Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение 5
1 Теоретическая часть 8
1.1 Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления 8
1.1.1 Понятие и назначение стратегии предприятия 8
1.1.2 Этапы стратегического планирования 11
1.1.3 Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана 14
2 Практическая часть 25
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия, организации 25
2.1.1 Историческая справка образования и развития предприятия 25
2.1.2 Производственная структура предприятия и структура аппарата управления 28
2.1.3 Основные направления деятельности предприятия и их характеристика 32
2.1.4 Учетная политика предприятия 34
2.1.5 Организация бухгалтерского учета и особенности его ведения на данном предприятии 37
2.2 Основные финансово–экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия 44
2.2.1 Финансовые результаты деятельности предприятия (за 3 года) 44
2.2.2 Анализ бухгалтерского баланса предприятия (на основании сравнительного аналитического баланса 1-го уровня агрегирования) 50
2.3 Исследовательская часть 63
2.3.1 Обоснование выбора стратегии на основании анализа 63
2.3.2 Формирование мероприятий, соответствующих выбранной стратегии 65
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложение: А Форма №1 Бухгалтерский баланс 2011-2012 г.г.
Б Форма №2 Отчет о прибылях и убытках за 2011г.
В Форма №2 Отчет о прибылях и убытках за 2012г.
Г Форма №2 Отчет о прибылях и убытках за 2010г.
Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии.
В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.
Фактически стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия, которую решило использовать руководство, указывает на то, что «из всех направлений, имеющихся у нас в распоряжении, и возможных для нас действий, мы решили следовать в выбранном направлении и вести наш бизнес таким образом». Не обладая стратегией, руководитель не имеет продуманного курса движения и программы действий для достижения желаемых результатов.
Для того чтобы работа компании была максимально эффективной, руководители должны сочетать в себе способности хорошего разработчика стратегий и умелого специалиста по их реализации. Чем более продумана стратегия компании и чем более умело он используется, тем выше вероятность того, что компания достигнет хороших результатов в работе. Эффективное использование эффективной стратегии – это испытанный рецепт успеха в бизнесе, но и лучшее испытание качества управления.
Если организация хочет, чтобы ее управление оценивалось как отличное, она должна продемонстрировать отличную реализацию отличной стратегии.
Актуальность выбранной темы дипломной работы в том, что разработка стратегии компании является необходимым условием успешного развития компании в долгосрочной перспективе. Правильно поставленные цели, учет уровня конкуренции и анализ перспектив развития отрасли помогают компаниям в конкурентной борьбе. Стратегия развития определяет ориентиры и направления развития компании.
Стратегия развития может увязывать в себе миссию компании, цели, маркетинговую концепцию, инвестиционную политику, кадровую стратегию и др. Как правило, в стратегии развития описываются и обосновываются стратегические задачи развития компании и пути их достижения.
Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.
Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Целью дипломной работы является выбор стратегии развития предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Невинномысскгоргаз».
Предметом исследования является разработка стратегии развития предприятия на ОАО «Невинномысскгоргаз».
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
- Изучить сущность и виды стратегий развития предприятия. Алгоритм выбора стратегии развития;
- Охарактеризовать предприятие как объект управления;
- Проанализировать хозяйственную деятельность предприятия;
- Разработать рекомендации по стратегическому развитию предприятия;
- Рассчитать экономическую эффективность предложенных направлений по выбору стратегии развития предприятия.
Информационной базой исследования послужили научная литература, освещающая вопросы стратегического развития предприятия, а также отчетность предприятия ОАО «Невинномысскгоргаз».
Одним из основных результатов проектов по стратегическому планированию является разработка стратегии развития компании. Стержнем разрабатываемой стратегии является комплекс мер (программ), ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ компании, выявленных на этапе стратегической диагностики. Составной частью стратегии являются кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи компании, а также обоснование объемов, структуры и источников финансовых ресурсов, требуемых для их реализации. На основе стратегии разрабатываются предложения по оптимизации системы управления портфелем выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Делаются выводы о том, какие направления бизнеса компании должны войти в число приоритетных, какие направления лучше придержать или даже заморозить. Качественные и количественные ориентиры корпоративной стратегии являются основой для разработки маркетинговой, инвестиционной, технологической и организационной функциональных стратегий развития компании. Реализация стратегии обусловливает необходимость проведения соответствующих организационных преобразований.
Формированию стратегии предшествует финансовая оценка стратегических альтернатив. По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения и результатов деятельности ОАО «Невинномысскгоргаз».
В ходе проведенного анализа было выявлено, что по сравнению с предшествующими периодами в 2012 году, увеличилась как выручка от реализации, так и расходы по обычным видам деятельности. По сравнению с 2011 годом эти показатели увеличились на 4535 тыс. рублей и 2023 тыс. рублей соответственно. Причем в процентном отношении изменение выручки (+6,7%) опережает изменение расходов (+3,2%).
Опережающие темпы роста выручки относительно себестоимости положительно повлияли на величину валовой прибыли, которая составила в 2012 году 7500 тыс. рублей, что на 2512 тыс. рублей больше показателя 2011 года, но на 1181 тыс. рублей меньше, чем в 2010 году.
Проведенный анализ демонстрирует тенденцию роста стоимости активов предприятия за весь анализируемый период. По итогам 2012 года активы ОАО «Невинномысскгоргаз» составили 95308 тыс. рублей, что на 3% выше аналогичного показателя предыдущего года. Увеличение валюты баланса за отчетный период свидетельствует о развитии предприятием хозяйственной деятельности, что является предпосылкой роста платежеспособности.
Рост величины активов организации связан, в первую очередь, с ростом дебиторской задолженности на 65,8%, что в стоимостном выражении составляет 5299 тыс. рублей. Неоправданный рост дебиторской задолженности означает, что процесс воспроизводства первоначально затраченных финансовых ресурсов происходит с перебоями, часть денежных оборотных средств поступает со значительным опозданием либо не поступает вообще. В результате собственные оборотные средства организации отвлекаются на покрытие долгов дебиторов, что приводит к их хроническому недостатку, существенному ухудшению финансового состояния.
Целесообразно предложить компании придерживаться стратегии ограниченного роста, осуществляющегося путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего, увеличения ассортимента услуг, развития конкурентных преимуществ в области качества, ценовой и кредитной политики. Стратегия ограниченного роста направлена на улучшения финансово-хозяйственных показателей деятельности, а также на ликвидацию узких мест в работе предприятия. По результатам проведенного анализа, наиболее узким местом в работе ОАО «Невинномысскгоргаз» стала ее кредитная политика, а именно резкое увеличение дебиторской задолженности. Таким образом, в рамках выбранной стратегии предлагается внедрение мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью. По итогам реализации предложенного проекта планируется увеличение выручки от реализации за счет роста за счет высвобождения дебиторской задолженности на 5657,3 тыс. рублей, что на 7,9% больше аналогичного показателя 2012 года. При этом себестоимость увеличится на 1,6%. Опережающие темпы роста выручки относительно себестоимости позволят получить прирост прибыли от продаж в размере 4596,3 тыс. рублей.
Важнейшими показателями, отражающими эффективность внедрения того или иного стратегического решения, являются показатели рентабельности. В результате внедрения предложенного проекта рентабельность продаж увеличится на 5,2%, а рентабельность продукции – на 6,8%. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности и экономической эффективности предложенной стратегии.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная стратегия является выгодной для ОАО «Невинномысскгоргаз» с точки снижения дебиторской задолженности, роста объемов реализации и получаемой прибыли. Результаты предложенного проекта могут быть использованы руководством ОАО «Невинномысскгоргаз» по своему усмотрению, в том числе и внедрены в производственный процесс.