Курсовая работа: Определение особенностей личности у старших дошкольников с помощью психографических тестов

Курсовая работа: Определение особенностей личности у старших дошкольников с помощью психографических тестов

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей личности у старших дошкольников.
1.1    Понятие личности в научных исследованиях.
1.2    Формирование личности
1.3     Возрастные особенности личности старших дошкольников.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей личности у старших дошкольников с помощью психографических тестов.
2.1 Программа научного исследования.
2.2 Анализ результатов исследования.
2.2.1 Анализ результатов исследования у дошкольников.
2.2.2 Анализ результатов исследования у младших школьников.
2.2.3 Сравнительный анализ характеристик личности у дошкольников и младших школьников и описание их особенностей.
Выводы
Заключения
Библиографический список
Приложения

Актуальность данной темы состоит в том, что в системе дошкольного воспитания большое место занимает изобразительная деятельность. Она позволяет осуществить такие важнейшие требования современности, как единство обучения и воспитания, комплексный подход к трудовому, идейно-нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию.
Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.
Изобразительная деятельность дает возможность раскрыть психологическое содержание индивидуальности, её связь с миром, особенности поведения, эмоциональное состояние, личностное развитие.Изобразительная деятельность детей является показателем их личностного развития.
Почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей, искусствоведов, биологов, психологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон.
Искусствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в истоки творчества, при помощи анализа этих рисунков подтвердить правильность тех или иных эстетических концепций.
Биологи, проводя сравнительные исследования детских рисунков и зачатков графической деятельности высших обезьян предполагают, что эти исследования могут служить одним из каналов информации биологическом родстве и различии животных и человека.
Педагоги обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей.
Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.
Чрезвычайно интересно проследить стадии приобщения ребенка к изобразительной культуре, т.е. стадии развития изобразительной деятельности растущего индивида. Понятно, что знание возрастных этапов и специфики детского рисунка в целом и его изобразительной деятельности в частности. И поэтому при индивидуальной диагностики важно уметь видеть отсчетную точку — ею в данном случае становятся возрастные закономерности развития изобразительной деятельности детей, позволяющие сделать заключение относительно общих и индивидуальных особенностей личности.
Проблема заключается в том, чтобы определить, какие именно общие и специальные психические способности, какие аспекты человеческой культуры присваиваются ребенком на каждом этапе развития изобразительной деятельности и в каких особенностях этой деятельности и ее продуктах проявляется такое присвоение.
Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний.
В 1887г. вышла книга итальянского исследователя Корадо Ричи «Дети — художники» (Болонья, 1887), которая в 1918г. была переведена на русский язык. В 1913г. выходит работа Жоржа Рума (Франция)»Графический язык ребенка».
В Германии изучение детского рисунка обобщается в работах К. Лампрехта. Ф. Флейдер в книге «Рождение образа». Авторы дают анализ зарождения и формирования образа в детском рисунке и переводят его в анализ возникновения и развития художественного творчества ребенка, идущего по определенной аналогии с развитием мирового искусства. Такое изучение детского рисунка в русле биогенетической теории дало возможность ученым расширить понятие о «развитии примитивной человеческой жизни вообще».
Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка имеет важное значение. Оно получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. Большую роль в развитии исследований детского рисунка сыграли работы А.В. Кларка, М. Линдстрома, Г. Кершенштейна, Е.Х. Кнудсена. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина.Е.И. Игнатьев, И.П. Сакулина, Г.В. Лабунская, З.В. Денисова, Д.Н. Бочерникова, В.С. Мухина.
Мощный толчок развитию этих исследований и вместе с тем оригинальный подход к анализу детских рисунков дали работы Х. Пиаже. Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов складывающихся у ребенка.
Согласно Ж. Пиаже, в процессе развития рисования у ребенка взамен смутно похожего символа возникает адекватный предмету образ, который представляет собой частный случай этого символа. Символическая игра постепенно переходит в конструирование макета, как можно более точно соответствующего предмету. В развитии символа автор усматривает двоякую тенденцию: с одной стороны, в своем развитии символ все более приближается к адекватному отражению, с другой — символ есть ступень развития «знакового сознания», которая подготавливает высшие формы знаков — условные знаки.
Выготский считает, что детский рисунок — это своеобразная «графическая речь», и раннюю мнемотехническую стадию этой «речи» можно считать предвестницей будущего письма.
Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом о том, что в нем изображается и, по — существу, не отличаются от словесного рассказа. Собственно — это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.
Таким образом, можно сказать, что изобразительная деятельность детей к настоящему времени изучена достаточно широко.
Объект исследования: Личность
Предмет исследования:
Цель исследования:
Задачи исследования:
1. Анализ психологической литературы по проблеме особенностей личности старших дошкольников
2. Вскрыть источники и механизмы образования и развития изобразительной деятельности, а также понять какие психические свойства и способности в ней формируются и как они влияют на развитие личности.
3.Анализ результатов исследования у дошкольников
4. Анализ результатов исследования у младших школьников
5. Сравнить особенности личности старших дошкольников с особенностями личности младших школьников.
Гипотеза исследования:можно предположить, что развитие личности у дошкольников будут иметь свои особенности по сравнению с развитием личности у детей младших школьников.
Методологическая основа исследования:
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Проективные методики: психогрфический тест М.Р. Друкаревича «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи» Л. Кормана
3. Методы математической обработки статистики данных: U-критерий Манна-Уитни.
Научная новизна: результаты исследования помогут расширить наши представления о особенностях личности и могут быть использованы в работе психологов.
Структура: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Рассматривая понятие «личность» можно сделать вывод о том, что личностью не рождаются, а становятся. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определённых защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает своё представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определённых способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
В основе многих теорий личности лежит представление о том, что личность как социально психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность её действий и предсказуемость её поведения, придаёт её поступкам закономерный характер. Рассмотрим некоторые из них.
Развитие самосознания. У старшего дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребёнка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Поиск в базе готовых дипломных работ.