Исследование эмоциогального состояния тревожности детей старшего дошкольного возраста

Исследование эмоциогального состояния тревожности детей старшего дошкольного возраста

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение
1 Тревожность дошкольников в связи с переходом из дошкольного учреждения в школу
1.1 Понятие тревоги,тревожности психолого-педагогической литературе
1.2.Виды тревожности
1.3 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста
2 Эмперическое исследование
2.1 Методы и методики изучения тревожности у дошкольников
2.2 Статусное положение детей с различными уровнями тревожности
Заключение

Исследование посвящено изучению взаимосвязи уровня тревожности в старшем дошкольном возрасте. рассмотрению методов и методик изучения тревожности.
Дошкольный возраст является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие; особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение.
Современная психолого-педагогическая теория обращает взор к внутреннему миру человека, его индивидуальности, стремится создать условия для более полного и продуктивного самовыражения личности в социуме. Установлено, что существует взаимосвязь между социальной активностью и состоянием эмоциональной сферы. Эмоции оказывают значительное влияние на самочувствие человека его отношение к внешнему миру. Каждый стремится быть уверенным в себе. Мы способны на многое, сильны и одарены творчески, но в состоянии беспокойства мы теряем присущую нам физиологическую и психическую энергию, бытие окрашивается в мрачные тона тревожности и дискомфорта, происходит искажение мотивов и ценностных ориентации, угнетается социальная, познавательная и творческая деятельность.
Проблемой тревожности в психолого — педагогической литературе занимались такие учёные как А.М. Прихожан, А.В. Петровский, Л.И. Божович, З. Фрейд и др.
Внимание и интерес к проблемам социализации личности, особенно к исследованию механизмов взаимодействия личности с обществом, привели социологов и психологов к необходимости более глубокого изучения влияния социальных и общественных факторов на поведение и самосознание личности. В связи с этим оказалось, что «роль» и «статус» как нельзя более удачно и адекватно могут быть использованы для описания и объяснения различных сторон того сложного процесса становления и развития личности в системе «личность — группа — общество», который и получил название «социализация личности».
Актуальность работы
В Современном обществе проблема тревожности дошкольников в связи с переходом из дошкольных учреждений в школу очень актуальна. Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к школе начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми Особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.
Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие; особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении в начальное образовательное учреждение.
Объект исследования : Дети старшего дошкольного возраста
Предмет исследования : Показатели эмоциогального состояния детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Исследование тревожности детей дошкольного возроста
Задачи :
— описать сущность понятия тревожности,
— Изучить причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
— Описать систему психодиагностических методик по определению уровня тревожности детей дошкольного возраста
— Экспериментально изучить особенности проявления тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями.
Анализируя литературу, мы встретили большое количество определений тревожности. Большинство авторов считают, что тревожность — это переживание тревоги, эмоционального неблагополучия. Данное состояние проявляется у большинства людей и в небольшой степени играет положительную роль.
Проблема диагностики детской тревожности требует особого внимания со стороны психологов, воспитателей, родителей, так как своевременное выявление ее симптомов, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволят предотвратить негативные проявления тревожности.
На основе теоретических и эмпирических исследований можно утверждать, что, представляя собой сложное явление, имеющее различные формы и виды, периодичность и степень проявления, не поддающееся однозначной оценке, тревожность может нести в себе как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.
В результате нам удалось выявить важные особенности тревожных детей.
Во-первых, это сравнительно высокий уровень обучаемости таких детей, что противоречит точке зрения учителей на них как на плохо обучаемых или совсем не обучаемых.
Во-вторых, неумение детей вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности.
В-третьих, отказ от решения задачи после неуспеха, причем неуспех связывается ими не с неумением решать ту или иную задачу, а с отсутствием необходимых способностей, что также типично для тревожных детей.
Кроме того, эту группу тревожных детей отличал достаточно низкий уровень самооценки, как общей, так и самооценки в деятельности Ребенок в такой ситуации выглядел полностью дезориентированным, он как бы терял всякие критерии правильного или неправильного ответа, правильного поведения.
Отметим, что для детей других школьных возрастов подобное поведение несвойственно. Можно полагать, что оно специфично именно для первых этапов обучения, когда тревожность возникает как реакция ребенка на непонимание им новых требований и невозможность ответить на них. Это явление во многом аналогично тому, которое Всемирная организация здравоохранения обозначила как «школьный шок».
Проявления высокой тревожности ребенка, сопровождаемое такими эмоциональными и психофизиологическими изменениями, как нарушение его самочувствия, сна, аппетита, игровой деятельности, общения со взрослыми и сверстниками и др., требует обязательного принятия мер психопрофилактики ее негативных последствий.
В работе с тревожными детьми, основной акцент должен быть сделан на том, что в младшем школьном возрасте одной из основных причин возникновения неадекватного поведения ребенка является тревожность. Далее была показана роль тревожности. Для плодотворной работы, для полноценной гармонической жизни определенный уровень тревожности необходим.
Мы выделили два направления при коррекции тревожности:
1 Работа с педагогическим коллективом
2 Работа с тревожными учащимися

Поиск в базе готовых дипломных работ.