Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.
Введение…………………………………………………………….3
Экспериментальное исследование по теме «Взаимосвязь гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста и нарушений семейных взаимоотношений»..6
Заключение……………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………28
Приложения
Я проходила научно- исследовательскую практику в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида №50 в городе Златоусте. Тема моего экспериментального исследования «Взаимосвязь гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста и нарушений семейных взаимоотношений».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что гиперактивность является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследовании, им страдают от 2.2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. А одним из факторов, способствующих развитию гиперактивности у детей это неблагоприятная обстановка в семье. СДВГ переводится, как синдром дефицита внимания, и никто не может лучше справиться с задачей обеспечения внимания, чем семья.
Проблема исследования заключается в том, что с гиперактивными детьми сталкиваются очень многие родители, воспитатели, педагоги, да и обычные люди, которые их окружают. Однако вопрос об изучении факторов, влияющих на гиперактивность ребенка остается открытым. И многие даже не подозревают, что одним из важных факторов является обстановка в семье. Из –за незнания взрослые не всегда могут выстроить путь решения данной проблемы. Поэтому мы собираемся глубоко изучить взаимосвязь гиперактивности ребенка и неблагоприятной обстановке в семье и разработать рекомендации по коррекции гиперактивных детей, а также помочь родителям правильно с ними общаться.
В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между потребностью коррекции гиперактивных детей и недостаточном уровне понимания корня этой проблемы.
Психолого-педагогический аспект актуальности исследуемой проблемы обусловлен задачами гуманизации общества, ориентацией на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждого ребенка, понимания гиперактивных детей и создания благоприятного климата в семье, что предполагает подготовку специалистов психологической направленности, обладающих определенными профессиональными навыками.
Изучением педагогических аспектов проблем гиперактивных детей занимались М. Пассольт, И. Л. Арцишевская, Е. К. Лютова, О. В. Токарь и др. Интерес к данной проблеме все больше расширяется в современном обществе, появляется ряд теоретических и экспериментальных работ, посвященных коррекции гиперактивных детей и выявлению факторов, влияющих на них.Таким образом, на основании вышеизложенного нами была обозначена цель нашего исследования.
Цель исследования: Теоретически обосновать особенности гиперактивных детей и факторы, способствующие гиперактивности, выявить связь между гиперактивностью детей старшего дошкольного возраста и нарушением семейных взаимоотношений и разработать рекомендации по возможной психологической коррекции гиперактивных детей в рамках семьи..
Объект исследования: Гиперактиные дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Неблагоприятная взаимоотношения в семье, как фактор развития гиперактивности у детей.
Противоречие исследования:
Каковы особенности гиперактивных детей старшего дошкольного возраста?
Выполнение каких психологических рекомендаций приведет к коррекциигиперактивных детей в семейных условиях?
Гипотеза исследования: Возникновение гиперактивности детей старшего дошкольного возраста взаимосвязано с неблагоприятными взаимоотношениями в семье ребенка.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
— Изучить степень разработанности проблемы особенности СДВГ детей старшего дошкольного возраста в психолого- педагогической литературе;
— Описать специфику семей, в которых просматривается неблагоприятные взаимоотношения;
— Экспериментально апробировать психолого-педагогические условия, направленные на коррекцию гиперактивных детей в детском саду и совместно с родителями;
— Разработать рекомендации по психологической коррекции гиперактивных детей для родителей и педагогов.
Теоретико — методологическую основу исследования составляют: идеи системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М. Месарович, Г.Н. Сериков, М.Н. Скаткин), деятельностного (М.С. Каган, А.Н.Леонтьев, К.К. Платонов) подходов; философско-педагогические основы формирования ценностных ориентаций личности (А.В. Кирьянова, В.А. Ядов) и др.
База исследования: гиперактивные дети подготовительной к школе группы детского сада (6-7 лет) и их родители.
Структура исследования: состоит из введения, основной части исследования, заключения, списка используемой литературы, приложения.
В экспериментальном исследовании на тему «Взаимосвязь гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста и нарушений семейных взаимоотношений» я провела диагностику детей экспериментальной группы с предполагаемым синдромом гиперактивности. Но цель моей работы было не только коррекция гиперактивных детей,но и нахождение взаимосвязи гиперактивности детей с нарушениями семейных взаимоотношений. В данном исследовании эта взаимосвязь была найдена, так как гиперактивность – это синдром недостатка внимания, а если в семье нарушены семейные взаимоотношения, например: родители в разводе, то в данных случаях папа почти не уделяет времени общению со своим ребенком, мама в связи с тем, что она несет всю ответственность за воспитание ребенка и где-то не всегда удачно, многое позволяет своему чаду. В данном исследовании мной были даны рекомендации не только по коррекции гиперактивных детей, но и рекомендации для их родителей о том, как создать благоприятную обстановку в семье для их ребенка и как с таким ребенком нужно общаться, вести себя.
Симптомы гиперактивноти становятся причиной нарушения межличностных отношений со сверстниками, педагогами, родителями, что усиливает конфликты и деструктивное поведение ребенка с СДВГ. Часто, взрослые, окружающие такого ребенка, видят лишь «девиантное» поведение и не замечают его талантов и нетревиальных умственных способностей. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, — это приводит к ухудшению учебных результатов, у него снижается познавательная мотивация, формируется хроническая неуспешность.
Проблема данного эксперимента заключалась в том, что для получения значимого результата, необходим более долгий срок исследования и коррекции. Также необходим систематический комплексный подход, при котором снижается эмоциональное напряжение ребенка, что способствует более полной реализации его возможностей. Еще одно важное правило — необходимо следовать принципам поэтапности и индивидуализации обучения. Поэтому я разработала тренинг по тренировке важных характеристик для гиперактивного ребенка.
Статистический анализ результатов исследования гиперактивных детей 6—7 лет свидетельствует об эффективности проведенной нами коррекционно-развивающей программы в группе дошкольного образовательного учреждения и верности выдвинутой нами гипотезы исследования.