Дипломная работа: Экстремальное путешествие на телеэкране: российский и зарубежный опыт

Дипломная работа: Экстремальное путешествие на телеэкране: российский и зарубежный опыт

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНАХ ПУТЕШЕСТВИЙ: ОТ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ 6
§1. ИЗ ИСТОРИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ: ИХ ПУТЬ ДО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ЭКРАНА 6
§2. ТРЭШ-ЭСТЕТИКА КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «ШОКОДОКУМЕНТАЛИСТИКИ» 17
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ 23
§3. РИСК, ОПАСНОСТЬ, ПОДВИГ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧАХ ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ 23
§4. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММ ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Программы о путешествиях всегда вызывали интерес у зрителя, ведь благодаря таким программам можно совсем близко увидеть то, что находится очень далеко: что-то тайное и неизвестное, побывать в таких местах, куда добраться обычному человеку сложно. Сегодня каждый из нас может путешествовать не выходя из дома. Современное разнообразие телевизионных программ о путешествиях позволяет зрителю, не вставая с дивана, погружаться в новый, неизведанный и загадочный мир других стран и континентов. Особенность программ о путешествиях в том, что они носят не только развлекательный характер, они также расширяют кругозор человека, формируют познавательный интерес и интерес к природе, воспитывают эстетические чувства.

Отдельную нишу на телевидении занимают программы об экстремальных путешествиях. Передачи подобного рода вызывают особый интерес у зрителя. А для авторов программ это, как ни странно, возможность вывести зрителя за границы дивана, на котором он сидит, окунуть его в совершенно незнакомый и дикий мир. Передачи об экстремальных путешествиях отличаются тем, что в них показан не только необычный и новый мир, но также и возможности человека. Например, чего могут достичь люди, борясь со стихией или повстречав дикого животного или просто оказавшись в непредвиденной ситуации. Волей не волей, но зритель ситуацию на экране проецирует на себя: задумывается, а что сделал бы он в подобном случае. Да и обычная жизнь порой ничем не отличается от дикой, поэтому увиденные на экране навыки вполне могут пригодиться и в повседневной жизни.

Передачи об экстремальных путешествий интересны современной аудитории, потому что дают заряд ярких эмоций, позволяют зрителю, не выходя из дома, получить долю адреналина. Поэтому программы о рискованных, экстремальных путешествиях занимают свою прочную позицию в современном развлекательном телевещании. В этом мы видим актуальность темы работы.

Цель исследовательской работы – выявить тенденции развития экстремальных путешествий на телеэкране.

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • на основании анализа исторического материалов по теме экстремальных путешествий выявить основные направления развития путевых очерков;
  • определить в произведениях теле- и кинопутешествий прошлого века и современных программ творческие установки их авторов;
  • выявить типологические характеристики экранных форм экстремальных путешествий.

Теоретической основой послужили работы таких теоретиков и историков кино и телевидения как В.Л.Цвика, Г.В.Кузнецова, С.А.Муратов, В.Ф.Познина, С.Н.Ильченко, Н.Баладинского, И.Показаньевой, С.А.Белянинова, В.В.Егорова.

Но так как тема экранных экстремальных путешествий мало освещена в учебниках учеными и теоретиками журналистики, также в работе использовались материалы из различных печатных изданий таких, как «Сеанс», «Вокруг света», «Искусство кино», «GEO», а также интервью с режиссерами и критиками.

Эмпирическим материалом помимо современных передач таких, как «Охотник на крокодилов» Стива Ирвина, «Выжить любой ценой» Беара Гриллса и «Рейтинг» Баженова, послужили также дневниковые записи известных путешественников (М.Поло, Ф.Магеллан, Д.Кук), литературные художественные произведения (Г.М Стэнли, Ж.Верн, Д.Дэфо), документальные и художественные фильмы (Г.Джакопетти, Р.Флаэрти, Б.Вайлати), посвященные экстремальным путешествиям.

Предметом исследования стали содержательные характеристики экранных произведений об экстремальных путешествиях.

Основными методами исследования являются сравнительно-описательный и биографический, применяется также исторический и типологический подходы в освещении темы.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе в историческом аспекте идет речь о зарождении письменных и экранных форм рассказов об экстремальных путешествиях, делается попытка их типологизации. Во второй главе рассматриваются различные типы этих произведений на современном эмпирическом материале.

Анализ теоретического и эмпирического материала позволил выявить несколько типов экранных произведений об экстремальных путешествиях.

В первую группу мы включаем те экранные произведения, в которых показываются экстремальные явления, что-то из ряда вон выходящее за пределы наших представлений о действительности. Это скорее путешествия за экстремальным, нежели экстремальные путешествия. Авторы отбирают в своих путешествиях такие факты из жизни местных жителей, которые приводят зрителя в шок. Эта информация может быть не связана с риском или опасностью ни для авторов, ни для героев, но удивляет зрителя, шокирует, ужасает.

Чаще всего эти экранные произведения выполнены в стилистике трэша. Яркими примерами этого направления являются документальные фильмы Гультиеро Джакопетти «Прощай, Африка», «Собачья жизнь», Бруно Вайлати «Дневник Нептуна» и программа «Мир наизнанку» с Дмитрием Комаровым. Три экранных произведения хоть и связывает то, что в них зритель видит ужасающие, пугающие и ввергающие в шок кадры, тем не менее, они различны. Джакопетти в своих фильмах показывает жизнь такой, какая она есть, не приукрашенную ничем, со всеми ее отвращениями, чем вызывает у зрителя шок, но скорее негативного характера. Также Джакопетти использует документальные съемки, в отличие от Бруно Вайлати. В «Дневнике Нептуна» режиссер удивляет зрителя постановочными кадрами, которые не менее впечатляющие, чем естественные. Современная программа Дмитрия Комарова является смесью описанных выше двух произведений. В «Мире наизнанку» ведущий действительно показывает обратную сторону жизни. Он путешествует по экзотическим странам и знакомится с местным населением, которое порой не прочь полакомиться ведущим, пробует необычные блюда традиционной кухни разных племен и народов. Эта программа также содержит шокирующие кадры, но восприятие их зрителями положительное, это  происходит благодаря манере подачи материала  ведущим: с эмоциями, юмором, уважением к героям программы.

Во вторую, более многочисленную группу, мы включаем экранные произведения, посвященные экстремальным, опасным путешествиям. Путешествиям, связанным с риском и опасностью, порой смертельной. В таких программах путешествующий герой или автор (он же экранный герой) борется за жизнь, как правило, со стихией, будь то шторм, непроходимые горы,  палящее солнце, трескучий мороз и прочие  неприятные природные явления, встающие на пути путешественника. Но с которыми он не боится справиться, как герои документальных фильмов Роберта Флаэрти и Тура Хейердала или современный путешественник Федор Конюхов. На этот риск (встретиться со стихией лицом к лицу) они идут обдуманно, преследуя каждый разные цели. Флаэрти и Хейердал научные (Флаэрти изучал «брошенные» народы, которым приходилось жить в жестких условиях, а Хейердал хотел доказать собственную научную гипотезу), Конюхов – самопозновательные.

Иногда опасность представляют и встречающиеся на пути люди, животные. Борьба за жизнь ведется в диких непривычных для героя условиях. Но трудно сказать, что Стив Ирвин чувствовал себя неуютно среди огромных и опасных крокодилов, которых изучал, ловил и с которыми контактировал в программе «Охотник на крокодилов». Для этого человека не было опасных животных, просто для каждого нужен свой подход, о чем рассказывает обаятельный ведущий в своих программах. И с чем согласен Кейси Андерсон, ведущий программы «Дикая Америка», который позволяет зрителю приблизиться к самым опасным животным. Эти программы схожи своей репортажной подачей – ведущий неотъемлемый участник того, что происходит на экране.

В этой второй группе мы особо выделяем  те передачи, в которых экстремальные ситуации смоделированы, либо реконструированы создателями передач, и задача героев продемонстрировать способы благополучного выхода из смертельно опасной ситуации. Например, такие программы, как «Выжить любой ценой», «Рейтинг Баженова», «Голое выживание» и «Выжить вместе» и другие объединяет схожесть подачи материала: это опять же репортажные съемки, непосредственное участие ведущего в происходящем. В каждой программе герой борется за выживание, отличается  лишь место, где это происходит: необитаемый остров, открытый океан, джунгли или пустыня. У этих передач задачи не только показать жестокую реальность, а помочь с ней справиться.

Такие программы могут быть инструкциями в экстремальных ситуациях. Их мы называем познавательными программами. Следует отметить, что их доля в телевизионном вещании постоянно растет, так как современный зритель относится к телевизионной информации довольно прагматично. Ему нужна полезная информация. К тому же смоделированные и постановочные ситуации могут быть  воплощены на экране в более яркой форме, так как у авторов есть больше художественных возможностей в создании и отборе материала.

Такие разнообразные подходы к подаче материала в экранном воплощении экстремальных путешествий свидетельствуют о том, что этот сегмент телевизионного контента активно развивается, обладает большими возможностями  в использовании выразительных средств, приемов и методов, дающих возможность авторам создавать яркий телевизионный продукт.

 

  • Дата: Май, 2015
  • Скачать: http://adf.ly/1frKB9

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.