Дипломная работа: Влияние музыки на агрессивность и тревожность личности детей подросткового возраста

Дипломная работа: Влияние музыки на агрессивность и тревожность личности детей подросткового возраста

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности развития эмоциональной сферы детей подросткового возраста

1.2. Влияние средств массовой информации на нарушение эмоционального состояния подростков

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1. Влияние музыки на эмоциональное состояние подростка

2.2 Организация работы по формированию положительных эмоций на уроках музыки детей подросткового возраста

Заключение

Актуальность темы. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, с насыщенным характером информации, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество.

В настоящее время средства массовой информации являются мощным инструментом по влиянию на подсознание подростков, а отсюда и по формированию их поведения.Новые информационные технологии разрушают естественный процесс информационного воздействия социокультур. Информация — становится главным атрибутом власти в социуме. Оно воздействует на мозг человека, на его информационную базу, информационные модели мира, обуславливающие мысли и деяния, адаптивность человека. Этот по сути своей насильственный процесс формирования тех или иных информационных моделей окружающего мира составляет основу нашего быта и называется обучением. Битвы идут и сейчас, но если прежде система образования оказывала определяющее информационное воздействие на социум, формируя человека-созидателя, защитника, патриота своей Родины, народа, то сегодня с помощью СМИ можно сформировать в подростках прямо противоположные модели отношения к окружающему миру.

Данной убежденности способствуют безответственная деятельность средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценами насилия, обмана, приводящих к эмоциональным отклонениям в развитии личности подростков.Музыка, прежде всего, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи.Музыка так или иначе влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. А формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С.Макаренко, Д.Б.Кабалевский, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский) – особенно важно в наиболее благоприятном подростковом или школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю идругие психологические процессы. Неприкрытая агрессия пошлости и безнравственности со стороны многих СМИ, особенно телевидения, приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений современных подростков.

Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому музыка положительно влияет на эмоциональную сферу подростка.

Исходя из актуальности темы исследования, была сформулирована следующая цель исследования:изучить развитие положительных эмоций на уроках музыки, на примере изучения влияния средств массовой информации на эмоциональное развитие подростков.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей подросткового возраста.

Предмет влияние музыки на агрессивность и тревожность личности детей подросткового возраста.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования были определены следующие задачи исследования:

Изучить особенности развития эмоциональной сферы детей подросткового возраста;
Определить влияние СМИ на нарушение эмоционального состояния подростков;
Показать влияние музыки на развитие положительных эмоций детей;
Организовать работу по формированию положительных эмоций на уроках музыки детей подросткового возраста.
Использовались следующие методики психологического исследования: методика определения тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным; методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении Бойко В. В. и личностный факторный опросник Кеттелл 16-PF.

Экспериментальной базой исследования явились ученики 8 классов: общеобразовательная школа № 104 городского округа город Уфа.

Методологической основой являются работы А.Бандуры, Д. Уолбера, А. Басса, К. Лоренца, З. Фрейда, А. Маслоу, Семенюк Л. М. по изучению проблемы агрессивности в подростковом возрасте и работы Прихожан А.М., Астапова В.М., М. Раттер, Фельдштейна Д.И. по изучению тревожности в подростковом возрасте

В теоретической значимости определены влияния СМИ на нарушение эмоционального состояния личности подростка. Раскрыты влияния музыки на развитие положительных эмоций детей подросткового возраста.

В практической значимости предложены тематика, формы, методы работы по развитию положительных эмоций детей подросткового возраста на уроках музыки.

Структурадипломной работы: данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованныхисточников и приложения.

В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы.

Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В нем происходит остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

Действительно тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, принимают устойчивый характер.

Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой правдивости, при нередкой лживости поступков. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших.

Подростки в большей степени способны учитывать свой предыдущий эмоциональный опыт на основании, которого у них формируются устойчивые эмоциональный отношения. В то же время свойственная подросткам повышенная возбудимость, неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, накладывают отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов.

Следует также отметить повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных, с чем связаны бывают весьма рискованные формы поведения.

Подросток бурно и непосредственно выражает свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Особенностью эмоционального реагирования подростков является и сравнительная легкость возникновения у них переживания эмоциональной напряженности, психологического стресса.

По мнению Бандуры, повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации.

Значение влияния таких ведущих факторов, как семейное и школьное воспитание трудно переоценить. Но сегодня в связи со сложной социально-экономической, а также идеологической обстановкой в нашем обществе эти факторы во многом уступают свои позиции фактору подростковой субкультуры и другим, менее значимым. Одним из подобных второстепенных факторов, с каждым годом, укрепляющим свои позиции, являются средства массовой информации и в частности телевидение.

Исследование влияния телевидение на формирование агрессивного поведения было начато в 60-х годах (А. Бандура, Р. Уолтерс, Л. Берковиц, Р. Джин) и продолжается до настоящего времени.

Его результатом является вывод о том, что наблюдение насилия по телевидению: 1) создает почву для умеренного усиления агрессивного поведения; 2) снижает восприимчивость зрителей к агрессии и искажает их представления о реальности.

Этот вывод американских и западных психологов и социологов нашел отражение в результатах данного исследования нарушений эмоциональной сферы подростков, в котором телевидение рассматривалось как фактор развития агрессивных, враждебных форм реакций и повышенной тревожности.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что до проведенных уроков музыки у экспериментальной группы подростков, проводящих за просмотром телепередач более 4 часов, был высокий уровень агрессивности (73 % опрошенных), в отличие от контрольной группы, где преобладал средний уровень агрессивности (93% опрошенных). После проведенных уроков музыки на темы: «Драматургия в музыке», «Песни войны и победы» и так далее. Уровень агрессивности не значительно понизился. В экспериментальной группе высокий уровень стал 54,5% , в контрольной группе средний уровень стал 72%.

По уровню враждебности подростки экспериментальной группы также имели высокие показатели по сравнению с контрольной 93 % и 53%.Но после исследование уровень враждебности у I- ой и II- ой группы снизился (58% и 47%).

Этим обусловлен и выбор стратегии психологической защиты в общении: для большинства подростков, увлеченных телефильмами, доминирующей стратегией психологической защиты в общении является стратегия «агрессия», в то время как для большинства подростков, не злоупотребляющим общением с телевизионным миром, доминирующими стратегиями стали стратегии «миролюбие».

По уровню тревожности подростки контрольной группы имели более высокий уровень ситуативной тревожности, в отличие от подростков экспериментальной группы(47% и 23% соответственно), где преобладает личностная тревожность (20% и 37% соответственно), то есть в данной группе подростков тревожность стала характерной чертой личности. Но в основном все подростки имели средний уровень как ситуативной (40 % и 44% соответственно), так и личностной тревожности (60.% и 53 % соответственно).

Уроки музыки в общеобразовательной школе положительно влияют на подростка. Подросток во время урока окунается в мир творчества и познания. Музыка воспитывает чувство музыкального вкуса, прививает эмоциональную отзывчивость.

 

  • Дата: Июль, 2015
  • Скачать: http://adf.ly/1fn26A

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.