Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Понятие, классификация ЗПР
1.2. Особенности мышления детей дошкольного возраста с ЗПР
1.3. Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1. Общая схема исследования, участники исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Результаты экспериментального исследования
2.4. Программа
Заключение
Список литературы
Приложения
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий, а также такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.
Исследованием проблемы мышления занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Р.С. Немов, Е.И. Рогов. Они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения [2].
По данным А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей — начальных форм абстракции, обобщения, умозаключения. Кроме того, в этот период ребенок обладает большой потребностью в экспериментировании, направленной на усвоение информационной культуры общества, занимая при этом активную позицию.
В дошкольном возрасте особого отношения к себе требуют дети с задержкой психического развития. Проблема задержанного психического развития у детей широко рассматривается в работах Л.Н. Блиновой, Я.В. Крючевой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.Д. Никулиной и др.
Мыслительная деятельность детей с ЗПР старшего дошкольного возраста является сложным объектом изучения. Мышление детей с ЗПР характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности.
Мышление – это результат аналитико-синтетической деятельности мозга. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними. Мышление неразрывно связанно с чувственным познанием, так как чувственная основа является основным источником мысли.
Мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации. Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).
Многочисленными исследователями установлено, что мышление неразрывно связанно с чувственным познанием, так как чувственная основа является основным источником мысли. С помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие человек получает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем мышление человека устремлено на познание неизвестного, а для этого чувственная основа мышления слишком узка.
Проблема диагностики мыслительной деятельности у детей требует особого внимания со стороны психологов, воспитателей, логопедов, так как в результате задержки психического развития как вторичное нарушение возникает замедление темпа развития речи, с преимущественным нарушением смыслового компонента.
На основе теоретических и эмпирических исследований можно утверждать, что, представляя собой сложное явление, имеющее различные формы и виды, периодичность и степень проявления, задержка психического развития несет в себе отрицательное влияние на формирование личности ребенка.
Анализ полученных данных в результате проведенного экспериментального исследования показывает, что дети с задержкой психического развития имеют некоторые отклонения в развитии наглядного мышления по сравнению с детьми с нормой психического развития.
Таким образом, значимость проблемы изучения мыслительной деятельности подтверждается тем, что они являются одним из ярких показателей развития ребенка дошкольного возраста.