Дипломная работа: Специфика межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития

Дипломная работа: Специфика межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение………3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ………6
1.1. Общепсихологический аспект проблемы общения………6
1.2. Возрастной аспект проблемы общения………16
1.3. Особенности коммуникативных умений и навыков дошкольников с зпр………21
Выводы по I главе………25
Глава II
ЭКСПЕРИМЕНТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ дошкольников С ЗПР…………27
2.1. Цели, задачи и методики экспериментально-диагностического исследования………27
2.2. Сравнительный анализ полученных данных экспериментального исследования межличностных отношений дошеольниковс зпр……34
Выводы по II главе………41
Глава III ПУТИ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР………42
3.1. Основные направления работы по коррекции коммуникативных навыков детей с зпр………42
3.2. Содержание коррекционно-развивающего воздействия на межличностные отношения дошкольниковс зпр………44
Заключение………65
Список литературы………68
Приложение………73
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования состоит в том, что ребенок живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Через отношения людей друг к другу развертывается все богатство связей общения, определяющее общественную, коллективную силу человека. В ходе общения с другими людьми (родителями, педагогами, сверстниками, просто окружающими людьми), ребенок познает мир, учится жить в нем. Социальная среда выступает для ребенка той действительностью, в которой он готовится к самостоятельной жизни.
Рассматривая коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных отношений, необходимо обращать особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в нем межличностных отношений, их характер и закономерности, на психологический климат коллектива и его воздействие на общую деятельность. Для ребенка коллектив, в котором он находится, — это своего рода и дом, и семья, и школа. Назначением дошкольного коллектива является создание условий для всестороннего и свободного развития личности каждого ребенка. Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности. Личность является неотъемлемой составляющей частью коллектива, а коллектив в свою очередь, влияя на личность ребенка, формирует ее.
Сфера межличностного общения в дошкольном возрасте за последние годы привлекала внимание многих исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания стали предметом изучения философов и социологов [Б.Д. Парыгин, 1971; И.С. Кон, 1978], психологов и педагогов в области возрастной и детской психологии [Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова 1967; Я.Л. Коломинский, 1976, 1981; Л.Ф. Обухова 1996; В.А. Дубровина И.В. 2000]. И это не случайно, ведь именно в этом возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины проблем во взаимоотношениях и изменить положение ребенка в группе.
Важнейшим звеном развития ребенка в рассматриваемый период является развитие интеллектуальной сферы, которая оказывает значительное влияние на развитие всех других сторон психики ребенка. В младшем школьном возрасте наиболее высокими темпами развивается личность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, усиливаются все более тесные индивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.
Наше исследование посвящено изучению особенностей межличностных взаимоотношений детей подготовительной группы с зпр,т.е. тому, как влияет “умение общаться” на отношения ребенка с его ближайшим окружением — со сверстниками его группы. Дети, с которыми мы будем работать, перешли из обычных садовдетского сада в коррекционный детский сад, и в этой связи то, насколько они умеют общаться, приобретает особое значение.
Объект исследования — межличностные отношения детей подготовительной группы ЗПР.
Предмет исследования — особенности межличностных отношений в группе, коллективе детей дошкольного возраста возраста.
Цель исследования — изучить процесс становления межличностных отношений в группе детей.
Задачи исследования:
— изучить состояние разработанности проблемы межличностных отношений в общей и специальной литературе;
-отобрать наиболее значимые критерии оценки особенностей межличностных отношений;
— проанализировать методы и методики диагностики;
— сформировать блок методик для изучения характера и закономерностей межличностных отношений, психологического климата коллектива, положения личности в коллективе;
-провести экспериментально-диагностическое исследование, количественно и качественно проанализировать диагностические материалы;
-на основе диагностики предложить коррекционную программу.

Общение — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Общение прежде всего является решающим условием становления каждого человека как личности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие. Результаты специальных исследований говорят о том, что ограничение контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных способностей.
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития больше ориентированы на отношения со взрослыми, менее успешны и самостоятельны в решении конфликтных ситуаций со сверстниками, более агрессивны. В целом позиции детей свойственны обвинения окружающих в большинстве конфликтных ситуаций, нередко отмечается безразличное отношение к ситуации общения, пассивность в принятии решений, малая эмоциональность.
Хорошее знание педагогом индивидуально-психологических способностей учащихся, постоянное наблюдение за их межличностными отношениями дадут ему возможность предупреждать появление аффектов неадекватности и последовательно улучшать групповую совместимость детей.
Диагностика и коррекция — процессы взаимосвязанные, причем коррекцию можно начинать уже в процессе диагностики отклонений в психическом развитии. На основе данных диагностики строится программа коррекционных занятий.
Причиной многих трудностей детей является недостаток тепла, ласки и уверенности в любви взрослых, испытываемый даже детьми из внешне благополучных семей. Поэтому любой шаг навстречу ребенку, похвала помогают детям, дают им чувство комфорта и защиты. Взрослым нужно помнить, что инициатором общения с детьми должны быть именно они, а не ребенок, который не всегда может подойти и попросить поиграть или поговорить с ним. Это в первую очередь относится к тревожным, неуверенным в себе детям, которым такое общение просто необходимо.
Нужно помнить и о том, что даже в конфликтных ситуациях никогда нельзя оценивать личность ребенка, следует говорить только о его плохом поступке. Некоторые слова (например, какой же ты неловкий. От тебя никогда никакой радости, одни огорчения. Опять ты обидел кого-то из ребят, какой же ты злой) способствуют снижению самооценки ребенка, которая ни в коем случае не должна переходить в отрицательное отношение к себе.
При оценке поведения детей нужно исходить и из результатов проведенной диагностики. Детям демонстративным с завышенной самооценкой, необходимо предоставить возможность проявить себя, получить необходимую для них похвалу. Однако эта оценка должна быть объективной, иначе похвала любой деятельности, любого продукта творчества, даже не очень высокого качества, может принести больше вреда, чем пользы. Поэтому нужно выявить и сделанные ребенком ошибки, доброжелательно указывая на них и подсказывая путь к их исправлению.
Оценка детей неуверенных, с заниженной самооценкой, должна строиться по другому принципу. В начале коррекции поощряется любая активность детей.
Главное правило коррекции — установление теплых, доверительных отношений с ребенком. Необходимо снять “барьеры в общении”, то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Откликнувшись на теплое, заинтересованное отношение, дети постараются сделать все, чтобы оправдать его, заслужить любовь взрослого. А это самая лучшая основа для любой коррекционной работы.
Способом и средством коррекции недоразвития коммуникативных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер с целью адаптации ребенка и улучшения его межличностных отношений является изменение его отношения посредством организованного общения. Следовательно, можно заключить, что ведущим принципом коррекционного воздействия в условиях педагогического общения должно быть формирование у детей положительного отношения к самому процессу общения, другим людям, самим себе и своим возможностям.

Поиск в базе готовых дипломных работ.