Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ЭКОНОМИСТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………….8
1.1. Профессионально важные качества личности специалиста в контексте анализа деятельности экономиста..…………………………………………………8
1.2. Педагогические условия развития профессионально важных качеств у будущего экономиста в системе СПО……………………………………………..11
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В ОГАОУ СПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ……………………………………….20
2.1. Формирование компетентности у будущего экономиста как основы профессионализма будущего экономиста в Белгородском индустриальном колледже……………………………………………………………………………………..20
2.2. Практическое обоснование основ развития профессионально важных качеств у будущего экономиста в ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж»………………………………………………………………………………..…27
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЭКОНОМИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОГАОУ СПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ………………………………………………………………………………………….39
3.1. Разработка педагогических механизмов управления процессом развития профессионально важных качеств будущих экономистов в учебно-воспитательном процессе СПО ………………………………………………………..39
3.2. Рекомендации по внедрению педагогических основ развития профессионально важных качеств будущих экономистов в Белгородском индустриальном колледже………………………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………57
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61
Актуальность исследования. Процессы глобализации в мире, структурные изменения в экономике значительно повышают требования к качеству подготовки специалистов, особенно имеющих экономическое образование. Перспективы развития современной экономики во многом зависят от подготовки квалифицированных, компетентных кадров. Компетентность специалиста экономического профиля в значительной степени определяется сформированностью у него профессионально важных качеств.
Сегодня в Российской Федерации наблюдается острый дефицит экономистов среднего звена, обладающих профессионально важными качествами, обеспечивающими компетентность специалиста. Необходимость подготовки современного специалиста в сфере экономического сектора ученые связывают с инновационной стратегией развития общества. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в системе среднего профессионального образования реализуется компетентностный подход, который предполагает, что выпускник должен быть, способным к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности, быть самостоятельным в условиях изменяющегося социума, готовым к самосовершенствованию, творческой самореализации.
Кроме того, содержание подготовки выпускников в условиях конкуренции на рынке труда определяется не только государственным заказом, но и заказом частных предпринимателей, общественных объединений, использующих труд квалифицированных экономистов. Следовательно, новой структуре общества и экономике требуются новые методики профессионального образования, создание новых продуктов образования, видов образовательных услуг для удовлетворения потребности обучающихся экономического профиля.
Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми современным образованием к будущему специалисту в области экономики, в связи с этим становится необходимым и очевидным повысить уровня образования на всех его ступенях, в том числе и на этапе среднего профессионального образования. На сегодняшний день существуют различные подходы, направленные на повышение качества образования выпускников системы среднего профессионального образования. Одним из перспективных путей достижения компетентности специалиста на данном этапе образования является формирование его профессионально важных качеств. Для приобретения профессионально важных качеств будущему экономисту необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Степень научной разработанности проблемы.
В психолого-педагогической литературе нашли отражение ряд аспектов, раскрывающих существо профессионально важных качеств специалистов, а именно:
— определение профессионально важных качеств специалистов (К.К. Платонов, Э.Ф. Зеер, Б.Г. Ананьев, А.К. Маркова, B.Л. Марищук, Н.В. Кузьмина и др.), их конкретизация для разных групп профессий, например, «человек — вычислительная техника» (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, JI.B. Беспалько и др.), «человек — человек» (О.А. Абдуллина, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.К. Маркова, JI.M. Митина, А.А. Реан, Е.И. Рогов и др.), «человек — знаковая система» (Э.Ф. Зеер, И.С. Алексеева, Е.Р. Поршнева и др.).
Исследованию профессионально важных качеств специалистов системы профессионального образования экономического профиля посвящены работы: О.А. Булавенко, Н.П. Клушиной, О.А. Кудряшова. В них были затронуты вопросы определения профессионально важных качеств для разных специалистов в области экономики, методы их изучения и формирования.
Однако проведенный анализ литературы показал, что в них не получили достаточного отражения вопросы, связанные с исследованием профессионально важных качеств специалиста экономического профиля в системе среднего профессионального образования и их формированием, а также повышением эффективности этого процесса.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, чтобы решить противоречие между необходимостью формирования профессионально важных качеств у будущих специалистов в системе среднего профессионального образования и недостаточным вниманием указанной проблемы в условиях СПО.
Цель исследования — теоретически обосновать процесс развития профессионально важных качеств будущих экономистов в системе среднего профессионального образования и разработать методические рекомендации по формированию профессионально важных качеств у студентов Белгородского индустриального колледжа.
Объект исследования — процесс развития профессиональных качеств будущих экономистов в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования — управление развитием профессионально важных качеств будущих экономистов в системе среднего профессионального образования.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
- Определить профессионально важные качества будущего специалиста экономического профиля – выпускника системы СПО.
- Раскрыть возможности образовательного процесса СПО в выявлении и развитии профессионально важных качеств у будущих экономистов.
- Разработать эффективные направления и методы развития профессионально важных качеств у будущих экономистов в системе СПО.
Методологическую основу исследования составили концептуальные положения и принципы педагогики и психологии: принцип развития, системный подход к познанию явлений объективной реальности, аксиологический личностно-деятельностный и личностно-развивающий подходы, определяющие деятельность ведущим условием полноценного развития личности в условиях образовательного процесса и позволяющие рассматривать личность будущего специалиста в контексте субъект-субъектных отношений; междисциплинарный и системный подходы, способствующие построению образовательного процесса на принципах целостности и системности.
Теоретической базой исследования стали: теория содержания образования (B.C. Леднев); теория профессионального образования (С.Я. Ба-тышев, Э.Ф. Зеер, B.C. Леднев, П.Ф. Кубрушко, В.П. Косырев, Е.В. Ткаченко, К.Г. Кязимов, И.П. Смирнов); концепции личностного подхода (Л.С. Выготский, Н.В.Талызина); концепции о природе деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, М.Т. Громкова и др.); исследования о профессионально важных качествах (В.Д. Шадриков, Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, JI.B. Беспалько, К.К. Платонов, Н.В. Кузьмина, В.Л. Марищук и др.); исследования, направленные на использование активных форм и методов обучения (А.А. Вербицкий, Л.Д. Столяренко, Б.Т. Лихачев, Н.В. Борисова и др.); материалы по проектированию учебной деятельности (Л.Д. Столяренко, B.C. Кукушкин, Г.К. Селевко); компетентностный подход в профессиональном образовании (А.В. Баранников, В.А. Болотов, О.А. Бу-лавенко, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.А. Кудряшов, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова и др.); современная концепция личностно-развивающего образования (И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Б.Б. Коссов и др.).
Методы исследования: теоретический анализ педагогических, психологических, методических трудов по теме исследования; анализ комплекса средств учебного и учебно-практического назначения; рейтинг (оценивание); педагогический эксперимент; диагностические методы: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, обработка результатов; педагогический анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории личностно-ориентированного и профессионального образования будущих экономистов в системе СПО путем разработки направление и методов обеспечения формирования их профессионально важных качеств; обоснованы технологии поэтапного формирования профессионально важных качеств специалистов экономического профиля в системе СПО.
Информационную базу исследования дипломного проекта составили: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); рабочая программа «Менеджмент»; материалы наблюдений учебно-воспитательного процесса в ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж», данные учета педагогической практики; педагогическая и специальная литература.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в подготовке специалистов в области экономики системы СПО. Обеспечение развития профессионально важных качеств у специалистов экономического профиля получило практическое внедрение в образовательный процесс ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж» и способствовало повышению качества подготовки студентов по экономическому образованию в системе СПО.
Экспериментальной базой исследования стала деятельность преподавателей и студентов ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж».
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, 3 раздела, заключение, библиографический список, приложения.
Проблема формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов в процессе их образовательной подготовки представляет собой самостоятельную педагогическую задачу, решение которой должно быть теоретически и методически обосновано в соответствии с профилем направления подготовки студентов и целенаправленно реализовано в течение всего цикла обучения.
Принято считать, что качества личности влияют на профессиональную деятельность специалиста, поэтому каждая профессия требует от него преобладания некоторых качеств, являющихся профессионально важными для данной профессии, выделение которых из всей совокупности должно быть научно-обоснованным. Рассмотрение в нашем исследовании данной проблемы по выявлению сущности и структуры профессионально важных качеств будущего экономиста позволило сделать вывод о том, что профессионально важные качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних и внутренних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, важное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности.
Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников, связанный с современным этапом научно-технического прогресса, является одним из важнейших в системе профессионального образования. Работодателями обозначено формирование заказа на качество профессионального образования, выпускник должен обладать знанием новых информационных технологий; обладать широким кругозором, в основе которого лежат общеобразовательные знания; мобильностью в общении; готовностью работать в команде; умение налаживать социальные и экономические связи.
Задачи, поставленные нами в ходе исследования выполнены. Определены профессионально важные качества будущего специалиста экономического профиля – выпускника системы СПО, проанализированы профессионально важные качества экономиста и компетенции по данной профессии, обозначенные в ФГОС. Раскрыты возможности образовательного процесса СПО в выявлении и развитии профессионально важных качеств у будущих экономистов, т.е. использование известных методик и методов обучения по выявлению профессионально важных качеств личности будущих экономистов. Разработаны эффективные направления и рекомендации по развитию профессионально важных качеств у будущих экономистов в системе СПО путем внедрения в образовательный процесс активных методов обучения и технологий обучения в системе СПО (кейс-метод, деловая, ролевая игра, метод экономического проектирования). В приложении представлены известные тестовые методики по определению профессионально-важных качеств и фрагменты занятий с использованием активных методов обучения в Белгородском индустриальном колледже.