Дипломная работа: Содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников

Дипломная работа: Содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДЕТСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА САКСОФОНЕ
1.1. Из истории создания саксофона
1.2. Особенности применения саксофона в детском духовом оркестре
1.3. Основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Основные требования к содержанию и организации обучения на саксофоне
2.2. Опыт обучения игре на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Необходимость исследования проблемы содержания и организации обучения игре на духовых инструментах, одним из которых является саксофон, осознается сегодня как одна из актуальных проблем современной музыкальной педагогики. Стремительное развитие в XXI веке науки, культуры и техники диктует задачи непрерывного улучшения и совершенствования методов и форм передачи новых научных знаний подрастающему поколению, вследствие чего проблема совершенствования методов обучения остается важной в современной дидактике. Она также постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей.
Одной из основных задач системы музыкального образования детей в XXIвеке является создание такой системы обучения и воспитания, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Сейчас остро стоит задача совершенствования учебно-воспитательного процесса в области музыкального воспитания, ранней профессионализации молодого поколения, обеспечение соответствующих условий обучения, стимулирования их внутренних сил в саморазвитии и самовоспитании.
Важнейшим элементом в воспитании и развитии ученикаявляется отечественное музыкально-педагогическое наследие в области исполнительства на духовых инструментах.
В нашей стране к музыкальной педагогике всегда наблюдался живой интерес. В настоящее время проблемы эстетического воспитания детей в различных формах (в том числе и в процессе обучения игре на саксофоне) актуализируются общим возрастанием интереса общества к проблемам воспитания молодежи, развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Как известно, игра на саксофоне является одним из популярных видов музыкального исполнительства. В процессе обучения на саксофоне ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Игра в ансамбле и оркестре развивает музыкальный слух, способствует развитию навыков коллективного музицирования.
Чтобы добиться необходимого высокого качественного уровня исполнения на духовых инструментах, необходима большая музыкальная педагогическая работа с детьми, инстументалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые музыкальные навыки. Если ребенок физически недостаточно крепкий, на первых этапах обучения можно использовать один из наиболее легких деревянных духовых инструментов, например – блок-флейту.
Проблема организации обучения на духовых инструментах исследовалась в трудах ведущих отечественных музыкальных педагогов, таких как В. Апатский, В. Гурфинкель, В.Д. Иванов, Л. Михайлов, И. Мозговенко, В.В. Мясоедов, О. Нежинский, В. Плахоцкий, И. Пушечников, А.Б. Ривчун, Д. Свечков, С. Розанов, А.А. Федотов, А.В. Черных, Ю. Ягудин и др. Для нашего исследования большое значение имели положения теории и методики исполнительства на саксофоне таких исследователей как Д.А. Браславский, Б.А. Диков, В.Д. Иванов, М.К. Шапошникова.
Исполнительство на духовых музыкальных инструментах занимает достаточно ограниченное место в повседневной жизни детей и подростков. Несмотря на то, что современная духовая музыка достаточно популярна и востребована, а без духовых оркестров не обходится не одно значимое общественно-политическое или культурное мероприятие, популярность духовых инструментов среди детей в Костромской области не очень велика. Одной из причин этого являются физические сложности при игре на этих инструментах, необходимая усидчивость при организации занятий,дороговизна самих инструментов. Также ощущается достаточно острая проблема нехватки опытных педагогических кадров, способных увлечь и заинтересовать учеников.Вместе с тем, как показывают исследования, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия духовых инструментов они в большинстве случаев отдают предпочтение саксофону. Именно этот инструмент наиболее популярен и в среде взрослых исполнителей, а также слушателей.
До недавнего времени считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательных школ является хоровое музицирование. Вместе с тем, в ряде такого рода учебных заведений существуют музыкально-эстетические отделения, где учащиеся осваивают игру на различных инструментах. Достаточно интересный опыт обучения детей игре на саксофоне существует на музыкально-эстетическом отделении  средней общеобразовательной школы № 22 города Костромы. Именно в стенах этого учебного заведения учащиеся получают практику сольного, а также оркестрово-ансамблевого исполнительства.
Цель исследования: выявить и обосновать содержание и организацию обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников.
Объект исследования: обучение игре на саксофоне младших школьников в общеобразовательных учебных заведениях.
Предмет исследования: содержание и организация обучения игре на саксофонена начальном этапе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть историю создания саксофона;
2) определить особенности применения саксофона в детском духовом оркестре;
3) выявить основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников;
4) дать характеристику основных требований к содержанию и организации игре на саксофоне
5) раскрыть опыт обучения игре на саксофонена музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы.

Обучение на саксофоне является достаточно сложным  и трудоёмким процессом. Обучение в классе требует чёткой и последовательной передачи знаний от учителя к ученику,и проходить такой процесс должен по принципу «от простого к сложному».
Известно всем, что обучение – это совместная деятельность ученика и учителя. Деятельность учителя – преподавательская, а деятельность ученика – учебная. Для того, чтобы их совместная деятельность была продуктивной, необходимо в первую очередь желание самого ученика, его любовь к инструменту.
Целью данной работы являлось выявление и обоснование содержания и организации обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников.Эта цель достигнута путём анализа одной из программ обучения по саксофону, а также путём исследования опыта обучения на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы.Данный исследовательский опыт может использоваться в работе педагогами-музыкантами.
В своём исследовании мы пришли к выводу, что в первую очередь обучение детей зависит от того, как преподаватель организует и проводит индивидуальные и групповые (оркестровые) занятия. Здесь нужно отметить, чтохорошему и правильному процессу обучения способствует именно тот преподаватель, который умеет расположить ученика к себе. Доступным для ученика языком такой педагог объяснит ученику, что должно сделать для успешного овладения музыкальным инструментом,определит особенности применения саксофона в детском духовом оркестре. Были выявлены основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников, даны характеристики основных требований к содержанию и организации игре на саксофоне. Достаточно подробно раскрыты популярные методики игры на саксофоне В.Д. Иванова, Д.А. Браславского и др. педагогов и ученых.
Нам удалось раскрыть опыт обучения игре на саксофоне на музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы. Большое внимание уделили изучению опыта работы с детьми педагогов Б.Н. Смыслова, В.Д.Гарберманаи И.Ф. Петрова, С.В. Крутикова. Все это было достигнуто благодаря бесед с преподавателями, посещения индивидуальных занятий, а также репетиций с различными оркестрами и оркестровыми группами.
Мы надеемся, что материал, представленный в выпускной квалификационной работе, послужит одним из толчков к развитию детского духового исполнительского искусства на Костромской земле, поднятию его на более высокий уровень и появлению новых ярких учеников в классах саксофона учебных заведений области.

Поиск в базе готовых дипломных работ.