определению статуса Каспия. Так, если государства придут к соглашению о том, что Каспий — это «озеро», то Конвенция по Каспию не должна содержать правовые конструкции, используемые в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
В этой связи ключевым неразрешенным правовым вопросом остается вопрос разграничения (делимитации) морских пространств на Каспии. Отсутствует однозначное мнение относительно оценки в качестве источников права судебных решений прецедентов, ввиду того, что в случае передачи спора в Международный Суд, главный судебный орган ООН в ходе судебного разбирательства должен будет применять, прежде всего, Конвенцию ООН по морскому праву ООН 1982 г., а также судебные решения, основанные на нормах Конвенции. Это, в конечном счете, ставит под сомнение авторитетность Международного суда ООН как одного из основных инструментов международного права, а также «вспомогательного средства определения права».
Помимо вышеназванных вопросов требуют международно-правового урегулирования и другие важные проблемы: разработка спорных месторождений, международно-правовой режим судоходства и транзит судов прикаспийских государств через российские магистрали Волго-Балтийского и Волго-Донского каналов, строительство нефтепроводов на дне Каспийского моря, определение величины рыболовной зоны на Каспии, экологическая защита Каспия, в том числе, воспроизводство осетровых и борьба с их незаконным выловом (браконьерством), а также вопросы военного присутствия на Каспии.
Целью настоящего исследования является углубление научных знаний, а также комплексный анализ проблем международно-правового статуса Каспийского моря. Цель исследования также состоит выявлении и изучении факторов, влияющих на международно-правовой статус Каспийского моря, а также в разработке предложений по его определению.
Достижение цели исследования диссертант связывает с решением целого ряда задач, основными из которых являются:
- рассмотрение генезиса проблемы международного правового статуса Каспийского моря;
- выявление принципов и установление международных правовых норм, в соответствии с которыми должен определяться международно-правовой статус Каспийского моря;
- исследование международной договорной практики прибрежных государств по делимитации морских пространств;
В качестве объекта исследования выступают отношения прикаспийских государств, возникающие в сфере их деятельности в Каспийском море, связанной с делимитацией и определением режима морских пространств, недропользованием, судоходством, рыболовством и использованием других биоресурсов, охраной окружающей среды Каспия, приграничным сотрудничеством прикаспийских государств и военной деятельностью на Каспии. Предмет исследования составляют вопросы определения нового международно-правового статуса Каспийского моря.
Методологической и теоретической основой исследования является комплекс общенаучных методов познания, таких как: системно-структурный, нормативный, сравнительно-правовой, логический, статистический, диалектический, исторический, лингвистический.
Эмпирической основой стал анализ международных договоров (конвенции, соглашения и др.), являющихся основой деятельности прикаспийских государств в Каспийском море, нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих ее деятельность на Каспии.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе проведено комплексное исследование проблемы определения международно-правового статуса Каспийского моря.
Сегодня сотрудничество прикаспийских государств может осуществляться в рамках уже существующих международных организаций, таких как СНГ и ШОС, однако создание организации сотрудничества стран прикаспийского региона облегчит заключение пятистороннего договора. Сегодня все прикаспийские государства являются «потенциальными» участниками такого договора. Очевидно, в договоре о правовом статусе Каспия должны участвовать все прикаспийские государства. Если мы воспользуемся классификацией профессора И.И. Лукашука потенциальных участников международного договора, то прикаспийские государства мы отнесем к необходимым, важным и наиболее заинтересованным участникам.
Необходимые участники – это государства, без участия которых договор не может быть заключен или теряет смысл и не может быть реализован. Так, необходимыми участниками договора о нераспространении ядерного оружия являются ядерные державы, договора о режиме космического пространства – космические державы. К юридически необходимым участникам относится наиболее заинтересованное государство, т.е. такое, проблемы которого являются основным предметом договорного урегулирования. Важные участники – государства, от участия которых зависит эффективность договора. Значение этой категории нередко прямо фиксируется в договоре17. Таким образом, для эффективной реализации договора о правовом статусе Каспия необходимо согласование воль и интересов всех прикаспийских государств. Декларация является первым международным документом универсального характера, направленным на урегулирование международно-правого статуса Каспийского моря. Предполагается, что позднее положения Декларации будут закреплены в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, открытой для участия всех прикаспийских государств и других заинтересованных государств.
Современное экономическое развитие требует эффективного выхода на мировые рынки. Современная система безопасности требует диверсифицированных путей доставки товаров. Сухопутные страны находятся в неблагоприятном положении, так как они не имеют прямого и, следовательно, безопасного выхода к открытым морям, через которые осуществляется большая часть международной торговли. Для сухопутных стран чтобы доставить свою продукцию зарубежным покупателям и импортировать необходимые товары из-за границы, неизбежно пересечение территории хотя бы одного соседнего государства. Это увеличивает стоимость международных торговых операций и затраты времени. И поэтому, чтобы иметь беспрепятственный доступ как к импортным и экспортным рынкам, так и к открытым морям, для таких стран очень важно обратить особое внимание на организацию эффективных по стоимости и времени транзитных маршрутов в сотрудничестве со своими соседями.
В свете этого пять сухопутных центральноазиатских государств и Азербайджан обречены сотрудничать в сфере транспортировки как для поставок своих энергетических ресурсов на мировые рынки, так и для выхода на крупные международные рынки для удовлетворения своих потребностей в импорте и экспорте. Реализовано и находится в стадии рассмотрения большое количество проектов, связанных с транспортировкой нефти и газа. За последние годы проведена реконструкция портов, железных дорог и автомагистралей, раскрывающая транспортный потенциал сухопутного Азербайджана и его центральноазиатских соседей. На сегодняшний день нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан служит одним из важных маршрутов экспорта туркменской нефти, и в будущем Казахстан также может возобновить перекачку своей нефти по этому трубопроводу. Азербайджан, Турция и ЕС ведут переговоры с Туркменистаном, проявившим интерес к присоединению к Южному газовому коридору через Азербайджан.
Еще одним приоритетом для стран данного региона должно быть стремление стать важным транзитным маршрутом для торговли между Азией и Европой через организацию торгового коридора Южный Кавказ — Центральная Азия по Каспийскому морю. Этот процесс был запущен в 1993 году подписанием договора ТРАСЕКА. Сейчас, с завершением строительства железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, соединяющей Азербайджан с Турцией, и морского порта Алят, связывающего Азербайджан с центральноазиатскими портами, а также модернизацией портов Актау и Туркменбаши на восточном берегу Каспия, в регионе ожидается появление конкурентоспособного маршрута для транспортировки большого количества товаров в направлении Восток — Запад.
Дальнейшее развитие институциональной структуры для создания региональных схем сотрудничества и устранение барьеров в отношении различных видов экономической деятельности, особенно транснациональных перевозок, тоже было бы взаимовыгодным. Хотя в регионе модернизируется инфраструктура, различия в транспортном законодательстве и утеря координации в сотрудничестве между соответствующими структурами в странах региона снижают эффективность регионального транспортного коридора, создавая излишние задержки поставкам грузов. Согласование и гармонизация законодательств, повышение уровня коммуникации и сотрудничества среди стран — участниц коридора позволит увеличить скорость перевозок по данному маршруту, что является одним из наиболее значимых преимуществ для транспортных коридоров. Снижение тарифов на транспортные услуги на всем протяжении коридора и их максимальная стандартизация всеми государствами-участниками также могут сделать этот маршрут более привлекательным. Сокращение дохода в результате снижения тарифов будет компенсироваться в будущем за счет увеличения объемов перевозимых товаров.