Дипломная работа: Шарж и пародия в прозе Саши Черного для детей

Дипломная работа: Шарж и пародия в прозе Саши Черного для детей

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение

Глава 1
Шарж и пародия в иронической прозе первой трети XX века. Традиции и новаторство.
1.1. Шарж и пародия в литературе и других видах искусства.
1.2. Шарж и пародия в творчестве писателей круга журнала «Сатирикон»
1.3. Шарж и пародия в детской литературе первой трети XX века.

Глава 2
Приемы пародирования и шаржирования в прозе Саши Чёрного для детей.
2.1. Способы создания комического в поэзии и прозе Саши Чёрного для детей
2.2. «Дневник фокса Микки» в контексте прозы Саши Черного для детей
2.3. Дневник в контексте мемуарной и публицистической литературы 20-х годов
Заключение
Литература
Приложения

«Смех, считал он, бывает обычным, когда смеются только над чем-то одним. Такой смех – самый дешевый. Дороже стоит тот смех, когда человек смеется одновременно из-за двух или трех вещей»

М. Павич «Хазарский словарь»

В истории русской литературы можно привести немалое количество примеров писателей, которые по воле судьбы в определенный период жизни оказались в эмиграции. Имена этих писателей приобрели  мировую известность и по сей день занимают видное место в общем контексте единого литературного процесса.

К ним относятся такие писатели как А.И. Куприн, А.М. Ремизов, В.В. Набоков и многие другие.

Одним из наиболее ярких представителей писателей-эмигрантов в русской литературе является Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг, 1880-1932). Поэт-сатирик известен не только своим умением разоблачать невежд и лицемеров, но и тонким чутьем русской души. Саша Чёрный сделал огромный вклад в область детской и взрослой литературы, где первая была неразрывно связана со второй, а вторая – с первой.

Можно предположить, что направленность творчества писателя обусловлена его тяжелой жизненной ситуацией, в которой он рос и воспитывался. Неприятие окружающего заставило поэта стать в оппозицию, недаром первый псевдоним Саши Чёрного был «Сам по себе».

В 1905 году в Петербурге под этим псевдонимом выходит его знаменитое стихотворение «Чепуха», которое приносит известность юному поэту.

Особый интерес к творчеству писателя пробуждает его непосредственность и глубина, порожденная свободой  выражения, то есть Саша Чёрный не загонял себя в рамки и не подчинял свою волю воли других людей, давая наступать на  «горло собственной песне».

Цель дипломной работы – рассмотреть творчество Саши Чёрного в области детской прозы, применив при этом различные виды литературного анализа, выявить особенности употребления шаржа и пародии в его творчестве. Данной цели можно достичь при выполнении следующего ряда задач:

— рассмотреть понятия «шарж» и «пародия» в контексте литературы и как отдельно взятые единицы.

— обозначить характерные особенности, присущие детской литературе в общей системе литературного процесса

— выявить общие черты и различия между личностью писателя и его творческим обликом

— проследить формирование таланта сатирика

— писательское окружение; общие черты (Тэффи, Аверченко)

— проанализировать произведения, где шарж и пародия у Саши Чёрного наиболее ярко выражены

— дать полную структурную и жанровую характеристику «Кошачьей санатории» и «Дневника Фокса Микки»

Тема дипломной работы подразумевает под собой глубокий анализ детской литературы в общем контексте творчества Саши Чёрного, что является немало важным аспектом при изучении поэта в школе.

Жить на вершине голой,

                                                                                       Писать простые сонеты…

                                                                                       И брать от людей из дола

                                                                                      Хлеб, вино и котлеты.

 

                                                                                                         Саша Черный

Основной целью дипломной работы было определение роли шаржа и пародии в прозе Саши Черного для детей. Цель была достигнута. Широкий анализ детской прозы позволил выявить функции, которые выполняют шарж и пародия в детской прозе писателя.

Был выполнен также ряд поставленных в работе задач. В частности, мы сравнили методы реализации шаржа и пародии в литературе и других видах искусства. Провели сопоставительный анализ шаржа и пародии, выявив отличительные черты.

Был поставлен вопрос о детской юмористической литературе как особой сложной для изучения области. Была установлена тесная связь между детской литературой и одной из форм комического на основе сопоставления юмора и сатиры.

В теоретической главе нам удалось дать четкое определение, как шаржу, так и пародии. Были отмечены характерные особенности шаржа как разновидности карикатуры. Также была установлена двойная функция шаржа. Выяснилось, что шарж не всегда служит только средством создания комического эффекта, иногда он играет роль структурного элемента внутренней формы (например, в сказках Козлова).

Изучение пародии как отдельного приема дало более широкое представление о ее функциональной составляющей. В работе проиллюстрированы разновидности пародии. Опираясь на статью Ю. Тынянова, мы взяли за основу его утверждение, что пародия может выступать и в непародийной функции.

Изучая творчество сатириконцев, мы определили, какую роль играют шарж и пародия в их творчестве.

Анализ детской литературы первой трети XX века помог установить связь между произведениями для детей разных писателей того времени. Было выявлено, что в юмористической литературе данного периода шарж и пародия активно использовались как средство создания комического эффекта.

Также был проведен анализ основных средств создания комического эффекта. Благодаря чему, мы смогли выявить роль шаржа и пародии в области комического.

За основу анализа была взята повесть Саши Черного «Дневник фокса Микки». Произведение рассматривалось в контексте всей детской прозы Саши Черного. Была выявлена связь повести с другими детскими прозаическими произведениями. Было установлено, что в повести шарж и пародия используются как основные средства создания комического эффекта.

Объекты пародирования и шаржирования были рассмотрены в заключительном параграфе. Установление связи между мемуарной и публицистической литературой первой трети XX века и повестью Саши Черного способствовало более глубокому осмыслению форм пародии в «Дневнике фокса Микки».

В «Дневнике фокса Микки», как и в любом другом детском прозаическом произведении писателя, обнаруживается глубокий подтекст. Серьезная детская литература прячется под юмористической маской.

Характерной особенностью прозы Саши Черного для детей является ее автобиографичность, то есть Саша Черный детскими произведениями рассказывает о себе, только в немного иной, непривычной форме.

Современное детское чтение, безусловно, должно включать прозу и поэзию Саши Черного для детей. Его поэтический сборник «Детский остров» и так уже является символом счастливого и беззаботного детства. Того детства, которого не было у самого поэта.

Саша Черный продолжил традицию изображения собаки в русской литературе и проявил себя как новатор в этой области. Его думающий фокс не похож ни на Муму Тургенева, ни на Каштанку Чехова. Увековечив образ своего реального питомца в «Дневнике фокса Микки», Саша Черный положил начало новому типу героя в детской юмористической литературе.

 

  • Дата: Июль, 2015
  • Скачать: http://adf.ly/1fn34c

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.