Дипломная работа: Налоги как источник формирования финансовых ресурсов государства

Дипломная работа: Налоги как источник формирования финансовых ресурсов государства

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА 8
1.1. Сущность, экономическое содержание и состав финансовых ресурсов государства 8
1.2. Бюджет как основное звено государственных финансов 13
1.3. Характеристика и порядок формирования налоговых доходов бюджетов 19
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА 37
2.1. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета 37
2.2. Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета 43
2.3. Анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета 46
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА 50
3.1. Современные проблемы формирования налоговых доходов 50
3.2. Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84

Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Налоговые поступления составляют основную долю доходов государственного бюджета страны, поэтому порядок и регламентация их взимания представляют особую важность. За время существования категории налога и налоговых платежей российское законодательство претерпело массу изменений. Если на стадии становления системы налогообложения понятие налога имело широкий обобщающий смысл, то в настоящее время категория налога приобрела определенную дифференциацию.
Основной перелом системы налогообложения произошел с принятием Налогового кодекса Российской Федерации, а именно его первой части.
Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
— отдельной группы налогов(например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
— конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
— отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
— конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.
К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема дипломной работы является актуальной.
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.
Финансовая система— это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
— государственный бюджет,
— внебюджетные фонды,
— государственный кредит,
— фонды страхования,
— фондовый рынок,
— финансы предприятий различных форм собственности.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов и других платежей на развитие экономики страны нужно, чтобы анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета предшествовал принятию взвешенных решений в указанной сфере. Так как поиск факторов, оказывающих влияние на доходную часть федерального бюджета, имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, что и выражает актуальность выбранной темы.
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Объект исследования: экономические отношения, возникающие в процессе формирования финансовых ресурсов государства.
Предметом исследования налоговая система Российской Федерации и ее влияние на доходную часть федерального бюджета.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
-изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
-анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
-определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.
Практическая значимость работы состоит в том, что произведен горизонтальный и вертикальный анализ налоговых доходов государства, рассмотрены современные проблемы формирования налоговых доходов и предложены меры по их увеличению в бюджете.
Методологической основой исследования послужили диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.

В дипломной работе проведено исследование налогов как основного источника формирования финансовых ресурсов государства.
Финансовые ресурсы — это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.
Финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов: валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.
Финансы — одна из самых сложных экономических категорий. В целом это совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использованием денежных ресурсов. В традиционном курсе отечественной экономической науки под финансами было принято понимать, с одной стороны, определенные производственные отношения, а с другой — движение средств.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.
В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определена как «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Организация бюджетной системы и принципы ее построения являются бюджетным устройством.
К налоговым доходам бюджета, согласно БК РФ, относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В апреле 2007 года внесены уточнения в БК РФ, касающиеся зачисления в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации налога, взимаемого в виде стоимости патента, государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями, а также за совершение нотариальных действий, сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, платы за негативное воздействие на окружающую среду, в бюджеты муниципальных районов – налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, взимаемых на межселенных территориях, и других доходов. Данные поправки не предусматривают изменения распределения доходов между бюджетами разных уровней.
Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности — инструмент перераспределения национального дохода.
Первая форма проявления сущности налогов — это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Сейчас налоги — важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.
Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидкам и освобождениями) позволяет воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития научно-технического прогресса, осуществление социальной политики обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.
Налоговая система Российской Федерации представляет собой основанную на опре¬деленных принципах систему урегулированных нормами права, складывающихся в сфере налогообложения общественных отношений субъектов права.
Элементами (подсистемами) налоговой системы Российской Федерации являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы МВД, налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности. Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
В первой главе данной работы рассмотрены сущность, экономическое содержание и состав финансовых ресурсов государства, бюджет как основное звено государственных финансов, порядок формирования налоговых доходов государства, дана характеристика налоговой системы Российской Федерации.
Кроме того в этой главе выявлена важная экономическая, социальная и политическая роль налоговых доходов бюджета в национальной экономической системе, а также рассмотрены особенности их формирования и закономерности развития.
Во второй главе проведен анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета, а также динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета.
В этой главе рассмотрены особенности доходов бюджета, изменение их структуры. При этом описательный подход сочетается с анализом воздействия бюджетных доходов на показатели социально-экономического развития национального хозяйства.
Показано, что наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит увеличение удельного веса.
В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.
В третьей главе рассмотрены современные проблемы формирования налоговых доходов и их увеличение в федеральном бюджете государства.
Кроме того, в данной главе выделены проблемы формирования доходов бюджета, которые тормозят экономическое развитие страны.
Также, глава посвящена предложениям по совершенствованию формирования доходной части бюджета. В ней проанализирована адекватность официальных предложений для быстрого и эффективного решения обозначенных в аналитической части проблем.
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
Весьма серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:
1) федеральные налоги и сборы;
2) налоги и сборы субъектов Федерации;
3) местные налоги и сборы.
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.
Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.
Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.
Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача — обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания.

Поиск в базе готовых дипломных работ.