Дипломная работа: Трансформация представления о феминности в искусстве эпохи модернизма

Дипломная работа: Трансформация представления о феминности в искусстве эпохи модернизма

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение 3
Глава 1. Модерн – эпоха технологического прорыва и культурного переосмысления общества. 13
1.1. Модернизм как прогресс. 13
1.2. Модернизм как распад. 23
Глава 2. «Женское» от классики к модернизму. 36
2.1. Становление классической модели «женского» в художественной культуре эпохи Возрождения. 36
2.2. «Женское» в европейской философии эпохи модернизма. 48
Глава 3. «Женское» в художественной культуре модернизма. 61
3.1. Образ «роковой женщины» в искусстве. 61
3.2. «Жертва» — традиционный художественный взгляд на положение женщины в обществе эпохи модернизма. 74
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 90
Приложение 96

 

Тема красоты, в особенности красоты женщины, во все времена была одной из основных тем художественных исканий, выражая в значительной мере «дух эпохи», представляя базовые культурные установки своего времени. Представление о красоте имело и имеет различные аспекты, а утверждение идеала красоты является выражением, как внешнего облика человека, так и его внутренних качеств, которые в разное время понимались по-разному. Крайне интересным представляется проследить, как от эпохи к эпохе трансформировался образ прекрасной женщины, а через эту трансформацию увидеть и изменение представлений о месте и роли женщины в общественном пространстве, а, следовательно, изменение и всей общественной структуры, поскольку отношения полов и те гендерные модели, которые существуют в определенном обществе, во много определяют его сущностью.
Особенно важными в этой связи являются переломные эпохи, в которые представления человека о мире меняются радикально. Такой эпохой для Европы стала эпоха модернизма (конец XIX – начало XX веков). Этот период характеризуется кризисом всех систем культуры: ценностно-ориентационных, морально-этических, художественно-эстетических, научно-познавательных. Это время новых научных открытий, переворота в сознании людей, приведшего к ощущению относительности всего существующего .
В этот же период радикально трансформируется и художественная традиция – появляется стиль модерн, который стал своеобразным переходным периодом от классики к современности. Этот стиль и характеризуется совершенно новой интерпретацией действительности в пространстве художественного творчества, поиском нового языка творческого выражения: иной видение действительности, человеческого тела, ощущение пространства и движения в нем человеческой фигуры.
Эпоха модернизма характеризуется и радикальной трансформацией представлений о женской красоте, о роли и месте женщины в обществе. Тот классический канон женского образа, который был сформирован в период Высокого Возрождения был практически полностью отринут, новое видение идеала женской красоты разрушило все предыдущие представления.
Одной из предпосылок подобной радикальной трансформации понимания «женского» стало феминистическое движение . Феминизм берет свое начало в период Великой Французской революции и включает, по мнению исследователей, три этапа развития. Первый – XVIII – первая половина XIX века; второй – вторая половина XIX – начало XX века (до начала Первой Мировой войны); третий период начинается в конце Второй Мировой войны и продолжается вплоть до сегодняшнего дня. На эпоху модернизма приходится вторая волна феминизма, которая в значительной степени повлияла на изменение образа женщины, в том числе и в пространстве художественной творчества.
Изменение видения женщины и женской красоты в эпоху модернизма представляет особый интерес, поскольку те новые установки, которые сформировались в этот период, во многом, определили дальнейшую трансформацию представлений о месте и роли женщины в обществе и продолжают свое существование и по сей день.
Таким образом, объектом данного исследования стало искусство модерна, а предметом — женские образы в искусстве модерна.
Цель работы – выявить основные аспекты трансформации женских образов в искусстве эпохи перехода от классики к модернизму.

Для периода эпохи модернизма характерны тенденции обновления и модернизации всех основ жизни общества. Эти явления связаны, в первую очередь, с чередом научных открытий, которые трансформировали основы общественного сознания. В результате обществу становиться необходимо принятие новых экономических, политических, социальных, а также культурных установок. Период конца XIX-XX века становится временем изменений в области человеческих отношений с государственной властью в рамках социально-экономической мировой революции.
Но чаще всего понятие «модернизм» анализируют с точки зрения именно искусствоведческой направленности. Данное направление представляет собой синтез религиозных, философских и культурологических характеристик. А, именно, для данного художественного направления характерен отказ от классических канонов в искусстве, от традиционных установок изображения действительности. Это течение представляет собой целую плеяду художников, архитекторов, скульпторов и др., которые привнесли в искусство иное видение реальности, которое трансформировало не только предметы обыденной действительности, но и образ женщины в современном мире.
Надо сказать, что основу художественной традиции в понимании женского образа заложили научно-философские и литературные труды многих видных деятелей. За эталон видения женской сущности мы берем эпоху Возрождения, стремление которой связаны с пониманием гармонии в обществе и в человеке. Это период становления идеологии гуманизма. Но, к сожалению, не смотря на то, что в центре всех гуманистических исканий был человек, вопрос женской индивидуальности был обойден стороной. Лишь в нескольких научных трудах-утопиях, в некоторых философских трактатах и литературных произведениях мы можем видеть женщину как участницу основных событий. Но даже эти работы скорее обожествляют и превозносят лишь внешние качества женщины, ее красоту, а внутренние характеристики не затрагиваются в этих работах. Похожая ситуация складывается и в художественном понимании женской сущности.
Эпоха Возрождения заложила основы классического женского образа в изобразительном искусстве. Используя религиозные и мифологические сюжеты, художники эпохи Возрождения выстроили идеал женского тела и пластики. На основе работ Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. мы можем создать основные характеристики женской сущности, которая, прежде всего, выражается в материнстве и семье. Утонченные и чувственные фигуры героинь эпохи Возрождения являлись эталоном художественного мира на протяжении многих последующих веков, вплоть да конца XIX века. Начиная с этого времени, женский образ кардинально трансформируется, что связано с рядом причин.
Во-первых, в этот период времени происходят изменения в общественной жизни, которые выражены в женской борьбе за свои права, которая имеет название феминизм. Данное движение характеризуется резким усилением как легальных, так и подпольных методов борьбы. Появляются множество организаций, кружков, а также научных, философских и литературных работ, отстаивающих права женщин на равноправное положение с мужчинами.
Во-вторых, начиная еще со времен промышленных революций, женщина постепенно становится частью производственного процесса, так как государству требуется много людских ресурсов. В итоге, женщина получает доступ к материальной основе, как в обществе, так и в своей семье, становясь при этом равноправной участницей общественного прогресса. Эпоха модернизма усилила данные тенденции, вступив в новую стадию научно-технического прорыва.
В-третьих, происходит изменения в ячейке общества под названием семья. Если ранее отношения между мужчиной и женщиной строились на контрактной основе, были подвержены традиционным и родовым элементам, то теперь в частной жизни появляются понятия «интимности» и личных пристрастий. Т.е. женщина и мужчина уже одинаково подвержены чувствам, которые ставят их обоих в зависимость друг от друга.
В результате всех этих факторов появляется абсолютно новый женский образ в творчестве художников, который можно охарактеризовать как «роковая женщина». Данную трансформацию женской красоты мы можем видеть в работах Э. Мунка, Г. Климта, А. Тулуз-Лотрека и др. Тем не менее, пережитки былых времен дают о себе знать в наличии противоположной интерпретации – «женщина – жертва», который присущ тем же авторам. Надо сказать, что эпоха модернизма включает в себя характер постоянных исканий и поисков, новых экспериментов.
Итак, эпоха модернизма стала временем становления женской индивидуальности и независимости. На протяжении многих веков женщина была «закабалена» под гнетом мужского авторитета, она ассоциировалась лишь в рамках частной жизни. Она была переходным элементов и лишь посторонним наблюдателем общественного процесса, а мужчина был основой и главным звеном этого процесса. Эпоха модернизма сделала женщину равноправным участником событий, заставив посмотреть на себя не со стороны мужской точки зрения, а своими собственными глазами, что в итоге приводит к кардинальной трансформации образа женского как в социально-общественной жизни, так и в художественной интерпретации.

  • Дата: Июнь, 2016
  • Скачать: http://adf.ly/1fLUOk

Узнайте стоимость вашей работ за 3 минуты!

Поиск в базе готовых дипломных работ.