Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение 2
Глава 1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 6
§ 1.Понятие и сущность представительства по действующему российскому гражданскому законодательству 6
§ 2. Субъекты представительства и юридическая природа их полномочий 28
§ 3. Особенности представительства без полномочий 42
Глава 2. ВИДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ И ПРОЦЕССЕ 45
§ 1. Правовая природа добровольного и обязательного представительства в гражданском праве и процессе 45
§ 2. Основания возникновения представительства в гражданском праве и процессе 50
§ 3. Коммерческое представительство 57
§ 4. Анализ судебно-арбитражной практики в сфере применения института представительства 62
Заключение 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Представительство (англ. representation) – это правоотношение, в котором одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает от имени другого лица (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности.
Актуальность выбранной темы объясняется прежде всего тем, что переход к рыночным отношениям обеспечил кардинальные изменения не только в экономической и социальной сферах российского общества, но и активизировал его правовую жизнь, расширив сферу применения традиционных гражданско-правовых институтов, отвечающих потребностям широкого круга физических и юридических лиц. В числе таких институтов особое место занимает институт представительства. В советское время посредством данного гражданско-правового института обеспечивалась потребность в совершении представителем юридически значимых действий, преимущественно, в отношении лиц, которые в силу возраста или состояния психики относились к категории недееспособных, а также тех лиц, которые в силу конкретных жизненных обстоятельств не могли самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. В условиях изменившихся отношений собственности, закрепления права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности без постоянного или эпизодического обращения к институту представительства стала немыслима деятельность большинства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Практические преимущества представительства очевидны – в рамках данного правового института обеспечивается возможность одновременного участия одного и того же лица в различных правоотношениях, совершения нескольких сделок, по которым оно будет считаться субъектом права, в целях наиболее эффективной защиты прав и интересов воспользоваться специальными знаниями и опытом представителей, а также сэкономить время.
Развитие представительства в современных условиях рыночных отношений требует эффективного правового механизма, обеспечивающего четкость и полноту его регулирования. Вместе с тем, как показал анализ нормативно-правовых актов, а также судебной практики по исследуемой проблеме, в гражданском законодательстве о представительстве, есть пробелы и противоречия, что усложняет его практическое применение. Кроме того, общее развитие цивилистической науки предопределяет необходимость в уточнении и систематизации имеющихся теоретических положений о представительстве. Так, несмотря на значительное число трудов, в которых рассматриваются те или иные аспекты представительства, до сих пор нет единства подходов относительно понятия представительства; большое количество вопросов вызывает определение юридической сущности представительства, его места в системе институтов гражданского права. В связи с тем, что реализация представителем своих полномочий затрагивает интересы как представляемого, так и третьих лиц, особую значимость приобретает проблема определения правового статуса представителя, сущности его полномочий, а также соотношения воли и волеизъявления в отношениях представительства, что позволит наиболее эффективно защитить права и законные интересы указанных субъектов.
Комплексное исследование научных проблем, затронутых в работе, вызвало необходимость обратиться к трудам учёных-процессуалистов, в которых подвергнуты анализу различные аспекты представительства: И.М. Ильинской, А.Ф. Козлова, Л.Ф. Лесницкой, ЯЛ. Розенберга, Е.Г. Тарло, М.С. Шакарян, В.М. Шерстюк, В.В. Яркова и др.
Автор также обращался к работам зарубежных учёных, исследовавших отдельные аспекты рассматриваемой темы. В их числе можно выделить таких авторов, как Ф. Бернгсфт, Л. Жюлио де Морандьер, И. Коллер, Г. Ласк, Л. Эннекцерус и др.
Несмотря на множество научных трудов, посвященных отдельным правовым аспектам исследуемой проблематики, в настоящее время отсутствуют работы по комплексному исследованию теоретических и практических проблем правового регулирования института представительства, основанному на новейшем российском законодательстве.
Всё это обусловило выбор темы исследования, определило его цель и задачи.
Объектом исследования выступают правоотношения представительства, возникающие между представителем, представляемым и третьими лицами, рассмотренные в теоретическом и практическом аспекте.
Предметом выступает правовое регулирование института представительства, а также практика его применения.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа применительно к избранной теме законодательной базы, правоприменительной и судебной практики, выработать теоретические и практические положения, направленные на совершенствование правового регулирования института представительства.
Поставленная цель определила задачи исследования:
Определение понятия и выявление юридической сущности представительства, а также установление его места в системе институтов гражданского права;
рассмотрение специфики субъектного состава представительства;
исследование особенностей представительства без полномочий
анализ правовой природы добровольного и обязательного представительства в гражданском праве
установление особенностей основания возникновения представительства в гражданском праве
определение специфики коммерческого права
анализ судебно-арбитражной практики в сфере применения института представительства
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов в области проблем правового регулирования представительства. Исследование поставленных вопросов потребовало также изучения литературы по теории государства и права, конституционному, гражданскому, предпринимательскому праву, процессуальным отраслям права, научно-практических комментариев законодательства, публикаций в научных журналах и периодической печати.
Данное исследование основано на совокупности методов научного познания: диалектическом, комплексном, историко-правовом, сравнительно-правовом, системного анализа, формально-логическом.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и библиографического списка.
В условиях формирования гражданского общества и создания свободной, рыночной, конкурентоспособной российской экономики, усиления роли судебной защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц возрастает значение представительства как гарантии в механизме защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Исследование института представительства от истоков до наших дней позволяет уяснить его природу и сущность, связь с судебной деятельностью; выявить виды, субъектов, основания и формы представительства в гражданском процессе; сделать его более эффективным в правоприменительной практике и широко использовать для защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Основной Закон устанавливает фундаментальное положение, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно оно взяло на себя обязанности гаранта жизненных ценностей и благ личности. Обеспечивая полноту правового статуса личности, Основной Закон запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В гражданском обществе адвокатура и адвокаты являются основными субъектами реализации этого конституционного права во всех видах судопроизводства. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года определил организационно-правовой статус адвоката, предусмотрел меры, средства и способы выполнения профессиональных задач и обязанностей, вид и размер ответственности за качество, своевременность и эффективность процессуальной деятельности по поручению стороны, третьих лиц в гражданском процессе.
В результате исследования предпосылок возникновения, а также специфических особенностей развития представительства в нашей стране сделан вывод о том, что правовая конструкция прямого представительства использовалось ещё в средние века, когда от имени монастырей представителями заключались договоры купли-продажи, по которым монастыри приобретали право собственности на землю.
Становление института представительства на современном этапе напрямую связано с развитием его гражданско-правового регулирования и, прежде всего, с принятием Конституции РФ, а также части первой ГК РФ, объединившей в гл. 10 нормы о представительстве и доверенности. Представляется необходимым дальнейшее совершенствование гражданско-правового регулирования представительства, имеющего существенное значение для его дальнейшего развития.
В результате исследования монографических работ, а также российского законодательства обоснована теоретико-правовая конструкция представительства, учитывающая всё многообразие внутренних и внешних правовых связей, возникающих между представителем и представляемым, а также между представителем и третьими лицами: представительство – это единое трёхстороннее правоотношение, складывающееся в процессе совершения одним лицом (представителем) в пределах полномочий, основанных на доверенности, указании закона либо акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления сделок и иных правомерных юридических действий в отношении третьих лиц от имени и в интересах другого лица (представляемого), в результате которых непосредственно у представляемого возникают, изменяются и прекращаются гражданские права и обязанности.
Анализ норм гражданского и процессуального законодательства относительно юридической сущности представительства приводит к выводу о том, что его признаки выражаются в том, что, во-первых, представительство состоит в совершении сделок или иных правомерных юридических действий и является категорией исключительно юридической; во-вторых, представитель в отношениях с третьими лицами действует от имени и в интересах представляемого; в-третьих, представитель совершает сделки или иные правомерные юридические действия с намерением создать для представляемого такие правовые последствия, какие наступили бы, если бы тот сам контрагировал; в-четвёртых, представитель должен иметь полномочие на совершение сделки или иного правомерного юридического действия; в-пятых, полномочие, необходимое для существования представительства, должно опираться на правовое основание.
Анализ норм гражданского законодательства по вопросу соотношения коммерческого и общегражданского представительства приводит к выводу о наличии специфических особенностей коммерческого представительства, которые определяют его правовую сущность. К таким особенностям относятся: особая сфера деятельности коммерческого представителя; специфичный субъектный состав; возмездность оказания услуг коммерческого представителя; правовые гарантии субъектов коммерческого представительства.
Сделан вывод о том, что коммерческое представительство – это единое трехстороннее правоотношение, складывающееся в сфере предпринимательской деятельности между одним лицом (коммерческим представителем), которое постоянно и самостоятельно на основе и в пределах предоставленных ему полномочий за определённое вознаграждение от имени и за счёт других лиц (представляемых) или за свой счёт, но в интересах представляемых, совершает сделки и иные правомерные юридические действия, создавая юридические последствия непосредственно для представляемых.
Исследование отраслевой принадлежности представительства приводит к выводу о том, что в объективном смысле его следует рассматривать как правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, значительная часть которых входит в общую часть гражданского права. В институт представительства включаются не только гражданско-правовые нормы. Данное обстоятельство определяет отсутствие в научной литературе единства точек зрения и подходов относительно его отраслевой принадлежности – представительство рассматривается либо в качестве института гражданского права либо процессуальных отраслей права.
Исходя из этого, представляется, что институт представительства является комплексным (многоотраслевым) институтом, в котором, преобладающее место занимают гражданско-правовые нормы. Гражданско-правовые нормы охватываются понятием представительства как гражданско-правового института.
Проведённое исследование особенностей субъектного состава представительства приводит к выводу о том, что в качестве представителя могут выступать, во-первых, граждане, обладающие полной дееспособностью либо, в виде исключения, граждане, достигшие трудового совершеннолетия; во-вторых, юридические лица, если это не расходится с теми целями; которые указаны в их учредительных документах.
Анализ норм гражданского и процессуального законодательства, приводит к выводу о наличии четырех групп представителей. К ним относятся представители, выполняющие свои функции на основании доверенности либо договора; представители, действующие на основании акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления; представители, исполняющие свои функции в силу должностных обязанностей; представители, действующие от имени и в интересах другого лица без полномочий.
В результате исследования теоретических представлений о правовой сущности полномочия представителя сделан вывод о том, что полномочие представителя следует рассматривать как субъективное право. Представитель реализует субъективное право посредством собственных юридически значимых активных действий в результате которых достигается эффект представительства. При этом праву на указанные действия корреспондирует обязанность представителя принять на себя все правовые последствия таких действий.