Дипломная работа: процесс формирования патриотического воспитания младших школьников

Дипломная работа: процесс формирования патриотического воспитания младших школьников

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ    3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания в школе    7
1.1. Понятие «патриотизма» и его значение в современном мире    7
1.2. Сущность патриотического воспитания, формы воспитания патриотизма в школе    14
1.3. Развитие речи как основная форма патриотического воспитания    22
1.4. Творческая деятельность как вспомогательная форма патриотического воспитания    26
Глава II. Воспитательная деятельность по формированию патриотических чувств у школьников    33
2.1. Воспитательные особенности формирования патриотических чувств у младших школьников    33
2.2. Теоретическая особенность методики и ее значение    43
2.3. Интерпретация результатов методической работы по патриотическому воспитанию младших школьников    51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    59
ПРИЛОЖЕНИЯ    63

Актуальность темы исследования  Патриотическое воспитание во все времена являлось важной задачей. В современном мире эта задача не потеряла своей актуальности и только сильнее увеличилась в своей значимости. Детство и юность являются самой благоприятной порой для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции русского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к таким атрибутам государственности страны как: флагу, гербу, гимну.
Проблеме патриотического воспитания подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого, такие как: В.Г.Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства и любящие свое отечество.
Их идеи нашли свое развитие в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Общеизвестно, что воспитание, (и патриотическое в том числе), должно начинаться с самого детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы авторов: И.А.Агаповой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фролова и др.
Не стоит забывать, что немаловажной составляющей патриотического воспитания является культурная и обогащенная речь. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его родная речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
В этом направлении можно столкнуться с несколькими проблемами, основной из которых является перенасыщение детей современными  техническими средствами, по причине которых понижается интерес и, как следствие, желание к развитию. По этой причине становится всё сложней приобщить детей к патриотизму, так как данная ситуация набирает оборот. Так же проблемой является увеличивающееся количество мигрантов и беженцев. И под чертой проблем — нехватка методической литературы.
Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты.
Как и в других моральных качествах в патриотизме можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой.
В нашей работе мы хотим пробудить и воспитать в детях младшего школьного возраста патриотические чувства через развитие речи и изобразительную деятельность. Привить детям любовь к Родине, используя литературное творчество русских писателей и народный фольклор.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания.  В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Н.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм и эстетические идеалы.
Объект исследования: процесс формирования патриотического воспитания младших школьников.
Предмет: методические приемы совершенствования патриотического воспитания младших школьников.
Цель: формирование патриотического воспитания младших школьников через развитие речи и творческую деятельность.
Задачи:
1.    проанализировать литературу по проблеме формирования патриотического воспитания младших школьников в школе;
2.    исследовать особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;
3.    провести опытно-экспериментальную работу; оценить ее результативность.
Гипотеза: Патриотическое воспитание школьника будет более продуктивным при использовании такого метода как сказкотерапия в купе с творческой деятельностью.
Методы исследования: Для решения поставленных в исследовании задач была использована система методов и методик, позволяющая охватить различные аспекты развития детей младшего школьного возраста  в образовательном процессе средней общеобразовательной школе. Использовались такие общие и частные методы, анализ психологической, педагогической и методической литературы, специальные исследовательские и диагностические методы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке проекта гражданско-патриотического воспитания школьника в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школе с целью формирования представлений о родном городе у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по педагогике начального обучения, при проведении спецкурсов по проблеме гражданско-патриотического воспитания старших в педагогических институтах и колледжах, готовящих специалистов для обучения воспитания детей младшего школьного возраста
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы содержит 48 источников. Объем основного текста курсовой работы изложен на76 страницах.

В результате проведенного исследования, определен комплекс педагогических условий, реализация которых будет способствовать формированию ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников:
1. Создание развивающей пространственной среды, способствующей формированию ценностного отношения к социальной действительности у ребенка на основе краеведческого материала.
2. Разработка и реализация программы, направленной на формирование знаний о родном крае у детей младшего школьного возраста.
3. Осуществление взаимодействия образовательной организации с семьей в образовательном процессе для повышения эффективности работы.
На уроках литературного чтения учитель организует целенаправленное наблюдение учащихся за содержанием и формой фольклорных произведений, их языком, образным миром и смысловым планом. В процессе таких наблюдений младший школьник испытывает самые разнообразные эмоции и чувства.
Анализируя педагогическую литературу по патриотическому воспитанию школьников, мы выявили ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию.
Во-первых, для младших школьников мероприятия должны быть увлекательными и доступными для понимания.
Во-вторых, содержание мероприятий должно быть эмоционально насыщенным, чтобы вызвать у ребят гордость за принадлежность к великой стране, великому народу, и скорбь по павшим воинам и мирным жителям, а также желание изучать историю родного края.
В-третьих, предоставлять учащимся возможность быть активными участниками внеклассных мероприятий, например, найти и подготовить сообщения на определённую тему, оформить стенгазету, небольшую выставку или электронную версию презентации книги.
В-четвертых, занятия должны проводиться в разнообразных формах в соответствии с возрастными особенностями младших школьников: просмотр фото- и видеоматериалов, встреча с ветеранами и героями войны, посещение музеев, подготовка фотовыставок, самостоятельная работа младших школьников по поиску материалов о героях Великой Отечественной войны и т.д.
Перечисленные технологии и формы работы по патриотическому воспитанию детей, позволяют почувствовать ребенку радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
После подробного изучения теоретической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, мы провели экспериментальную работу по определению уровня знаний у детей младшего школьного возраста (1 класс).
В организации работы по данному направлению был разработан проект «Мой любимый город» с использованием элементов сказкотерапии и творческой деятельности, при взаимодействии которых патриотическое воспитание формируется интенсивнее.
1.    Проведение первичной беседы с детьми на тему любви к Родине (природа, фольклор)
2.    Сказкотерапия:
3.    Обсуждение и разбор сказки, выделение патриотических идей
4.    Творческая деятельность: рисование, ручной труд по прочитанной и разобранной сказке.
5.    Подведение итогов, заключительная беседа с детьми с целью выявить уровень патриотического воспитания после проведения ряда методик.
6.    Оценка результатов проведенной методики.
Таким образом, использование элементов интерактивного игрового обучения обеспечивает интерес к прошлому, воспитание патриотизма, помогает возрастить в сердцах детей семена любви к родному городу Москве и Родине в целом.
Как показали результаты диагностического исследования, следует сказать, что работа, проведенная в течение двух лет, дала определенный результат. Начальная диагностика и итоговое обследование детей, показало:
    Знает название родного города, домашний адрес, названия достопримечательностей, улиц родного города.
    Знает символику, флаг, герб родного города.
    Знает историю, культуру и традиции, может рассказать о жилище человека и предметах быта, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках
    Знает растительный и животный мир, имеет положительное отношение к окружающей среде.
Младшие  школьники стали относиться к занятиям, обучающим игре с элементами интерактивного игрового обучения, с желанием и удовольствием. На занятиях по краеведению у младшего школьного возраста повысился интерес к творческой деятельности, возросли инициативность и активность детей младшего школьного возраста во время занятий, они приобрели большую самостоятельность в процессе выполняемых ими заданий.
Проведенная программа по формированию знаний об истории и культуры г. Москвы на основе элементов интерактивного игрового обучения у детей младшего школьного возраста показала свою эффективность, что подтверждается результатами повторной диагностики.
Таким образом, использование элементов интерактивного игрового обучения обеспечивает интерес к прошлому, воспитание патриотизма, помогает возрастить в сердцах детей семена любви к родному городу Москве и Родине в целом.

  • Дата: Октябрь, 2016
  • Скачать: http://adf.ly/1fCg7S

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.