Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛОССАРИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 . Понятие проекта и его значимость в педагогической деятельности 9
1.2 . Понятие универсальные учебные действия и их виды 14
1.3. Структура и критерии сформированности регулятивных универсальных учебных действий для начальной школы 17
1.4. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе и влияние метода проектов на формирование регулятивных универсальных учебных действий 21
1.5 Метод проектов как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на примере образовательной программы «Перспективная начальная школа» 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1 Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта в начальной школе 35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность исследования. Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа на сегодняшний день должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
В последние годы в начальном звене школы наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает требованиям нового федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.
В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями И.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Н.В. Серегиной определена возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.В работах А.Г. Асмолова доказана возможность использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий, в том числе и регулятивных.
Формировать регулятивные универсальные учебные действия с помощью метода проектов необходимо ужев начальном звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
Большой приоритет начального общего образования в новых федеральных государственных стандартах второго поколения отдан формированию способов деятельности. Следовательно, огромное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В результате этого метод проекта обеспечивает школьникам самостоятельную деятельность, что приводит к формированию у детей регулятивных универсальных учебных действий.
На сегодняшний день у учеников растет стремление самостоятельно осмысливать не только содержание образовательной программы, но также и способы организации сотрудничества со сверстниками, дети все больше хотят оценивать собственные действия. Все это является важным условием формирования регулятивных универсальных учебных действий у младшего школьника.
Методу проектов сегодня отведено ведущее место в обновляющихся школах среди множества методов обучения, так как именно проектная деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивает умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В качестве основных достоинств проектного метода можно выделить следующие:
- высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их регулятивной деятельности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
- межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
По словам Гузеева В.В. проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, что расширяет у них сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия [12].
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Работа над проектом способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальной жизни.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формировать регулятивные учебные действия у детей младшего школьного возраста и недостаточной проработанностью проблемы в области средств, форм и методов формирования УУД в условиях основной общеобразовательной школы.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Проектная деятельность как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников».
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.
Предмет исследования: возможности метода проектов как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность метода проектов для формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой проектная деятельность будет способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий, если:
- учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;
- проектная деятельность будет сопровождаться конкретными задачами по работе с поисковыми системами;
- результатом проектной деятельности будет продукт коллективной деятельности;
- каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу и выявить сущность проектной деятельности в психолого-педагогической литературе;
- раскрыть содержание понятий «проектная деятельность», «метод проектов», «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»;
- рассмотреть формы и методы работы над проектом;
- выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий на начальном этапе работы;
- разработать и внедрить комплексный творческий проект;
- оценить результативность использования метода проектов для формирования регулятивныхуниверсальных учебных действий.
Эмпирическая база исследования:исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учрежденияСтаниченской основной общеобразовательной школы (Тюменская область, Исетский район) с 27.03.2015 по 27.04.2015 г. В исследовании принимали участие учащиеся 2-го класса в количестве 12 человек.
Практическая значимость: в ходе исследования был разработан комплексный творческий проект для формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. Были получены результаты, которые могут быть использованы педагогами начальной школы.
Этапы исследования:
- этап – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, что позволило обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезу, определиться с методиками и методами исследования.
- этап – констатирующий эксперимент (первичная диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников).
- Формирующий эксперимент (разработка и внедрение комплексного творческого проекта).
- Контрольный эксперимент (повторная диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, сравнительный анализ сформированности регулятивных универсальных учебных действий до и после внедрения проекта).
На каждом этапе нашего эксперимента для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы и методики исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных, методика «образец и правило» (А.Л.Венгера), методика «Корректурная проба» (тест Бурдона), проба на внимание(П.Я. Гальперин и С.Л.Кабыльницкая)
На основе теоретического анализа мы раскрыли значение понятия «проектная деятельность», «метод проектов» и «регулятивные универсальные учебные действия» в педагогической науке. Анализ научной литературы позволил нам более качественно и продуктивно провести практическое исследование по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с помощью метода проектов.
Экспериментальная работа по формированию регулятивных учебных действий у младших школьников во 2 классе выполнялась поэтапно.
Согласно целям исследования был проведен эксперимент, который состоял из 3-х этапов.
На констатирующем этапе был проведен ряд диагностик с использованием методикА.Л.Венгера, методик «Корректурная проба» (тест Бурдона), методик П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой. С помощью данного диагностического инструментария был определен изначальный уровеньсформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
На формирующем этапе был разработан и проведен комплексный творческий проект«Милый сердцу уголок — моя малая родина», который был разделен на 2 проекта, каждый из которых проводился поэтапно.
Ученики были включены в самостоятельный поиск решения проблемы, в поиск необходимой информации. Проектная деятельность сопровождалась конкретными задачами по работе с поисковыми системами – учащимся выдавались карточки с вопросами о родном селе, на которые необходимо было найти ответы. Результатом работы над всем комплексным проектом стал альбом с фотографиями и информацией о родном селе. Также ученики смастерили объемный макет села из подручных материалов на уроке технологии.Каждый этап работы включал рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
В процессе контрольного эксперимента использован тот же диагностический инструментарий, что и в констатирующем эксперименте, что позволило получить оценку динамику формирования регулятивных учебных действий у младших школьников.
В результате работы можем сделать вывод, что на начальном этапе эксперимента уровеньсформированности регулятивных универсальных учебных действий у большинства испытуемых находился на низком и среднем уровнях. В конце эксперимента, после проведения комплексного творческого проекта, на среднем и высоком уровнях.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволяет нам констатировать, что: метод проектов будет способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий, если:
- учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;
- проектная деятельность будет сопровождаться конкретными задачами по работе с поисковыми системами;
- результатом проектной деятельности будет продукт коллективной деятельности;
- каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
Следовательно, подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, т.е. метод проектов будет способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий при вышеназванных условиях. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.
В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: исследовательская деятельность очень интересна для детей младшего школьного возраста. Это помогает им быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый.Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Проект – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас, несомненно, одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка проектов, которые могут быть использованы педагогами-практиками.
В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, а также необходимо умело направлять эту деятельность.