Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
РЕФЕРАТ…………………………………………………………………..3
ABSTRACT………………………………………………………..……….9
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………….10
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ КАК СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………….16
1.1.Семья и брачно-семейные установки в современной России….…..16
1.2.Роль «родительской семьи» в формировании брачных установок молодежи…………………………………………………………..………….26
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ ………………………………………………….40
2.1.Восприятие молодежью родительской семьи ………………..………40
2.2.Влияние родительской семьи на брачно-семейные установки молодежи в оценках экспертов…………………………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………63
БИБЛИОГРАФИЯ……………….………………………………..……..66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………71
Необходимость исследования брачно-семейных установок обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые затронули основы и традиционные устои. Интерес к семейным ценностям современной молодежи обусловлен и тем, что основной функцией семьи является рождение и воспитание детей. По данным статистики, 77,5 % от общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Таким образом, от успешного выполнения репродуктивной и социализационной функций молодой семьи зависит не только демографическая ситуация в нашем обществе, но и его развитие в целом.
В настоящее время отмечается ряд негативных демографических тенденций: ухудшение материального положения населения России (42% работников имеют заработную плату на уровне прожиточного минимума или ниже его); низкая рождаемость (в среднем 1,3 ребенка на одну женщину) при высоком уровне смертности; диспропорциональное соотношение полов (начиная с 33летнего возраста) вследствие высокой смертности мужчин; повышение уровня разводов (в 2002 г. число разводящихся впервые превысило число вступающих в брак); увеличение количества неполных семей и детей, растущих без отца; рост количества внебрачных детей.
Специфической особенностью современного брака является его нестабильность.
Вследствие рождения внебрачных детей и разводов увеличивается доля неполных семей, а также конкубинатных союзов и юридически неоформленных сожительств, которые в настоящее время в бытовом обиходе называются «гражданским браком», в социологической литературе — фактическим браком (в отличие от обычного — легитимного) или альтернативным
По мнению ряда исследователей (Волкова А. Н., Сатир В., Собчик Л. Н., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., Петрушин С. В., Змановская Е. В. и др.), основной причиной нестабильности брачного союза является низкий уровень психологической культуры супругов, в том числе поспешное, необдуманное вступление в брак; психологическая и практическая неподготовленность к семейной жизни; деструктивное поведение в конфликте. К другой актуальной проблеме относится высокий уровень распространения зависимого поведения среди современной молодежи, оказывающего негативное влияние на взаимоотношения в молодой семье (Змановская Е. В., Менделевич В. Д. и др.).
Наблюдаемые изменения в институтах брака и семьи могут носить преходящий характер, что требует своевременного и целенаправленного изучения. Поэтому не спроста 2008 год стал годом семьи, что в некоторой степени позволило привлечь внимание общества к таким важным проблемам как состояние современной семьи и ее устойчивость. Усилия политики Правительства в отношении института семьи на данный момент направлены на поддержание стабильности семейных отношений и возрождение осознания культа семьи как ключевого и базового. Тем не менее, решение данной задачи встречает на своем пути препятствия, носящие многомерный характер и складывающиеся из ряда причин, среди которых: снижение уровня моральных норм, активное влияние СМИ на формирование личности, материальная самостоятельность женщины в современном мире и др,
Процесс трансформации института семьи начался в 1960-1970е года в результате антипатриархальной пропаганды, провозглашающей идеальным типом «социалистическую»или эгалитарную семью, где обязанности супругов равны и мужчина не играет главенствующей роли в брачных отношениях. В свою очередь результатом такого коренного изменения представлений о семье стал многомерный процесс трансформации семьи и взгляда на ее значимость в жизни современного общества. Так, отсутствие четко заданного идеала, семейных отношений и ломка сложившихся традиционных стереотипов семейной жизни ведет к потере авторитета семьи, что дезориентирует и личное пространство, и находит свое отражение в таких опасных явлениях для общества, как алкоголизм, наркомания, излишняя невротичность, потеря жизненного смысла и тд, В свою очередь личная дезориентация ведет к социальной дезадаптации в целом: потребительское отношение к жизни молодежи, позиция иждивенчества, социальная пассивность.
В результате таких изменений молодежь теряет точки ориентации в своей дальнейшей жизни и, в том числе, в последующем создании семьи, вследствие чего все большее распространение получают так называемые «альтернативные формы брака такие как: простое сожительство, фактически узаконивающее право на измену и отсутствие супружеских обязательств, «шведская семья, «гостевой» брак и тд. Наиболее распространенной формой альтернативных семейных отношений стал так называемый «гражданский брак» или консенсуальный брак. Исследователи таких форм семьи подтверждают, что лишь пять процентов состоящих в такой «семье» в дальнейшем официально регистрируют свои отношения в органах ЗАГС, С психологической точки зрения популярность сожительственной формы отношений связана с глубинным страхом перед близкими межличностными отношениями и, вытекающими из них обязательствами.
Роль родительской семьеॱ вॱ подготовкеॱ подрастающегоॱ поколенияॱ кॱ семейнойॱ жизниॱ сложно переоценитьॱ: уॱ детей создаются представленияॱ оॱ семьеॱ иॱ бракеॱ, формируютсяॱ установкиॱ детейॱ кॱ вопросам пола, ихॱ отношениеॱ кॱ противоположномуॱ полу. «Культура взаимоотношения супругов является для детей нагляднымॱ иॱ самымॱ главнымॱ урокомॱ семейнойॱ жизниॱ, иॱ во многом определяет их установкиॱ наॱ бракॱ иॱ семьюॱ». Соответственноॱ можноॱ сделатьॱ выводॱ что родительская семьяॱ играетॱ важнуюॱ рольॱ вॱ формированииॱ брачноॱ-семейныхॱ установокॱ молодежиॱ и оказываетॱ влияниеॱ наॱ брачноॱ-семейныеॱ установки, в независимо от ее состава.
«Семья — этоॱ социальныйॱ институтॱ, которыйॱ удовлетворяетॱ индивидуальныеॱ потребностиॱ членовॱ семьиॱ, осуществляет их первичную социализациюॱ, выступаетॱ посредникомॱ воॱ взаимосвязиॱ личности и общества». Семье как малой группеॱ присущиॱ свояॱ неповторимаяॱ культураॱ, личныйॱ контактॱ междуॱ членами группы, сплоченность, определенныйॱ эмоциональныйॱ климат, интимность отношений, гомогенности и т.д.
Также семья выполняетॱ рядॱ функцийॱ: хозяйственноॱ-экономическаяॱ, репродуктивнаяॱ, регенеративнаяॱ, образовательноॱ-воспитательнаяॱ, рекреативнаяॱ, безопасности. Выделяют такжеॱ различныеॱ типыॱ семейॱ: поॱ количествуॱ брачныхॱ партнеровॱ, поॱ юридическомуॱ оформлению брачныхॱ отношенийॱ, по структуре власти в семье, по количеству детей, наличию родителейॱ, поॱ количествуॱ поколенийॱ вॱ семьеॱ. Относительноॱ понятийॱ «бракॱ» и «семья» нужно отметитьॱ, чтоॱ междуॱ нимиॱ существуетॱ тесная взаимосвязь.
Социальная сущность брака определяется, вॱ конечномॱ счетеॱ, господствующимиॱ общественнымиॱ отношениямиॱ, она также испытывает влияние политики, праваॱ, нравственностиॱ, религииॱ. Вॱ светеॱ проблемॱ современного общества, смены системы ценностей большое распространениеॱ получилоॱ такоеॱ явлениеॱ какॱ гражданскийॱ брак. Когда-то под термином «гражданскийॱ бракॱ» подразумевалиॱ семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилосьॱ наॱ семейныеॱ союзыॱ, не признанные не только церковью, но и государствомॱ. Союзॱ считаютॱ гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведетॱ общееॱ хозяйство в течение месяца. Брачные отношения можно выделить в особуюॱ группуॱ отношенийॱ, которыеॱ могутॱ характеризоватьсяॱ различнымиॱ типамиॱ отношенийॱ.
Вॱ своейॱ дипломнойॱ работеॱ яॱ раскрылаॱ сущностьॱ понятияॱ «семьяॱ», «брак» и «брачно-семейныеॱ установкиॱ», рассмотрелаॱ иॱ охарактеризовалаॱ феноменॱ гражданскогоॱ бракаॱ; выявилаॱ и охарактеризовала доминирующиеॱ факторыॱ, влияющиеॱ на отношение молодежи к браку и семье в целомॱ; проанализировалаॱ ценностныеॱ ориентацииॱ молодежи в области брачно-семейных отношениях и определила рольॱ составаॱ семьиॱ воॱ влиянииॱ наॱ молодежьॱ. Поставленныеॱ целиॱ и задачи былиॱ достигнутыॱ.
Воॱ всеॱ временаॱ системаॱ социальныхॱ ценностейॱ, составляющихॱ основуॱ жизненного самоопределенияॱ личностиॱ, усваиваласьॱ молодежьюॱ в ходе тесного взаимодействия с людьми старшего поколения, передающимиॱ свойॱ опытॱ молодымॱ черезॱ практику личной жизни и в процессе идеологическойॱ работыॱ государственныхॱ институтовॱ воспитанияॱ. Однакоॱ вॱ настоящее время социализация современных молодыхॱ людейॱ осуществляетсяॱ вॱ условияхॱ повышеннойॱ автономииॱ, в связи, с чем усилилосьॱ избирательноеॱ отношениеॱ молодежиॱ кॱ своемуॱ социокультурному наследию, опыту предшествующих поколений. Поэтому выявлениеॱ приоритетныхॱ ценностейॱ, касаемоॱ семьи и брачно-семейных установок, которыми руководствуется современнаяॱ молодежьॱ — одноॱ изॱ важнейшихॱ направленийॱ работыॱ всех государственных структур, занимающихся вопросамиॱ семьиॱ иॱ молодежиॱ. Полученныеॱ вॱ ходеॱ исследованияॱ данныеॱ могут быть использованы дляॱ рекомендацийॱ государственнымॱ органамॱ иॱ структурамॱ Россииॱ дляॱ диагностикиॱ семейноॱ-брачных отношенийॱ иॱ принятиюॱ мерॱ дляॱ своевременного решения проблем изложенных в данной дипломнойॱ работеॱ. Такжеॱ возможно создание на основе данной работы, определенных программ, в которыеॱ будутॱ вовлеченыॱ молодыеॱ людиॱ сॱ цельюॱ просвещения и формирования в сознанииॱ современногоॱ поколенияॱ правильногоॱ представленияॱ оॱ семейно-брачных отношениях и ценностных ориентацийॱ вॱ целом.