Дипломная работа: Проект производства работ по строительному контролю и приёмочной диагностики участка автомобильной дороги М-4 «Дон»

Дипломная работа: Проект производства работ по строительному контролю и приёмочной диагностики участка автомобильной дороги М-4 «Дон»

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

  1. Исходная информация. Виды диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.
  2. Организация и технология работ по строительному контролю и приёмочной диагностики автомобильных дорог
  3. Последовательность работ по диагностике
  4. Расчёт обобщённого показателя транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги.
  5. Сметно-финансовый расчет
  6. Экология
  7. Требования охраны труда при проведении работ по диагностике
  8. Деталь проекта

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного, непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и других искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.

     Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический уровень и эксплуатационное состояние дороги.

     К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильных дорог и дорожных сооружений относят обеспеченную скорость и пропускную способность, непрерывность, удобство и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и общей массой, соответствующим категории дороги.

     На автомобильных дорогах общего пользования организуется дорожная служба, основной задачей которой является осуществление комплекса работ и мероприятий по ремонту и содержанию дорог и сооружений на них и организации движения, обеспечивающих требования к транспортно-эксплуатационным показателям дороги.

     Для обозначения указанной деятельности применяют вполне корректный термин «эксплуатация дорог», а также «дорожно-эксплуатационная служба». Фактически дорожная служба не эксплуатирует дорогу. Она её содержит, ремонтирует, обустраивает и организует движение транспортных потоков, т.е. обеспечивает функционирование дороги как транспортного сооружения. Эксплуатируют дороги автотранспортные предприятия и владельцы транспортных средств. Используют (эксплуатируют) многие дорожные сооружения участники движения – водители, пассажиры и пешеходы. Поэтому в общем виде под эксплуатацией автомобильных дорог понимают целесообразное и эффективное использование дорог автомобильным транспортом для перевозки пассажиров. Применительно к дорожной отрасли более правильным будет термин «техническая эксплуатация дорог и организация движения», под которым следует понимать систему планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работ, а также организационно-технических мероприятий, обеспечивающих удобное и безопасное движение автомобилей и наиболее эффективное использование дорог для перевозки грузов и пассажиров.

     В состав работ по содержанию и ремонту дорог входит изучение и анализ условий работы дороги и условий движения транспорта на ней; постоянный уход за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, поддержание их в чистоте и порядке; регулярные работы по содержанию дороги и периодические более крупные ремонты дорог и дорожных сооружений, озеленение,  архитетктурно-эстетическое оформление и обустройство дорог; разработка и реализация мероприятий по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния дороги и приведению их в соответствие с возрастающими требованиями движения, обеспечение его безопасности, совершенствование службы сервиса на дороге.

     Опыт показывает, что экономическая отдача средств, вложенных в ремонт и содержание дорог, в два-три раза превышает экономический эффект от каждого рубля, вложенного в строительство новых дорог. Поэтому необходимо объективно оценивать важность и социально-экономическую значимость работ по содержанию и ремонту существующих дорог. Состояние дорожной сети России таково, что задача повышения транспортно-эксплуатационных характеристик существующих дорог, приведения их в соответствие с требованиями движения и дальнейшего совершенствования становится в большинстве регионов страны более важной, чем строительство новых дорог.

     В современных условиях центр тяжести деятельности дорожных организаций постепенно и неуклонно переходит от строительства новых дорог к преимущественному сохранению, поддержанию и повышению технического уровня и эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог методами содержания, ремонта и реконструкции. Главной стала задача  повышения капитальности дорожных одежд, обеспечения высокой скорости, удобства и безопасности движения, инженерного оборудования и обустройства дорог, архитектуно-эстетического оформления и другие задачи, составляющие комплекс эксплуатационного обеспечения функционирования дорог.

     Это объективная закономерность, которая проявляется все более значительно. Ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,5-0,8%, а за пятилетний срок около 3% от общей протяженности этих дорог. С учетом перевода в сеть общего пользования сельских дорог этот прирост составляет около 3% в год для всех дорог. Следовательно, более 97% всех автомобильных перевозок осуществляется и будет осуществляться по старым дорогам, от состояния которых в первую очередь зависит эффективность работы автомобильного транспорта. По их состоянию судят о деятельности дорожной отрасли миллионы людей, пользующихся дорогами. Новые дороги сразу после ввода также нуждаются в постоянном эксплуатационном уходе и содержании.

     Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транспортной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства. Уровень развития и техническое состояние дорожной сети  существенно и многообразно влияют на экономическое и социальное развитие как страны в целом, так и отдельных её регионов.

     Экономическая реформа, перемены в социально-политическом устройстве Российской федерации существенно повышают требования к надежности и эффективности работы сети автомобильных дорог. Децентрализация экономики, системы управления, материально-технического обеспечения, снабжение населения потребительскими товарами привела к образованию большего числа предприятий и фирм, нуждающихся в бесперебойной доставке грузов без промежуточных перевалок и централизованного складирования по схеме «от двери к двери».

     Расширение самостоятельности регионов, развитие международной торговли существенно увеличили количество прямых транспортных связей между регионами, а также с зарубежными странами, портами, рекреационными районами. Быстрое развитие происходит в сфере торговли, обслуживания и связанных с ними отраслей, которые в силу своей спецификации тяготеют к автомобильному транспорту.

     Изменяется и схема расселения жителей Российской Федерации, особенно вблизи крупных и крупнейших административных и промышленных центров. С началом экономической реформы в малых городах и сельских районах высвободились значительные трудовые ресурсы, которые, не находя применения в местах проживания, устремились в крупные и крупнейшие административные и промышленные центры. Однако в крупных городах возможности покупки или строительства  собственного жилья ограничены большими ценами и отсутствием свободных территорий. В связи с этим в пригородных зонах ускоренно увеличивается численность населения, работающего и в целом тяготеющего к соседнему крупному городу. Все больше проявляется стремление людей приблизить свое жилье к природе, к экологически чистым рекреационным районам. Это привело к значительным размерам строительства загородных домов и дач, вследствие чего зона загородного жилого строительства вокруг крупных городов постоянно расширяется. При этом застроенные территории и поселки располагаются, в первую очередь, вдоль магистральных дорог, обеспечивающих быструю связь с местами работы, учреждениями образования, культуры, здравоохранения и т.д. Изменился и характер поездок в пригородных зонах. В результате этих изменений автомобильные дороги в пригородных зонах крупных городов испытывают большие перегрузки и требуют повышенного внимания к содержанию, своевременному ремонту и реконструкции.

     Существенное влияние на состояние дорог и условия движения автомобилей оказывают природно-климатические условия. Для территории России это имеет особое значение, поскольку на её огромном пространстве имеются самые различные климатические зоны: от субтропической до антарктической.

     Автомобильные дороги предназначены для удовлетворения потребностей общества и государства в автомобильных перевозках и должны обладать высокими потребительскими свойствами, к которым относятся: обеспеченная дорогой скорость, непрерывность, удобство и безопасность движения, пропускная способность и уровень загрузки движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с заданными габаритами, осевыми нагрузками и грузоподъемностью (общей массы), а также эстетичность и экологическая безопасность.

     От потребительских свойств дорог непосредственно зависят все основные технико-экономические показатели работы автомобильного транспорта, такие как производительность автомобилей, расход топлива, износ шин, затраты на обслуживание и ремонт, себестоимость перевозок и др. Поэтому количественное значение требований к потребительским свойствам дорог прямо связаны с основными параметрами и характеристиками автомобилей, допущенных к движению по дорогам общего пользования. К таким параметрам и характеристикам относятся габаритные размеры, осевые нагрузки и общие массы автомобилей, их динамические характеристики, свойства тормозных систем, подвесок, шин рулевого управления, электронных устройств управления и торможения и др. В свою очередь, потребительские свойства автомобильных дорог определяются сочетанием их параметров и характеристик, инженерного оборудования и обустройства с высоким уровнем эксплуатационного содержания.

     В течение длительного времени темпы роста объемов автомобильных перевозок, выпуска грузовых и легковых автомобилей опережали темпы роста протяженности дорог с твердым покрытием, что привело к нарастанию интенсивности движения на дорогах. Весьма существенным является то, что значительная часть протяженности существующих автомобильных дорог имеет тонкослойную дорожную одежду, способную пропускать в расчетных период автомобили с осевой нагрузкой не более 60 кН , в то время как автомобильная промышленность выпускает почти все грузовые автомобили и автобусы с параметрами выше расчетных для этой части дорог.

      Рост интенсивности движения и особенно доли в ней большегрузных автомобилей, автопоездов и автобусов привело к существенному возрастанию изнашивающего и разрушающего воздействия автомобиля на дорогу, следствием чего является рост потребности в ремонтно-восстановительных дорожных работах, увеличении их объемов. Эта тенденция в ближайшей перспективе будет неизбежно нарастать, чтобы обеспечить работоспособность существующих автомобильных дорог.

      Дорожные организации выполняют большой объем работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, организации и обеспечении безопасности движения. Ежегодно в России ремонтируется около 30 тыс. автомобильных дорог, расходы на эти цели возрастают на 20-30%.

      Указанные объемы работ позволяют сохранить существующую сеть дорог от разрушения, но явно недостаточны для приведения транспортно-эксплуатационного состояния дорог в соответствие с нормативными требованиями. Чтобы решить эту задачу, ежегодные объемы работ по ремонту и содержанию необходимо увеличить в 1,5-2 раза и боле.

     Созданная дорожная сеть – это национальное богатство страны, и она заслуживает к себе отношения именно как к национальному богатству, которое нужно беречь, преумножать и эффективно использовать. Этому посвящена вся деятельность дорожных организаций по ремонту и содержанию дорог.

Автомобильная дорога представляет собой комплекс сооружений, предназначенный для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортных средств с расчётными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно – климатических условиях.

 

Роль строительного контроля

    Вопросы соблюдения качества строительства всегда имеют высокую актуальность. Немалая роль в этом принадлежит органам Государственного строительного надзора в области строительства. Другой не менее важной функцией поддержания высокого качества строительства является контроль качества строительства на разных его этапах, начиная с разработки проектной документации до ввода в эксплуатацию объекта строительства.

Необходимость обеспечить качество строительства, надзор за безопасностью работ, а при необходимости, обеспечить мониторинг стоимость услуги для заказчика.

    Строительный контроль призван уследить за выполнением стандартов, нормативных актов, установленных законодательством Российской Федерации. Наличие многочисленных неквалифицированных рабочих сегодня остро поднимает тему порядка строительного контроля.

    Строительные фирмы, которые ценят качество выполняемых работ и материалов, со всей ответственностью относятся к своевременному выявлению брака и непредвиденных отрицательных моментов в ходе строительства и после сдачи дома. Поэтому они тщательно изучают порядок строительного контроля служб, которые будут проверять качество строящихся объектов.

    Специальные службы, проводящие контроль качества, согласно порядку строительного контроля, обязательно проверяют всю сметную и проектную документацию, изучают расчеты сроков и расчеты стоимости объекта. Проводится экспертиза строительных материалов с помощью специального оборудования. Ассоциация строителей России (АСР) по предложению Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору (Ростехнадзор) разработала концепцию совершенствования строительного контроля на территории России, говорится в сообщении Департамента общественных связей АСР.

    Как отмечается в сообщении, необходимость разработки концепции связана с тем, что в Градостроительном кодексе РФ предусмотрена норма, согласно которой порядок проведения строительного контроля должен устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Однако до настоящего времени такого нормативного правового акта нет. Это существенно затрудняет процедуру проведения строительного контроля и, следовательно, не обеспечивает надлежащую безопасность объектов капитального строительства.

 

Для анализа работы дороги и своевременного назначения и проведения ремонтных мероприятий, обеспечения оптимального финансирования оценивают состояние дорог и сооружений на них. Оценку выполняют по результатам диагностики.

Диагностика автомобильных дорог и дорожных сооружений – обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях работы для прогнозирования возможных нарушений функционирования автомобильной дороги. Диагностика и оценка состояния дороги проводится систематически через определённые промежутки времени на протяжении всего срока службы дороги и дорожных сооружений. Состав и объём работ по диагностике транспортно-эксплуатационного состояния зависит от вида и периодичности обследования дорог.

Результаты диагностики вводят в автоматизированный банк дорожных данных (АБДД), который находится в управлении дорогой или в управлении сетью автомобильных дорог. АБДД работает в трёх режимах: режим пользователя, оператора и администратора.

По результатам диагностики и оценки состояния дороги выявляют участки дорог, не отвечающие нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию и, руководствуясь «Классификацией работ по ремонту и содержанию дорог общего пользования», определяют  виды и состав основных работ и мероприятия по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения транспортно-эксплуатационного состояния.

Автомобильные дороги представляют собой комплекс сооружений, предназначенный для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортных средств с расчётными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно-климатических условиях.

Для анализа работы дорог, своевременного назначения и проведения ремонтных мероприятий, обеспечения оптимального финансирования организаций, занимающихся содержанием и ремонтом, оценивают состояние автомобильных дорог и сооружений на них. Оценку выполняют по результатам проведения диагностики.

Диагностика является одним из основных звеньев управления транспортно — эксплуатационным состоянием автодорожного комплекса, способствующих его развитию и совершенствованию, позволяющих более эффективно использовать людские, материальные и технические ресурсы. На основании результатов диагностики прогнозируют образование дефектов и разрушений, что в свою очередь позволяет своевременно назначать и выполнять ремонтные мероприятия, повышающие уровень надёжности работы автодорог и обеспечивающие беспрепятственный, безопасный  пропуск транспортных средств с расчётными скоростями в любых дорожно-климатических условиях. Основной задачей  диагностики является выявление участков, на которых фактические показатели технико-эксплуатационных характеристик дороги имеют значения ниже требуемых, согласно нормативно-технической документации, и назначение работы по ремонту или реконструкции. Материалы диагностики являются исходной базой при приёмке вновь построенных, реконструируемых или отремонтированных автомобильных дорог, участков дорог и могут использоваться при разработке проектно-сметной документации.      

Климатология Тульской области

Расположена Тульская область между теплыми юго-восточными районами Восточно-Европейской равнины и влажными районами на северо-западе равнины, в широтах умеренно континентального климата, обладающих снежной и морозной зимой и достаточно теплым летом. В области достаточно теплое лето с максимальной температурой до +38 °С на юго-востоке и морозная зима со снежным покровом, морозы могут достигать до -48 °С. Средняя летняя температура составляет в июле +19 °С — +20 °С, а зимняя температура в январе -6 °С — -11 °С. С апреля по октябрь  положительные среднемесячные температуры, а с ноября по март  отрицательные среднемесячные температуры. Осадки  выпадают неравномерно, на северо-западной части  до 650 мм, а на юго-восточной  до 470 мм.

На климат влияют морские и континентальные воздушные массы. Их периодичность в год составляет примерно 60% континентальных воздушных масс и 40%  морских. На территорию области проникают как арктические воздушные массы, так и тропические из Средиземноморья или из Северной Африки.

Частым погодным явлением считаются смерчи. Очень редко здесь можно наблюдать такое природное явление, как полярное сияние, последний раз жители региона видели сияние в 1957 г.

Территория Тульской области лежит в умеренном климатическом поясе. Климат области — умеренно континентальный, отвечающий переходному положению территории между умеренно влажными северо-западными районами Русской равнины и более теплыми и сухими районами ее юго-восточной части. На формирование климата оказывают влияние как радиационные, так и циркуляционные факторы. Радиационный баланс для Тульской области составляет около 40 ккал/см2. Территория ее находится в зоне, где распределение тепла на испарение и на нагревание является равномерным. К северу большая часть солнечной радиации расходуется на испарение, к югу — на нагревание. На климат Тульской области воздействуют континентальные и морские воздушные массы. Повторяемость континентальных в год — около 60 %, на морские приходится около 40 %.  Атлантический воздух приходит в область в результате господствующего в северном полушарии западного переноса воздушных масс; чаще всего он перемещается в циклонах. Эти воздушные массы формируются над северной Атлантикой. С активизацией западного переноса зимой наступает общее потепление, наблюдаются обильные снегопады, а летом — облачная и дождливая погода. Вхождение арктических масс на территорию области вызывает резкое похолодание зимой, заморозки весной, в начале лета и осенью. Эти массы формируются над территорией арктического бассейна. В результате трансформации атлантических и арктических воздушных масс в умеренных широтах возникает континентальный умеренный воздух. Под его воздействием выпадают ливневые осадки. Зимой возникают низкие слоистые облака и туманы. Устанавливается облачная погода с небольшими морозами. На территорию Тульской области могут проникать и тропические воздушные массы. Тульская область испытывает влияние континентального тропического воздуха из Средиземноморья и даже из Северной Африки. С вхождением этого воздуха устанавливается ясная жаркая погода летом. Зимой он несет оттепели и осадки.

Средние годовые температуры на территории области изменяются в пределах от +3,8 ОС до +4,5 ОС. Наиболее низкая температура в Тульской области была отмечена в январе 1940 г. на метеостанции в Егнышевке   -48,5 ОС. Самая высокая — в июле в юго-восточной части области  +38 ОС. Пять месяцев в году — с ноября по март — имеют место отрицательные среднемесячные температуры, семь месяцев — с апреля по октябрь — положительные среднемесячные температуры. Безморозный период в области продолжается 132÷147 дней.         

Осадки в пределах области распределяются неравномерно. Больше их выпадает в северо-западных районах и меньше — в юго-восточных. Среднегодовое количество осадков уменьшается с северо-запада (650 мм) на юго-восток (447 мм). Третья часть всех выпадающих осадков в крае приходится на летние месяцы. В среднем 156 дней в году — с осадками, т.е. осадки бывают на каждый второй или третий день.

Нахождение Тульской области на границе природных зон (лес/лесостепь) влияет на неодинаковое распределение основных климатических показателей на ее территории. Это явление носит название климатическая асимметрия. Общая тенденция изменения климатических условий на территории области при движении с северо-запада на юго-восток заключается в потеплении в летние месяцы и похолодании в зимний период, а также в существенном уменьшении количества осадков. Тульская область имеет выгодное и удобное географическое положение. Она располагается в центре Восточно-Европейской равнины, занимая северо-восток Среднерусской возвышенности. Область простирается по Русской равнине с типичным для нее чередованием возвышенностей и низменностей, которую пересекают долины рек, овраги, котловины, провальные воронки, подземные пустоты. Наибольшая высота в Тульской области находится на юге  Плавское плато, высота которого 310 м, между речками Чернь и Плава. Также здесь находится Окско-Донской водораздел. Средняя высота территории области от 240 до 260 м, и самая низкая  на пойме Оки от 110 до 130м.

 Область находится в промежуточном положении от лесной зоны к степной, что объясняет достаточно неоднородный почвенный покров, представленный дерново-подзолистыми почвами, серыми лесными почвами и черноземами. В области отмечаются и другие виды почв: болотные, пойменные, торфяники, встречающиеся в виде островков и лент в основных типах почв. Дерново-подзолистые занимают около 16,1%, распространены на северо-западе и западе области, серые лесные почвы, залегающие в центре, на севере, северо-востоке, юго-западе области, занимают около 34,8%, черноземы, распространенные на юге, юго-востоке и редко в центре области, занимают 46,4%, пойменные, располагающиеся в долинах рек,  2,7% площади области. Особенности географического положения Тульской области обеспечивают характеристику и состав минеральных запасов, которые являются базой природно-сырьевых ресурсов. На территории области расположено много видов месторождений. Металлические  стронциевые, алюминий -содержащие и железные руды; горючие  уголь и торф. Неметаллические  гипс, каменная соль, карбонатные породы: доломиты, глины, суглинки, пески, известняки. Минеральные подземные воды  по химическому составу: сульфатные, по составу воды: смешанные, сульфатно-гидрокарбонатные, хлоридные, по степени минерализации: минерализованные воды, минеральные и рассолы; пресные подземные воды  артезианские и грунтовые.

Область богата строительными материалами: здесь находится более 160 месторождений песка, глины, известняка. Также на территории области проводится добыча бурого угля Подмосковного угольного бассейна как открытым, так и шахтным способами. Кроме того, бурый уголь представлен не в чистом виде, а комплексом с редкостными элементами и металлами, такими, как натрий, лантан, тангал, цирконий, галий, скандий, церий, цинк, алюминий, золото и другие. Запасы угля составляют 3 млрд. тонн, что равняется 40% резервам Подмосковного угольного бассейна.

При выполнении дипломного проекта был разработан перечень вопросов, определяющих организационно-технические, экономические и экологические решения принятые при реконструкции автомобильной дороги.

Основные решения по организации дорожно-строительных работ были приняты на основании природно-климатических характеристик района строительства.

На начальной стадии проекта предусмотрена разборка старого асфальтобетонного покрытие методом фрезерования и после переработки на АГБ, используется как материал для укрепления обочин.

Уширение земляного полотна производится с сохранением старого з/п, отсыпкой в обе стороны до параметров II технической категории с уположением откосов до 1:3. В это же время ведутся работы по устройству искусственных сооружений.

Строительство дорожной одежды ведется поточным методом. В качестве ведущей машины выбран асфальтобетонный завод, т. к. его мощность ограничена 1280 тонн в смену.

В экономической части дипломного проекта представлены локальные сметы на строительство дорожной одежды, земляного полотна и обустройство автомобильной дороги, а также сводный сметный расчет.

В разделе безопасность и экологичность проекта отражены основные решения по охране окружающей среды, охране труда, устойчивости функционирования технических систем в чрезвычайных ситуациях.

Реконструкция данной дороги увеличит пропускную способность, а следовательно и её экономическую эффективность, а так же транспортную связь с соседними областями.

 

Поиск в базе готовых дипломных работ.