Дипломная работа: АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РФ: КРОСС-РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ

Дипломная работа: АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РФ: КРОСС-РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение……………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты исследования формирования и реализации антикоррупционной политики в  регионах России……………………….……9
1.1 Современные подходы к исследованию коррупции в системе публичного управления………………………………………………………9
1.2 Основное содержание, структурные компоненты и модели реализации антикоррупционной политики в современных
государствах…………………………………………………………………18
2 Субъекты, стратегии и механизмы реализации антикоррупционных программ в субъектах РФ……………………………………………………….31
2.1 Институциональные основы формирования и развития антикоррупционной политики в РФ………………………………………..31
2.2 Стратегии и механизмы реализации антикоррупционных
программ в субъектах РФ……………………………………………..……39
2.3 Антикоррупционные программы в субъектах РФ: бинарное
сравнение Краснодарского края и г. Санкт-Петербурга …………………57
Заключение……………………………………………………………………….69
Список использованных источников………………………………………………….73

Актуальность исследования. На рубеже XX–XXI вв. в многосоставном международном сообществе происходит понимание того, что современные страны, ориентированные на достижение качественного государственного управления и повышения качества уровня жизни своих граждан, должны рассматривать антикоррупционную деятельность как функцию государства, рассматриваемая как через взаимосвязь и взаимообусловленность институциональных и процессуальных компонентов. В структуре антикоррупционной политики РФ противодействие коррупции на региональном уровне занимает особое место, что связано с несколькими обстоятельствами.
Во-первых, на федеральном уровне, как законодательном плане, так и на уровне стратегических документов («национальном плане» и «национальной стратегии» противодействия коррупции, принятых в период 2008–2013 гг.), закладывается широкий спектр институциональных механизмов реализации антикоррупционной политики в различных сегментах публичного управления. В то же время практическая их реализация непосредственно связана с региональным уровнем публичного управления, что требует выработки и реализации эффективных механизмов противодействия коррупции в субъектах РФ.
Во-вторых, коррупция как специфическое социально-экономическое и социокультурное явление имеет свою спецификацию в территориальном измерении, что обуславливает разработку специфических мер, направленных на противодействие уникальных условиях ее возникновения и распространения. В этой связи представляется важным не только исследовать содержательное наполнение антикоррупционной политики в России, но и диагностировать, насколько предложенные государством механизмы противодействия коррупции достигают конечных результатов.

Научное осмысление проблемы коррупции и антикоррупционной деятельности на региональном уровне является актуальным в междисциплинарном ракурсе и рассматривается с позиций разнообразных подходов социально-гуманитарного знания на протяжении нескольких десятков лет. В то же время актуальность научных исследований антикоррупционной политики не теряет своей значимости, так как институциональное развитие системы антикоррупционной политики современных государств обуславливает институциональную трансформацию коррупции в различных сегментах публичного управления, появление новых ее видовых форм и практик. Важным моментом для научного понимания проблемы эффективности антикоррупционной политики в регионах представляется ее интерпретация в категории публичной антикоррупционной политики, где институты гражданского общества играют особую роль в ее реализации. Создание и развитие дееспособных и институциональных механизмов противодействия коррупции, как на федеральном, так и региональном уровне РФ является важной в практическом измерении проблематики данного исследования.
Степень научной изученности темы исследования. Исследование проблемы противодействия коррупции и антикоррупционной политики охватывает несколько содержательных блоков научных исследований: теоритических аспектов исследования коррупции и антикоррупционной деятельности в государственном секторе, эмпирические и практические аспекты противодействия коррупции в российских регионах.
Осмысление проблематики коррупции в публичном секторе с позиций различных подходов исследовались такими авторами как Р. Мертоном, С. Фридрихом [37, 81],  Саймоном Д., Эйтценом Д. [62],  Х. Абуэва, Д. Бэйли, Н. Леффа, К. Лейесом [89],  С. Роуз-Аккерман [61] и др.
Исследование практического опыта формирования и реализации антикоррупционной политики зарубежных государств содержится в работах Н.Х. Ахметшина, А.Л. Демчука, В.И. Соколова, В. Моисеева, М.А. Суторминой-Гилевской, С.Н. Шишкарева [4, 84, 14, 75, 41] и др. …………………………………………….

Коррупция в государственном секторе является многоаспектным и многоуровневым явлением, включающая в себя экономическое, правовое, управленческое, политическое, социокультурное и этическое измерения. Разнообразные исследовательские подходы к определению содержания коррупции и причин ее возникновения и распространения позволяют выработать методический инструментарий для диагностики коррупции и дорожных карт ее уязвимых мест в ключевых секторах публичного управления. Неоинституицональный подход в исследовании коррупции ориентирован выявление структурных компонентов коррупционного процесса и условий его возникновения и развития, что важно для оценивания и проектирования возможных антикоррупционных действий как в отдельных сегментах и «точках» публичного сектора, так и на уровне реализации масштабных национальных антикоррупционных реформ.
Антикоррупционная  политика в системе государственного и муниципального управления представляет собой комплекс мер, осуществля¬емых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и способствует ограничению дей¬ствия факторов совместно с деятельностью институтов гражданского общества, способствующих появлению и распространению раз¬личных форм коррупции. Международный опыт противодействия коррупции создает условия для внедрения в антикоррупционную практику современных государств такие механизмы как унификация национальных антикоррупционных правопорядков странами-участниками законодательства с помощью имплементации соответствующих международных соглашений; международное сотрудничество государств в области расследования коррупционных преступлений и международный антикоррупционный мониторинг.
Заявленные национальные приоритеты в сфере антикоррупционной политики позволили в РФ в весьма короткие сроки сформировать институциональные основы для противодействия коррупции. Несмотря на уникальность для современного российского государства «национального плана» и «национальной стратегии», эффективность заявленной антикоррупционной политики, на наш взгляд, представляется весьма призрачной. Типичные ошибки ведомств и регионов – ограничение механизмов противодействия коррупции сферой государственной и муниципальной службы,  неэффективное использование антикоррупционных  ресурсов гражданского общества, в тактической и оперативной реализации антикоррупционной деятельности  «механический переход» от стратегии устранения причин к стратегии войны, отсутствие системы оценивания на основе определенных индикаторов достижения результатов и публичного мониторинга – не были учтены при формировании  антикоррупционной политики на федеральном уровне.
На основе эмпирического анализа универсальных и специфических механизмов противодействия коррупции в международной практике выделено четыре модели реализации антикоррупционной политики: модель «антикоррупционной и этической регламентации государственного сектора»; модель «государственной  антикоррупционной монополии»; модель «сетевой антикоррупционной политики»; модель «гражданского антикоррупционного контроля». Для модели «антикоррупционной и этической регламентации государственного сектора» (стран Северной и Западной Европы, США, Канады, Японии) типично применение широкого спектра механизмов государственного контроля за бюрократическим аппаратом и формирование системы законодательства, ориентированных на регламентацию поведения государственных служащих и минимизацию потенциальных коррупционных рисков в публичном секторе. Реализация модели «государственной  антикоррупционной монополии» типична для незападных государств (Китай, Индия,  страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии)  с достаточно высоким уровнем коррупции, принизывающей все сферы жизни общества. Модель «сетевой антикоррупционной политики» (Финляндия) характеризуется отсутствием специального антикоррупционного законодательства, органов публичного управления и отдельной стратегии реализации наряду с существованием институционализированной сети разнообразных субъектов  антикоррупционной деятельности. Модель «гражданского антикоррупционного контроля» формирует условия для актуализации активной позиции как институтов гражданского общества, так и отдельных граждан.
Опыт кросс-региональных сравнений антикоррупционных программ показал, что на современном этапе в субъектах РФ реализуются две стратегии антикоррупционной деятельности: «стратегия институционализации региональных механизмов противодействия коррупции» и «стратегия имитации региональной антикоррупционной политики».  Формально процессуальные характеристики данных стратегий совпадают, критериями дифференциация являются конкретные результаты деятельности субъектов региональной антикоррупционной политики. Можно выделить следующие ключевые процессуальные характеристики данных стратегий: 1) институционализация правового регулирования региональной антикоррупционной политики, основным элементом которой является региональный закон о противодействии коррупции; 2) институционализация специализированных региональных антикоррупционных органов по формированию и реализации антикоррупционной политики в составе органов исполнительной власти; 3) институционализация специализированных совещательных, координационных, межведомственных советов и комиссий, обеспечивающих консультационно-аналитические и контрольные функции при реализации региональной антикорруционной политики; 4) институционализация региональной двухуровневой (региональный и локальный уровни) системы инструментов и механизмов противодействия коррупции. При этом институционализация антикоррупционной политики приобретает имитационный характер, если число субъектов ее формирования и реализации ограничивается органами  власти и/или некоммерческими организациями «с ручным руководством».

  • Дата: Июнь, 2016
  • Скачать: http://adf.ly/1fKwNE

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.