Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение…………………………………………………..………………….……2
Глава 1. Художественный мир фэнтези………………….……………………..7
1.1. Понятие о художественном мире произведения..………..…………7
1.2. Понятие о художественном мире фэнтези..………………………..10
1.3. Особенности художественного мира фэнтези…………………….12
Глава 2. Своеобразие «славянской фэнтези».…………………………….16
2.1. Определение фэнтези………………..……………………………….16
2.2. Жанровая специфика славянской фэнтези…………………………19
2.3. Становление фэнтези в русской литературе………………………..22
Глава 3. Анализ романа-фэнтези М. Семеновой «Валькирия»….28
3.1. Сюжет и композиция романа «Валькирия»……………………….28
3.2. Система персонажей и конфликтов в романе «Валькирия»…36
3.3.Фольклорно-мифологические образы и мотивы в романе М. Семеновой «Валькирия»…………………………………………………..……46
3.4. Роман «Валькирия» как авторский миф……………53 Заключение…………………………………………………..…………56
Использованная литература.…………………………..……..59
Фантастика как вид художественной литературы была известна искусству с незапамятных времен. В литературе фантастика прошла путь от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды к литературе. Жанры фантастики развивались параллельно, подчас в чем-то соприкасаясь. В настоящий момент существуют три основных направления фантастики – научная фантастика, фэнтези, ужасы. Именно фэнтези как направлению фантастики посвящена данная выпускная квалификационная работа. В последние годы в современной фантастической литературе на первое место вышло направление фэнтези, которое является наиболее развиваемым в литературе, тем самым расширяя читательскую аудиторию. По объему изданий и популярности фэнтези у современного читателя заняла наиболее высокую ступень среди прочих направлений фантастики. В русской литературе фэнтези приобрела национальную специфику, которая выявила новое, не свойственное европейскому представлению о жанре явление – «славянская фэнтези». М. Семенова является основателем жанра «славянская фэнтези» в российской литературе. Творчество М. Семеновой оказывало и до сих пор оказывает значительное влияние на развитие русской фантастической литературы, ее произведения являются эталоном для начинающих авторов. Книги М. Семеновой выдержали множество изданий в России и за рубежом и пользуются большой популярностью. По произведениям и по мотивам многих произведений М. Семеновой сняты художественные фильмы, выпущены аудиокниги. Ранний период творчества Семеновой связан с ее интересом к истории русского северо-запада рубежа VIII-X веков. В этот период автор изучает литературу по этому вопросу, для того чтобы воссоздать точную художественную реальность. Сама автор на вопрос о том, каким образом к ней пришло увлечение фэнтези, в одном из интервью объясняет: «Просто мне всегда казалось более интересным писать не о великих исторических событиях, а о том, почему люди того времени действовали так, а не иначе, как они на жизнь смотрели, как они мир себе представляли. Мифологическое мышление настолько мощно влияло на человека, настолько оно определяло его поступки, которые современная логика объяснить совершенно не в состоянии, что там реально проявлялось влияние богов, мистических сил и так далее. Вот поэтому я и придумала такой отдельный мир, где все так оно и есть – что если там какая-то лужа, то в ней совершенно точно живет водяной» [51]. В 1992 г. Семенова активно занялась переводческой деятельностью, в процессе этого познакомилась с множеством произведений, написанных в жанре фэнтези. Неудовлетворенность переведенным стала одним из побудительных мотивов к написанию романа «Волкодав» (1992-95), который был назван издателями «русским Конаном». Степень изученности вопроса. В современном литературоведении исследования фэнтези в основном представлены отдельными статьями в научно-популярных журналах, однако есть и авторитетные источники, к которым можно отнести монографии Е.Н. Ковтун [17], М.И. Мещеряковой [37]. До настоящего времени отсутствует однозначное определение этого явления: «Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов» [26, с.1161-1164]; «Фэнтези (англ. рhantasy¬– «фантазия») ¬–жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций» [44]. Что касается изучения романа-фэнтези «Валькирия», то объектом интереса литературоведов преимущественно являются отдельные аспекты творчества М. Семеновой, такие как специфика конфликтов, типологии героев, связь произведений с фольклором. Однако стоит отметить, что большинство исследователей освещают творчество автора в целом, то есть разрабатывают наиболее типичные черты произведений (например, мотивы, общие конфликты на протяжении всего творчества). Если говорить о литературоведческих работах, посвященных одному произведению, то среди них нет ни одной, рассматривающей художественное своеобразие романа «Валькирия». Это можно объяснить тем, что исследователи выбирали наиболее популярные (в оценке критиков и читателей) произведения, поэтому «Валькирия» осталась практически не изученной. Данная квалификационная работа посвящена анализу романа-фэнтези М. Семеновой «Валькирия», поскольку работ, посвященных исследованию романа, в современном литературоведении нет. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью многостороннего исследования творчества М. Семеновой, а также отсутствием в отечественном литературоведении специальных работ, уделяющих внимание роману «Валькирия». Новизна исследования заключается в том, что впервые роман М. Семеновой «Валькирия» становится предметом отдельного исследования.
Актуальность романа в современное время заключается в том, что в нем освещены вечные темы: тема любви, тема долга и чести. Как и в любом произведении направления фэнтези перед нами исключительная личность в исключительной ситуации. Объект исследования– творчество М. Семеновой.
Предмет исследования – художественное своеобразие романа «Валькирия». Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности фантастического мира М. Семеновой на примере романа-фэнтези «Валькирия». Задачи:
• Изучение научной литературы о понятиях «художественный мир», «фэнтези» и «славянская фэнтези»;
• Выведение понятия «художественный мир фэнтези», его черт, особенностей;
• Определение специфики и особенностей фэнтези как современного направления фантастики;
• Изучение литературы о творчестве автора;
• Анализ собранного материала;
• Анализ романа М. Семеновой «Валькирия».
Методы исследования:
• контекстный;
• аналитический;
• сравнительный;
• сопоставительный.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов на внеклассных занятиях по литературе в средней и старшей школе. Структура работы Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка литературы. Список использованной литературы включает 64 источника. Работа апробирована на научных студенческих конференциях: Глава 2, параграф 2.3 – на научной студенческой конференции 2013 года (статья «Трилогия Елены Самойловой «Синяя птица» как цикл» опубликована в сборнике «Наука и школа», Ульяновск: Издательство УлГПУ, 2013. №5. С.77-80); Глава 2, параграфы 2.2 и 2.3 – на научнойстуденческой конференции 2014 года (статья «Славянская фэнтези: истоки и метасюжет (к постановке проблемы)» опубликована в сборнике «Наука и школа», Ульяновск: Издательство УлГПУ, 2014. №6. С.27-30); Глава 3, параграф 3.3 – на научной студенческой конференции 2015 года (статья «Фольклорно-мифологические образы и мотивы в романе М. Семеновой «Валькирия» находится в печати).
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сказать, что в результате проведенного исследования поставленная цель достигнута, задачи – решены.Были рассмотрены следующие понятия: «художественный мир», «фэнтези», «художественный мир фэнтези», «славянская фэнтези», была выделена специфика и чертыславянской фэнтези, выделены жанровые признаки, приведены классификации данного направления. Главным в выпускной квалификационной работе стало изучение творчества современной писательницы М. Семеновой и анализ романа «Валькирия». Фэнтези – это разновидность фантастики, сформировавшаяся в ХХ веке, вобравшая в себя назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа и благородство рыцарского романа. Авторы, работающие в этом направлении, создают новые фантастические миры. Этим мирам свойственны гармония человека с природой, наличие разнообразных разумных существ, присутствие волшебства и магии. Фэнтези раскрывает философские и гуманистические идеи в доступной форме. Т. Степновска, рассуждая о происхождении фэнтези, утверждает: «Основным источником возникновения фэнтези как особого вида художественной литературы, где свободная игра воображения способна нарушить любой закон реального мира, ввести любое чудо и волшебство в качестве слагаемого содержания и формы, являются миф и сказка». Фэнтези действительно можно охарактеризовать как современную сказочную литературу, рассчитаннуюнасовременного массового читателя. Исходя из этого, в фэнтези должна быть психология, реалистически описанный фон и истинные отношения между героями.
Структура мира фэнтези, его особенности подчинены выражению определенных идей. В мире фэнтези легче поставить вопросы о «вечном», о добре и зле, о желании и долге, о справедливости и необходимости, причем не, только в масштабе одной человеческой судьбы или одной страны, но и в масштабе целого мира. Своеобразие художественного мира фэнтези формируется благодаря переплетению элементов мифа с чертами героического эпоса, сказки и рыцарского романа. Представление о мире как об арене борьбы противоположных сил, характерное для литературы фэнтези, является переосмыслением фольклорно-мифологической традиции, в которой важное место занимает противопоставление «своего» и «чужого», «космоса» и «хаоса». При этом «свой» мир персонифицируется и воплощается в образе героя мифа или сказки, что реализуется посредством архетипических мотивов. Мир фантастического произведения складывается из реального (объективное отражение жизни) и нереального (осознанный художественный вымысел, нарушение нормы «возможного») миров. Становление жанра фэнтези в России приобрело свою собственную отличительную черту, национальную специфику, которая «выросла» и преобразовалась в такой жанр, как славянская фэнтези, который в свою очередь имеет свои отличительные черты и особенности.Славянская фэнтези представляет собой использование славянского фольклора (преданий, былин, мифов) в общих для фэнтези канонах построения произведений. Славянская фэнтези появилась в противовес западной фэнтези, основанной на кельтской и скандинавской мифологии. Все особенности славянской фэнтези наиболее отчетливо проявились в творчестве М. Семеновой. В результате целостного анализароманаМ. Семеновой «Валькирия» выявлены основные художественные особенности славянской фэнтези и сопоставлены с общей творческой манерой писательницы. Стало очевидным, что М. Семенова следует основному принципу фантастического жанра – фантастический мир в произведении логически мотивирован, воплощается во всей полноте, единстве рационального и чудесного. Однако М. Семенова расширила рамки фантастического жанра, дополнила его собственными философско-эстетическими концепциями. С помощью фантастического элемента авторсоздавала потенциально возможный мир. Характерной особенностью творческой манеры М. Семеновой являетсяобращение к фольклорно-мифологическим мотивам, бытовому славянскому обрядовому комплексу и культурной традиции, их переосмысление. Писательница в совершенстве овладела художественным приемом «вариации темы»: не выходя за рамки схем и приемов литературы фэнтези, она привнесла в художественный мир произведений новые элементы, ставшие результатом переосмысления славянской фольклорно-мифологической традиции. Способность использовать славянские фольклорно-мифологические мотивы не только для создания колорита эпохи Древней Руси, но и как средство передать психическое и душевное состояние героев определяет особенности художественного мира произведений М. Семеновой. Подвергая переосмыслению славянские фольклорно-мифологические образы и мотивы, М. Семенова смогла добиться обстоятельной проработанности вымышленного мира и внутренних переживаний героев своих произведений. За свой творческий путь М. Семенова создала произведения разных жанров в рамках фантастического метажанра, осветила множество тем и проблем, но основные координаты ее творчества сохранились неизменными. М. Семенова, работая в русле славянской фэнтези, поднимает насущные проблемы своего времени, исследует человеческую природу, отражает сложность и противоречивость окружающего мирачерез призму условного историзма.