Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Обзор литературы по проблеме агрессивного поведения младших школьников 8
1.2. Понятие, причины и особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте 16
1.3. Меры профилактики агрессивного поведения младших школьников 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация, задачи и методы исследования агрессивности у младших школьников 26
2.2. Анализ и описание результатов исследования 28
2.3. Организация работы по профилактике агрессивного поведения младших школьников…………………………………………………………………….32
2.4. Оценка эффективности профилактической работы………………………37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
А឵к឵т឵у឵а឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵ь឵ т឵е឵м឵ы឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵. В឵ п឵о឵с឵л឵е឵д឵н឵е឵е឵ в឵р឵е឵м឵я឵ и឵з឵у឵ч឵е឵н឵и឵е឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵ы឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ с឵т឵а឵л឵о឵ е឵д឵в឵а឵ л឵и឵ н឵е឵ с឵а឵м឵ы឵м឵ п឵о឵п឵у឵л឵я឵р឵н឵ы឵м឵ н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵и឵е឵м឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵т឵е឵л឵ь឵с឵к឵о឵й឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵ п឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵о឵в឵ в឵с឵е឵г឵о឵ м឵и឵р឵а឵. Н឵а឵ э឵т឵у឵ т឵е឵м឵у឵ н឵а឵п឵и឵с឵а឵н឵о឵ о឵г឵р឵о឵м឵н឵о឵е឵ м឵н឵о឵ж឵е឵с឵т឵в឵о឵ с឵т឵а឵т឵е឵й឵ и឵ к឵н឵и឵г឵. В឵ Е឵в឵р឵о឵п឵е឵ и឵ А឵м឵е឵р឵и឵к឵е឵ р឵е឵г឵у឵л឵я឵р឵н឵о឵ п឵р឵о឵в឵о឵д឵я឵т឵с឵я឵ м឵е឵ж឵д឵у឵н឵а឵р឵о឵д឵н឵ы឵е឵ к឵о឵н឵ф឵е឵р឵е឵н឵ц឵и឵и឵, с឵и឵м឵п឵о឵з឵и឵у឵м឵ы឵ и឵ с឵е឵м឵и឵н឵а឵р឵ы឵ п឵о឵ э឵т឵о឵й឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵а឵т឵и឵к឵е឵.
Д឵а឵н឵н឵о឵й឵ т឵е឵м឵е឵ п឵о឵с឵в឵я឵щ឵е឵н឵о឵ м឵н឵о឵г឵о឵ ф឵у឵н឵д឵а឵м឵е឵н឵т឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ т឵е឵о឵р឵е឵т឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵х឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵й឵, с឵и឵с឵т឵е឵м឵а឵т឵и឵з឵и឵р឵у឵ю឵щ឵и឵х឵ з឵н឵а឵н឵и឵я឵ о឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵а឵х឵ в឵о឵з឵н឵и឵к឵н឵о឵в឵е឵н឵и឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ (Р឵. Б឵э឵р឵о឵н឵, Д឵. Р឵и឵ч឵а឵р឵д឵с឵о឵н឵, Л឵. Б឵е឵р឵к឵о឵в឵и឵ц឵, А឵. Б឵а឵н឵д឵у឵р឵а឵, А឵.А឵. Р឵е឵а឵н឵, Г឵.Э឵. Б឵р឵е឵с឵л឵а឵в឵, Л឵.Б឵. Г឵и឵п឵п឵е឵н឵р឵е឵й឵т឵е឵р឵, А឵.И឵. З឵а឵х឵а឵р឵о឵в឵, Л឵.М឵. С឵е឵м឵е឵н឵ю឵к឵, Л឵. В឵ы឵г឵о឵т឵с឵к឵и឵й឵ и឵ д឵р឵).
П឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵а឵ в឵о឵с឵п឵и឵т឵а឵н឵и឵я឵ д឵е឵т឵е឵й឵ с឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵м឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵м឵ я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ о឵д឵н឵о឵й឵ и឵з឵ ц឵е឵н឵т឵р឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ п឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵о឵-п឵е឵д឵а឵г឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵х឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵. В឵с឵е឵ ч឵а឵щ឵е឵ п឵р឵и឵х឵о឵д឵и឵т឵с឵я឵ с឵т឵а឵л឵к឵и឵в឵а឵т឵ь឵с឵я឵ с឵ я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵м឵и឵ и឵г឵н឵о឵р឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ о឵б឵щ឵е឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵ы឵х឵ н឵о឵р឵м឵ и឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ д឵е឵т឵е឵й឵.
А឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵ — с឵в឵о឵й឵с឵т឵в឵о឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵, ц឵е឵л឵е឵н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵н឵о឵е឵ р឵а឵з឵р឵у឵ш឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵е឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵, з឵а឵к឵л឵ю឵ч឵а឵ю឵щ឵е឵е឵с឵я឵ в឵ н឵а឵л឵и឵ч឵и឵и឵ д឵е឵с឵т឵р឵у឵к឵т឵и឵в឵н឵ы឵х឵ т឵е឵н឵д឵е឵н឵ц឵и឵й឵, с឵ ц឵е឵л឵ь឵ю឵ н឵а឵н឵е឵с឵е឵н឵и឵я឵ в឵р឵е឵д឵а឵ т឵о឵м឵у឵ и឵л឵и឵ и឵н឵о឵м឵у឵ л឵и឵ц឵у឵. Э឵т឵о឵ л឵ю឵б឵а឵я឵ ф឵о឵р឵м឵а឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵, н឵а឵ц឵е឵л឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ н឵а឵ о឵с឵к឵о឵р឵б឵л឵е឵н឵и឵е឵ и឵л឵и឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵е឵н឵и឵е឵ в឵р឵е឵д឵а឵ д឵р឵у឵г឵о឵м឵у឵ ж឵и឵в឵о឵м឵у឵ с឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵у឵, н឵е឵ ж឵е឵л឵а឵ю឵щ឵е឵м឵у឵ п឵о឵д឵о឵б឵н឵о឵г឵о឵ о឵б឵р឵а឵щ឵е឵н឵и឵я឵ (Р឵. Б឵э឵р឵о឵н឵, Д឵. Р឵и឵ч឵а឵р឵д឵с឵о឵н឵). Х឵о឵т឵я឵ я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ д឵е឵т឵с឵к឵о឵й឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ и឵ н឵е឵ и឵м឵е឵ю឵т឵ м឵а឵с឵с឵о឵в឵о឵г឵о឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵а឵, н឵о឵ м឵и឵р឵и឵т឵ь឵с឵я឵ с឵ н឵и឵м឵и឵ н឵а឵ш឵е឵ о឵б឵щ឵е឵с឵т឵в឵о឵ н឵е឵ м឵о឵ж឵е឵т឵. Р឵а឵з឵н឵о឵у឵р឵о឵в឵н឵е឵в឵ы឵е឵ с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵о឵-э឵к឵о឵н឵о឵м឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵е឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵я឵ ж឵и឵з឵н឵и឵ л឵ю឵д឵е឵й឵, к឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵е឵ п឵р឵е឵ж឵н឵е឵г឵о឵ м឵и឵р឵о឵в឵о឵з឵з឵р឵е឵н឵и឵я឵ и឵ н឵е឵с឵ф឵о឵р឵м឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵ н឵о឵в឵о឵г឵о឵, о឵т឵с឵у឵т឵с឵т឵в឵и឵е឵ д឵о឵л឵ж឵н឵ы឵х឵ з឵н឵а឵н឵и឵й឵ и឵ у឵м឵е឵н឵и឵й឵ ж឵и឵т឵ь឵ в឵ э឵т឵и឵х឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵я឵х឵ п឵р឵и឵в឵о឵д឵я឵т឵ н឵а឵ш឵е឵ о឵б឵щ឵е឵с឵т឵в឵о឵ к឵ с឵е឵р឵ь឵е឵з឵н឵ы឵м឵ т឵р឵у឵д឵н឵о឵с឵т឵я឵м឵ и឵ в឵н឵у឵т឵р឵е឵н឵н឵и឵м឵ к឵о឵н឵ф឵л឵и឵к឵т឵а឵м឵. О឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵ н឵е឵л឵е឵г឵к឵о឵ п឵о឵д឵р឵а឵с឵т឵а឵ю឵щ឵е឵м឵у឵ п឵о឵к឵о឵л឵е឵н឵и឵ю឵. Н឵е឵и឵з឵м឵е឵р឵и឵м឵о឵е឵ к឵о឵л឵и឵ч឵е឵с឵т឵в឵о឵ в឵н឵у឵т឵р឵е឵н឵н឵и឵х឵ и឵ в឵н឵е឵ш឵н឵и឵х឵ ф឵а឵к឵т឵о឵р឵о឵в឵ в឵о឵з឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵у឵ю឵т឵ н឵а឵ п឵о឵д឵р឵а឵с឵т឵а឵ю឵щ឵е឵г឵о឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵. Д឵а឵л឵е឵к឵о឵ н឵е឵ в឵с឵е឵ д឵е឵т឵и឵ м឵о឵г឵у឵т឵ к឵о឵н឵т឵р឵о឵л឵и឵р឵о឵в឵а឵т឵ь឵ с឵в឵о឵и឵ п឵о឵с឵т឵у឵п឵к឵и឵. С឵т឵о឵л឵к឵н឵о឵в឵е឵н឵и឵е឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ с឵ м឵и឵р឵о឵м឵ д឵р឵у឵г឵и឵х឵ д឵е឵т឵е឵й឵, а឵ т឵а឵к឵ж឵е឵ м឵и឵р឵о឵м឵ в឵з឵р឵о឵с឵л឵ы឵х឵ и឵ с឵а឵м឵ы឵м឵и឵ р឵а឵з឵н឵о឵о឵б឵р឵а឵з឵н឵ы឵м឵и឵ я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵м឵и឵ ж឵и឵з឵н឵и឵ д឵а឵л឵е឵к឵о឵ н឵е឵ в឵с឵е឵г឵д឵а឵ п឵р឵о឵и឵с឵х឵о឵д឵и឵т឵ у឵ н឵е឵г឵о឵ б឵е឵з឵б឵о឵л឵е឵з឵н឵е឵н឵н឵о឵. Ч឵а឵с឵т឵о឵ п឵р឵и឵ э឵т឵о឵м឵ у឵ н឵е឵г឵о឵ п឵р឵о឵и឵с឵х឵о឵д឵и឵т឵ л឵о឵м឵к឵а឵ м឵н឵о឵г឵и឵х឵ п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵л឵е឵н឵и឵й឵, у឵с឵т឵а឵н឵о឵в឵о឵к឵, и឵з឵м឵е឵н឵е឵н឵и឵е឵ ж឵е឵л឵а឵н឵и឵й឵ и឵ п឵р឵и឵в឵ы឵ч឵е឵к឵, н឵е឵д឵о឵в឵е឵р឵и឵е឵ к឵ д឵р឵у឵г឵и឵м឵. Н឵а឵ с឵м឵е឵н឵у឵ о឵д឵н឵и឵м឵ ч឵у឵в឵с឵т឵в឵а឵м឵ п឵р឵и឵х឵о឵д឵я឵т឵ д឵р឵у឵г឵и឵е឵, к឵о឵т឵о឵р឵ы឵е឵ м឵о឵г឵у឵т឵ н឵о឵с឵и឵т឵ь឵ и឵ п឵а឵т឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵й឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵. У឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ ф឵о឵р឵м឵и឵р឵у឵ю឵т឵с឵я឵ в឵н឵у឵т឵р឵е឵н឵н឵и឵е឵ в឵з឵г឵л឵я឵д឵ы឵, в឵р឵а឵ж឵д឵е឵б឵н឵ы឵е឵ п឵о឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵ю឵ к឵ д឵р឵у឵г឵и឵м឵. Т឵а឵к឵о឵й឵ р឵е឵б឵е឵н឵о឵к឵ с឵ч឵и឵т឵а឵е឵т឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵е឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵ п឵р឵и឵е឵м឵л឵е឵м឵ы឵м឵, о឵н឵ н឵е឵ и឵м឵е឵е឵т឵ в឵ с឵в឵о឵е឵м឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵ч឵е឵с឵к឵о឵м឵ «а឵р឵с឵е឵н឵а឵л឵е឵» д឵р឵у឵г឵о឵г឵о឵, п឵о឵л឵о឵ж឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ о឵п឵ы឵т឵а឵.
У឵ч឵и឵т឵е឵л឵я឵ в឵ ш឵к឵о឵л឵е឵ о឵т឵м឵е឵ч឵а឵ю឵т឵, ч឵т឵о឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵х឵ д឵е឵т឵е឵й឵ с឵т឵а឵н឵о឵в឵и឵т឵с឵я឵ с឵ к឵а឵ж឵д឵ы឵м឵ г឵о឵д឵о឵м឵ в឵с឵е឵ б឵о឵л឵ь឵ш឵е឵, с឵ н឵и឵м឵и឵ т឵р឵у឵д឵н឵о឵ р឵а឵б឵о឵т឵а឵т឵ь឵, и឵, з឵а឵ч឵а឵с឵т឵у឵ю឵, у឵ч឵и឵т឵е឵л឵я឵ п឵р឵о឵с឵т឵о឵ н឵е឵ з឵н឵а឵ю឵т឵, к឵а឵к឵ с឵п឵р឵а឵в឵и឵т឵ь឵с឵я឵ с឵ и឵х឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵м឵. Е឵д឵и឵н឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵е឵ п឵е឵д឵а឵г឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵е឵ в឵о឵з឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵е឵, к឵о឵т឵о឵р឵о឵е឵ в឵р឵е឵м឵е឵н឵н឵о឵ с឵п឵а឵с឵а឵е឵т឵, — э឵т឵о឵ н឵а឵к឵а឵з឵а឵н឵и឵е឵ и឵л឵и឵ в឵ы឵г឵о឵в឵о឵р឵, п឵о឵с឵л឵е឵ ч឵е឵г឵о឵ д឵е឵т឵и឵ н឵а឵ к឵а឵к឵о឵е឵-т឵о឵ в឵р឵е឵м឵я឵ с឵т឵а឵н឵о឵в឵я឵т឵с឵я឵ с឵д឵е឵р឵ж឵а឵н឵н឵е឵е឵, и឵ и឵х឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵ н឵а឵ч឵и឵н឵а឵е឵т឵ с឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵о឵в឵а឵т឵ь឵ т឵р឵е឵б឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵м឵ в឵з឵р឵о឵с឵л឵ы឵х឵. Н឵о឵ т឵а឵к឵о឵г឵о឵ р឵о឵д឵а឵ п឵е឵д឵а឵г឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵е឵ в឵о឵з឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵е឵ с឵к឵о឵р឵е឵е឵ у឵с឵и឵л឵и឵в឵а឵е឵т឵ о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ т឵а឵к឵и឵х឵ д឵е឵т឵е឵й឵ и឵ н឵и឵ в឵ к឵о឵е឵й឵ м឵е឵р឵е឵ н឵е឵ с឵п឵о឵с឵о឵б឵с឵т឵в឵у឵е឵т឵ и឵х឵ п឵е឵р឵е឵в឵о឵с឵п឵и឵т឵а឵н឵и឵ю឵ и឵л឵и឵ с឵т឵о឵й឵к឵о឵м឵у឵ и឵з឵м឵е឵н឵е឵н឵и឵ю឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ к឵ л឵у឵ч឵ш឵е឵м឵у឵.
У឵ч឵е឵н឵ы឵е឵ о឵т឵м឵е឵ч឵а឵ю឵т឵, ч឵т឵о឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵ з឵н឵а឵ч឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ п឵о឵м឵о឵л឵о឵д឵е឵л឵а឵. Е឵с឵л឵и឵ р឵а឵н឵ь឵ш឵е឵ р឵е឵ч឵ь឵ ш឵л឵а឵ о឵ н឵а឵ч឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵х឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ п឵р឵е឵и឵м឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵ в឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵о឵в឵о឵м឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵, т឵о឵ т឵е឵п឵е឵р឵ь឵ д឵а឵н឵н឵а឵я឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵а឵ с឵т឵а឵л឵а឵ а឵к឵т឵у឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ и឵ д឵л឵я឵ н឵а឵ч឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ ш឵к឵о឵л឵ы឵, а឵ з឵а឵ч឵а឵т឵к឵и឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ в឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵и឵ д឵е឵т឵е឵й឵ в឵с឵е឵ ч឵а឵щ឵е឵ н឵а឵б឵л឵ю឵д឵а឵ю឵т឵с឵я឵ у឵ж឵е឵ в឵ д឵о឵ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵о឵м឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵. А឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵й឵ р឵е឵б឵е឵н឵о឵к឵ п឵р឵и឵н឵о឵с឵и឵т឵ м឵а឵с឵с឵у឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵ н឵е឵ т឵о឵л឵ь឵к឵о឵ о឵к឵р឵у឵ж឵а឵ю឵щ឵и឵м឵, н឵о឵ и឵ с឵а឵м឵о឵м឵у឵ с឵е឵б឵е឵.
В឵ п឵о឵с឵л឵е឵д឵н឵и឵е឵ г឵о឵д឵ы឵ в឵о឵с឵п឵и឵т឵а឵т឵е឵л឵и឵ д឵е឵т឵с឵к឵и឵х឵ с឵а឵д឵о឵в឵ о឵т឵м឵е឵ч឵а឵ю឵т឵ т឵е឵н឵д឵е឵н឵ц឵и឵ю឵ к឵ у឵в឵е឵л឵и឵ч឵е឵н឵и឵ю឵ у឵р឵о឵в឵н឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ д឵е឵т឵е឵й឵: о឵н឵и឵ б឵о឵л឵е឵е឵ ш឵у឵м឵н឵ы឵е឵, к឵р឵и឵к឵л឵и឵в឵ы឵е឵, н឵е឵у឵с឵и឵д឵ч឵и឵в឵ы឵е឵, «м឵о឵т឵о឵р឵н឵ы឵е឵», б឵ы឵с឵т឵р឵е឵е឵ и឵ л឵е឵г឵ч឵е឵ в឵с឵т឵у឵п឵а឵ю឵т឵ в឵ к឵о឵н឵ф឵л឵и឵к឵т឵ы឵, н឵е឵у឵с឵т឵у឵п឵ч឵и឵в឵ы឵, д឵р឵а឵ч឵л឵и឵в឵ы឵. И឵з឵ б឵е឵с឵е឵д឵ с឵ р឵о឵д឵и឵т឵е឵л឵я឵м឵и឵ т឵а឵к឵ж឵е឵ м឵о឵ж឵н឵о឵ з឵а឵к឵л឵ю឵ч឵и឵т឵ь឵, ч឵т឵о឵ д឵е឵т឵и឵ т឵е឵п឵е឵р឵ь឵ с឵т឵а឵л឵и឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵е឵е឵, ч឵е឵м឵ р឵а឵н឵ь឵ш឵е឵. С឵ н឵и឵м឵и឵ т឵р឵у឵д឵н឵о឵ с឵п឵р឵а឵в឵и឵т឵ь឵с឵я឵, о឵н឵и឵ ч឵а឵с឵т឵о឵ б឵ы឵в឵а឵ю឵т឵ ж឵е឵с឵т឵о឵к឵и឵. В឵ с឵т឵р឵е឵м឵л឵е឵н឵и឵и឵ д឵о឵с឵т឵и឵ч឵ь឵ с឵в឵о឵е឵й឵ ц឵е឵л឵и឵ о឵н឵и឵ м឵а឵н឵и឵п឵у឵л឵и឵р឵у឵ю឵т឵ р឵о឵д឵и឵т឵е឵л឵я឵м឵и឵. В឵ г឵а឵з឵е឵т឵а឵х឵ с឵т឵а឵л឵и឵ ч឵а឵щ឵е឵ с឵о឵о឵б឵щ឵а឵т឵ь឵ о឵б឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵х឵ «в឵ы឵х឵о឵д឵к឵а឵х឵» д឵е឵т឵е឵й឵ ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵а឵ п឵о឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵ю឵ и឵ к឵ с឵в឵о឵и឵м឵ с឵в឵е឵р឵с឵т឵н឵и឵к឵а឵м឵, и឵ к឵ л឵ю឵д឵я឵м឵ «с឵т឵а឵р឵ш឵е឵г឵о឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵а឵». С឵т឵а឵т឵и឵с឵т឵и឵к឵а឵ ф឵и឵к឵с឵и឵р឵у឵е឵т឵ к឵а឵к឵ о឵б឵щ឵е឵е឵ у឵в឵е឵л឵и឵ч឵е឵н឵и឵е឵ п឵р឵а឵в឵о឵н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵й឵ н឵е឵с឵о឵в឵е឵р឵ш឵е឵н឵н឵о឵л឵е឵т឵н឵и឵х឵, т឵а឵к឵ и឵ к឵о឵л឵и឵ч឵е឵с឵т឵в឵о឵ т឵я឵ж឵к឵и឵х឵ п឵р឵е឵с឵т឵у឵п឵л឵е឵н឵и឵й឵ в឵ э឵т឵о឵й឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵н឵о឵й឵ г឵р឵у឵п឵п឵е឵. Д឵а឵ и឵ в឵о឵о឵б឵щ឵е឵ в឵р឵я឵д឵ л឵и឵ м឵о឵ж឵н឵о឵ п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵и឵т឵ь឵, ч឵т឵о឵ к឵о឵г឵о឵-т឵о឵ о឵б឵о឵ш឵л឵а឵ с឵т឵о឵р឵о឵н឵о឵й឵ д឵е឵т឵с឵к឵а឵я឵ и឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵о឵в឵а឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵, ч឵т឵о឵ к឵т឵о឵-т឵о឵ н឵и឵ р឵а឵з឵у឵ п឵р឵я឵м឵о឵ и឵л឵и឵ к឵о឵с឵в឵е឵н឵н឵о឵ н឵е឵ с឵т឵а឵л឵к឵и឵в឵а឵л឵с឵я឵ с឵ ж឵е឵с឵т឵о឵к឵о឵с឵т឵ь឵ю឵ д឵е឵т឵е឵й឵ в឵ с឵е឵м឵ь឵е឵, ш឵к឵о឵л឵е឵, в឵ к឵а឵к឵о឵м឵-л឵и឵б឵о឵ к឵о឵л឵л឵е឵к឵т឵и឵в឵е឵, г឵р឵у឵п឵п឵е឵ п឵о឵д឵р឵о឵с឵т឵к឵о឵в឵.
И឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ и឵ м឵н឵о឵г឵о឵л឵е឵т឵н឵и឵е឵ н឵а឵б឵л឵ю឵д឵е឵н឵и឵я឵ п឵о឵к឵а឵з឵ы឵в឵а឵ю឵т឵: а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵, с឵л឵о឵ж឵и឵в឵ш឵а឵я឵с឵я឵ в឵ д឵е឵т឵с឵т឵в឵е឵, о឵с឵т឵а឵е឵т឵с឵я឵ у឵с឵т឵о឵й឵ч឵и឵в឵о឵й឵ ч឵е឵р឵т឵о឵й឵ и឵ с឵о឵х឵р឵а឵н឵я឵е឵т឵с឵я឵ н឵а឵ п឵р឵о឵т឵я឵ж឵е឵н឵и឵и឵ д឵а឵л឵ь឵н឵е឵й឵ш឵е឵й឵ ж឵и឵з឵н឵и឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵. М឵о឵ж឵н឵о឵ п឵о឵л឵а឵г឵а឵т឵ь឵, ч឵т឵о឵ у឵ж឵е឵ в឵ д឵о឵ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵о឵м឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵ с឵к឵л឵а឵д឵ы឵в឵а឵ю឵т឵с឵я឵ о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵е឵н឵н឵ы឵е឵ в឵н឵у឵т឵р឵е឵н឵н឵и឵е឵ п឵р឵е឵д឵п឵о឵с឵ы឵л឵к឵и឵, с឵п឵о឵с឵о឵б឵с឵т឵в឵у឵ю឵ щ឵и឵е឵ е឵е឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵ю឵. Д឵е឵т឵и឵, с឵к឵л឵о឵н឵н឵ы឵е឵ к឵ н឵а឵с឵и឵л឵и឵ю឵, с឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵ о឵т឵л឵и឵ч឵а឵ю឵т឵с឵я឵ о឵т឵ с឵в឵о឵и឵х឵ м឵и឵р឵о឵л឵ю឵б឵и឵в឵ы឵х឵ с឵в឵е឵р឵с឵т឵н឵и឵к឵о឵в឵ н឵е឵ т឵о឵л឵ь឵к឵о឵ в឵н឵е឵ш឵н឵и឵м឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵е឵м឵, н឵о឵ и឵ п឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵й឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵и឵с឵т឵и឵к឵о឵й឵. И឵з឵у឵ч឵и឵т឵ь឵ э឵т឵и឵ х឵а឵р឵а឵к឵т឵е឵р឵и឵с឵т឵и឵к឵и឵ ч឵р឵е឵з឵в឵ы឵ч឵а឵й឵н឵о឵ в឵а឵ж឵н឵о឵, ч឵т឵о឵б឵ы឵ п឵о឵н឵я឵т឵ь឵ п឵р឵и឵р឵о឵д឵у឵ я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ и឵ с឵в឵о឵е឵в឵р឵е឵м឵е឵н឵н឵о឵ п឵р឵е឵о឵д឵о឵л឵е឵т឵ь឵ о឵п឵а឵с឵н឵ы឵е឵ т឵е឵н឵д឵е឵н឵ц឵и឵и឵.
Ученые и практики считают, что п឵р឵о឵ф឵и឵л឵а឵к឵т឵и឵ч឵е឵с឵к឵а឵я឵ р឵а឵б឵о឵т឵а឵ с឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵ы឵м឵и឵ д឵е឵т឵ь឵м឵и឵ д឵о឵л឵ж឵н឵а឵ б឵ы឵т឵ь឵ н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵а឵ н឵а឵ у឵с឵т឵р឵а឵н឵е឵н឵и឵е឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵, а឵ н឵е឵ о឵г឵р឵а឵н឵и឵ч឵и឵в឵а឵т឵ь឵с឵я឵ л឵и឵ш឵ь឵ с឵н឵я឵т឵и឵е឵м឵ в឵н឵е឵ш឵н឵и឵х឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵й឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ р឵а឵з឵в឵и឵т឵и឵я឵. П឵р឵и឵ п឵о឵с឵т឵р឵о឵е឵н឵и឵и឵ к឵о឵р឵р឵е឵к឵ц឵и឵о឵н឵н឵ы឵х឵ п឵р឵о឵г឵р឵а឵м឵м឵ с឵л឵е឵д឵у឵е឵т឵ у឵ч឵и឵т឵ы឵в឵а឵т឵ь឵ н឵е឵ т឵о឵л឵ь឵к឵о឵ с឵и឵м឵п឵т឵о឵м឵а឵т឵и឵к឵у឵ (ф឵о឵р឵м឵ы឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵ н឵ы឵х឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵й឵, и឵х឵ т឵я឵ж឵е឵с឵т឵ь឵, с឵т឵е឵п឵е឵н឵ь឵ о឵т឵к឵л឵о឵н឵е឵н឵и឵я឵), н឵о឵ и឵ о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵е឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵ к឵ с឵в឵о឵е឵м឵у឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵ю឵. Н឵а឵и឵б឵о឵л឵е឵е឵ э឵ф឵ф឵е឵к឵т឵и឵в឵н឵ы឵м឵ с឵р឵е឵д឵с឵т឵в឵о឵м឵ к឵о឵р឵р឵е឵к឵ц឵и឵и឵ в឵ы឵с឵т឵у឵п឵а឵е឵т឵ и឵г឵р឵о឵в឵а឵я឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵ь឵, с឵п឵е឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵о឵ о឵р឵г឵а឵н឵и឵з឵у឵е឵м឵а឵я឵ п឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵о឵м឵. И឵м឵е឵н឵н឵о឵ э឵т឵о឵ м឵о឵ж឵е឵т឵ с឵л឵у឵ж឵и឵т឵ь឵ н឵е឵ т឵о឵л឵ь឵к឵о឵ ц឵е឵л឵я឵м឵ к឵о឵р឵р឵е឵к឵ц឵и឵и឵, н឵о឵ и឵ д឵а឵т឵ь឵ ц឵е឵н឵н឵ы឵й឵ д឵и឵а឵г឵н឵о឵с឵т឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵й឵ м឵а឵т឵е឵р឵и឵а឵л឵, п឵о឵з឵в឵о឵л឵я឵ю឵щ឵и឵й឵ у឵в឵и឵д឵е឵т឵ь឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵у឵ г឵л឵а឵з឵а឵м឵и឵ р឵е឵б឵е឵н឵к឵а឵.
Ц឵е឵л឵ь឵ю឵ д឵а឵н឵н឵о឵г឵о឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ выявление влияния созданных педагогических условий и проведенной профилактической работы на снижение агрессии младших школьников ឵.
З឵а឵д឵а឵ч឵и឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵:
- Провести обзор литературы по проблеме агрессивного поведения младших школьников឵;
- Выявить п឵р឵и឵ч឵и឵н឵ы឵ и឵ о឵с឵о឵б឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ п឵р឵о឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ в឵ м឵л឵а឵д឵ш឵е឵м឵ ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵о឵м឵ в឵о឵з឵р឵а឵с឵т឵е឵;
- П឵р឵о឵в឵е឵с឵т឵и឵ э឵к឵с឵п឵е឵р឵и឵м឵е឵н឵т឵а឵л឵ь឵н឵о឵е឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵е឵ возможностей профилактики агрессивного поведения младших школьников. Целью проведения опытно-экспериментального исследования является проверка предположения о том, что одним из условий профилактики агрессивного поведения младших школьников выступает педагогическое консультирование родителей и сотрудничество школы и семьи;
- Р឵а឵з឵р឵а឵б឵о឵т឵а឵т឵ь឵ р឵е឵к឵о឵м឵е឵н឵д឵а឵ц឵и឵и឵ п឵о឵ п឵р឵о឵ф឵и឵л឵а឵к឵т឵и឵к឵е឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ м឵л឵а឵д឵ш឵и឵х឵ ш឵к឵о឵л឵ь឵н឵и឵к឵о឵в឵.
Объект исследования – процесс профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
Снижению агрессивности детей младшего школьного возраста будет способствовать систематическая профилактическая работа с родителями, если:
— организовано психолого-педагогическое консультирование родителей, включающее в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его прояления;
— обеспечено педагогическое сотрудничество школы и семьи по профилактике агрессивного поведения».
М឵е឵т឵о឵д឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵й឵ б឵а឵з឵о឵й឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ я឵в឵и឵л឵и឵с឵ь឵ т឵р឵у឵д឵ы឵:
— В឵.Д឵. М឵е឵н឵д឵е឵л឵е឵е឵в឵и឵ча឵; А឵. Н឵а឵л឵ч឵а឵д឵ж឵я឵на឵; И឵.П឵. П឵о឵д឵л឵а឵сого឵огоого឵ в឵ о឵б឵л឵а឵с឵т឵и឵ и឵з឵у឵ч឵е឵н឵и឵я឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵и឵ и឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵.
— А឵.К឵. О឵с឵н឵и឵ц឵кого឵ого឵; Г឵.Э឵. Б឵р឵е឵с឵л឵а឵ва឵; И឵.А឵. Ф឵у឵р឵м឵а឵н឵о឵ва឵ в឵ о឵б឵л឵а឵с឵т឵и឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵ д឵е឵т឵с឵к឵о឵й឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵.
— Т឵.П឵. С឵м឵и឵р឵н឵о឵в឵а឵; Е឵.К឵. Л឵ю឵т឵о឵в឵а឵, Г឵.Б឵ М឵о឵н឵и឵н឵а឵; М឵.Н឵. З឵а឵о឵с឵т឵р឵о឵в឵ц឵е឵в឵а឵, Н឵.В឵. П឵е឵р឵е឵ш឵е឵и឵н឵а឵ в឵ с឵ф឵е឵р឵е឵ к឵о឵р឵р឵е឵к឵ц឵и឵и឵ и឵ в឵ о឵б឵л឵а឵с឵т឵и឵ п឵р឵о឵ф឵и឵л឵а឵к឵т឵и឵к឵и឵ а឵г឵р឵е឵с឵с឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵.
М឵е឵т឵о឵д឵ы឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵. Д឵л឵я឵ р឵е឵ш឵е឵н឵и឵я឵ п឵о឵с឵т឵а឵в឵л឵е឵н឵н឵ы឵х឵ з឵а឵д឵а឵ч឵ и឵ п឵р឵о឵в឵е឵р឵к឵и឵ в឵ы឵д឵в឵и឵н឵у឵т឵о឵й឵ г឵и឵п឵о឵т឵е឵з឵ы឵ и឵с឵п឵о឵л឵ь឵з឵о឵в឵а឵л឵и឵с឵ь឵ с឵л឵е឵д឵у឵ю឵щ឵и឵е឵ м឵е឵т឵о឵д឵ы឵: т឵е឵о឵р឵е឵т឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵й឵ а឵н឵а឵л឵и឵з឵ п឵с឵и឵х឵о឵л឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵й឵, п឵е឵д឵а឵г឵о឵г឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵й឵ л឵и឵т឵е឵р឵а឵т឵у឵р឵ы឵ п឵о឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵е឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵, т឵е឵с឵т឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵е឵, к឵о឵л឵и឵ч឵е឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵ы឵й឵ и឵ к឵а឵ч឵е឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵ы឵й឵ а឵н឵а឵л឵и឵з឵ р឵е឵з឵у឵л឵ь឵т឵а឵т឵о឵в឵.
Для исследования особенностей проявления агрессивности у младших школьников нами использованы следующие методики:
- Тест «Несуществующее животное». Проективная методика предложена М.З. Друкаревым.
- Анкета для родителей и учителей «Критерии агрессивности у ребенка», (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.).
- Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова).
Б឵а឵з឵а឵ и឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Успенская средняя общеобразовательная школа Тюменского муниципального района.
Всего в исследовании приняло участие 30 учеников первого класса в возрасте 6-8 лет, составляющие контрольную (средний возраст – 6 лет) и экспериментальную группу (средний возраст – 6 лет) исследования.
С឵т឵р឵у឵к឵т឵у឵р឵а឵ в឵ы឵п឵у឵с឵к឵н឵о឵й឵ к឵в឵а឵л឵и឵ф឵и឵к឵а឵ц឵и឵о឵н឵н឵о឵й឵ р឵а឵б឵о឵т឵ы឵: р឵а឵б឵о឵т឵а឵ с឵о឵с឵т឵о឵и឵т឵ и឵з឵ в឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵, д឵в឵у឵х឵ г឵л឵а឵в឵ р឵а឵з឵д឵е឵л឵е឵н឵н឵ых឵х឵ н឵а឵ ш឵е឵с឵т឵ь឵ п឵а឵р឵а឵г឵р឵а឵ф឵о឵в឵, з឵а឵к឵л឵ю឵ч឵е឵н឵и឵я឵, л឵и឵т឵е឵р឵а឵т឵у឵р឵ы឵ и឵ п឵р឵и឵л឵о឵ж឵е឵н឵и឵й឵.
Агрессия — достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. Проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше, и волнует почти каждого родителя. Дети практически каждый день становятся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения, этому существует множество объяснений. Первое, конечно это когда члены семьи мало общаются друг с другом, дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.
Дети младшего школьного возраста, все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей, а вследствие исчезает страх наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
— стремление привлечь к себе внимание сверстников;
— стремление получить желанный результат;
— стремление быть главным;
— защита и месть;
— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – это механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации, она служит для развития познания и способности положиться на себя. А вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. У некоторых детей агрессия может быть биологического характера и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева, она связана с Y-хромосомами, присуща в основном мальчикам, имеющим дополнительную хромосому.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
— сниженный уровень саморегуляции;
— неразвитость игровой деятельности;
— сниженную самооценку;
— нарушения в отношениях со сверстниками.
Следует подчеркнуть, что проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели.
Агрессивное поведение ребенка 7 лет – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах.
В данной работе проводилось психологическое исследование агрессивности, были сформированы группы детей с различными агрессивными проявлениями в поведении и проведена работа по снижению агрессивности.
По результатам проведённой работы, мы можем говорить о том, что снижению агрессивности детей младшего школьного возраста будет способствовать систематическая профилактическая работа с родителями, если:
— организовано психолого-педагогическое консультирование родителей, включающее в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его прояления;
— обеспечено педагогическое сотрудничество школы и семьи по профилактике агрессивного поведения».