Дипломная работа: Самовыживание аграрной цивилизации в аттике полисного периода

Дипломная работа: Самовыживание аграрной цивилизации в аттике полисного периода

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение……………………………2
а) Актуальность темы……………………………3
б) Историография……………………………4
в) Цели и задачи работы и методологическая основа……………………………26
г) Структура работы……………………………27
Глава I. Феномен аграрной культуры античной Греции……………………………28
1.1. Микенская цивилизация……………………………32
1.2. Гомеровский период……………………………44
1.3. Архаический период……………………………54
1.4. Классический период……………………………78
1.4.1. Законы Солона об упорядочении «погребальной»
обрядности……………………………89
1.4.2. Религиозный аспект некоторых других законов и мероприятий Солона……………………………98
Глава II. Аграрно-военная реформа……………………………105
2.1. Законы Филолая и Фидона……………………………105
2.2. Основы аграрной реформы……………………………112
а) Размер участков земли……………………………114
2.3. Боги и сельское хозяйство……………………………121
2.3.1. Религиозные воззрения……………………………121
2.3.2. Календарь……………………………125
2.3.3. Сельскохозяйственные продукты для бога……………………………128
2.3.4. Земля, принадлежащая богам………………………………133
2.3.5. Оракул и земля богов………………………………136
2.3.6. Управление землей богов……………………………137
2.3.7. Животные, принадлежащие богам……………………………138
2.4. Гоплитское народное ополчение……………………………139
2.5. Семейное сельское хозяйство земледельца……………………………151
2.6. Риск и выживаемость семейного сельского хозяйства……………………………165
2.6.1. Археологические и исторические свидетельства……………………………167
2.6.2. Семья………………………………170
2.6.3. Вдовы………………………………172
2.6.4. Цикл жизни (смена поколений)……………………………173
2.6.5. Семья и рабы……………………………174
2.6.6. Причины прожиточных кризисов и возникновение голода……………………………176
2.6.7. Смешанное культивирование, междурядное засевание и подсев, взамен убранного урожая……………………………177
2.6.8. Фрагментация земельных наделов……………………………180
2.6.9. Норма посева……………………………181
2.6.10. Влажность……………………………181
2.6.11. Пропалывание……………………………182
2.6.12. Подготовка почвы и вспахивание………………………………183
2.6.13. Вспахивание под пар……………………………184
2.6.14. Использование урожая……………………………187
2.6.15. Каллории……………………………188
2.6.16. Хранение долгосрочного запаса продовольствия……………………………192
2.6.17. Армия наемников……………………………193
2.6.18. Излишек и рынок……………………………195
2.6.19. Циклы уязвимости и адаптивные меры……………………………197
2.6.20. Дикорастущие растения……………………………200
2.6.21. Охота……………………………207
2.6.22. Морепродукты……………………………207
2.6.23. Забой и продажа скота……………………………208
2.6.24. Продажа рабов……………………………213
2.6.25. Продажа или закладывание земли……………………………214
2.6.26. Удаление иждивенцев от домашнего хозяйства……………………………217
а) детей……………………………217
б) взрослых……………………………221
2.6.27. Беженцы……………………………225
Выводы……………………………226
Заключение……………………………228
Литература……………………………234

Введение
а) Актуальность темы
Пройдя через т.н. «темные века», в греческом обществе возникла новая культура, высшим достижением которой стала новая форма человеческого объединения аграрной популяции — полис.
В 1980-1990 годах была сформирована тенденция устанавливающая, что это древнее греческое общество (800-400 гг. д.н.э.) не было поляризовано между элитами и массами, богатыми и бедными, имущими и неимущими. Была только противоположность — эта специфическая вера классу, ни богатому, ни бедному, но отличному от любого и по поведению, и по духу – классу, ясно опознаваемому в древней литературе, обладающим триединым статусом: земледелец – гражданин – гоплит.
В дальнейшем, с приходом поляризованной эллинистической эры, эта аграрная культура исчезает, как бы предупреждая общество о его попустительстве в историческом развитии.
Такая актуализация темы определяет целесообразность рассмотрения сельского хозяйства периода городов-государств, искусство его ведения, организацию и некоторые фрагменты его культурного наследия, как одного из важнейших факторов в до-индустриальном обществе. С того момента, как человек начал что-либо выращивать на земле, сельское хозяйство стало одним из ведущих факторов в социальной структуре общества. Кто владел землей, как и при каких условиях, земля могла передаваться от человека к человеку, какие отношения могли возникать между владельцем надела и работником, наконец, что, как и при каких условиях выращивалось? К сожалению, не на все эти вопросы могут быть даны ответы. За прошедшие тысячи лет существенно изменились даже качественная составляющая растений, что вносит затруднение в определение древних типов зерна, не говоря уже о количественных вычислениях собранного урожая. Как правило, исследование обычно привязывается к древним источникам, среди которых необычайно мал процент, посвященный непосредственно сельскому хозяйству, в то время как существует достаточное количество говорящих о важности оного. В своей книге The Ancient Economy (1973) Финли утверждал, что подобное явление могло произойти из-за недостатка экономической мысли как таковой, поэтому были попытки заполнить лакуны в знаниях при помощи информации из древнеримских источников, в частности из трудов древних географов и агрономов. Подобные сопоставления должны учитывать существенное различие в естественных и географических условиях, а также и в технологическом развитии Греции в противном случае это может стать скорее помехой, нежели подспорьем в изучении характера греческого сельского хозяйства.
Древнее сельское хозяйство, как и сегодняшнее — сложное явление! Это требует конкретных знаний естественных возможностей и ограничений, установленных климатом и почвой, предполагая систему усложняющихся технологий. Как и ремесла, сельское хозяйство должно рассматриваться в его отношении к потребностям всего сообщества, экономической системы и общих норм общества.
История сельского хозяйства была историей человечества до 19 столетия, однако все внимание ученых, как правило, концентрировалось на политической истории, не на мирских и неинтересных событиях сельской жизни, даже экономическая история показывала больший интерес к жизни городов и развитию ремесел, чем жизни поселянина.

1. Как указывалось, аграрная культура античной Греции с одной стороны и первая институциональное право в истории Европы с другой – это культурный феномен мирового значения. В соответствии с этим, целенаправленное, систематизированное акцентирование внимания на сельскую местность, семейное сельское хозяйство и институциональное право, а не политические и исторические события: оказалось действительно эффективным способом решения задач настоящего дипломного проекта.
2. Во введении настоящей работы вводиться понятия «самовыживаемости», упрощенной модели города-государства и триединый статус гражданин – земледелец – гоплит, как сердцевина феномена античной цивилизации древней Греции. Эти понятия и предложенная методика исследования позволила системно проанализировать законодательную, аграрную и военную реформы и тем самым подтвердить правомочность введенных понятий.
Законодательная реформа.
Цель – создание законодательных норм светского города-государства, по которым люди, а не боги впредь судили бы людей.
Основа – закон о запрете кровной мести, всех причин и поводов ее вызывающих и об очищении от скверны.
Особенность – триединый статус дееспособности гражданин – землевладелец – гоплит.
Аграрная реформа.
Цель – выживание аграрной цивилизации за счет исторически обусловленной исключительности, первенства свободного мужского землевладельца, который должен олицетворять все сообщество городское, сельское, полис.
Основа – первичный элемент построения города – государства, есть семейное сельское хозяйство.
Особенность – законодательный сельскохозяйственный шовинизм, исключительность земледельца. Консерватизм и культовая ритуальность сельскохозяйственных работ.
Военная реформа.
Цель – защита города – государства, собственности, своего семейного сельского хозяйства, богов.
Основа – особая гоплитская фаланга, ее тактика и технология сражений, единение и мобильность землевладельцев.
Особенность – вести войну по строго установленным правилам, не побеждать через обман, самовооружение, дилетантизм гоплитской фаланги, отсутствие военной науки.
Боги древней Греции – самоутверждение всей греческой цивилизации, идентичности, единства путем создания особого отношения к выращиванию сельскохозяйственных культур средиземноморской триады (пшеница, маслины, виноград).

Поиск в базе готовых дипломных работ.