Курсовая работа: Педагогические условия экономического воспитания старших дошкольников посредством сюжетно ролевой игры

Курсовая работа: Педагогические условия экономического воспитания старших дошкольников посредством сюжетно ролевой игры

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение
I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
1.1. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста как научно-методологическая проблема
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия экономического воспитания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
II. Эмпирическое исследование особенностей педагогических условий экономического воспитания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
2.1. Выявление уровня особенностей педагогических условий экономического воспитания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по экономическому воспитанию старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Заключение

В условиях возрастающей экономической самостоятельности современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. В новых экономических условиях современный ребенок становится полноправным участником социально-экономических процессов, что диктует необходимость воспитания с дошкольного возраста деятельных, самостоятельных, экономически грамотных граждан. Так, исследователи проблем экономического воспитания дошкольников Л.Н. Галкина, С.А. Козлова, Е.А. Курак, А.Д. Шатова считают необходимым выработку у детей нового, современного стиля мышления, отвечающего требованиям времени и являющегося базой дальнейшего воспитания личности. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от ребенка, то современные жизненные реалии настоятельно требуют формирования у дошкольников представлений об основах торгово-экономических и трудовых отношений. Исследования  А.Д. Шатовой свидетельствуют об ускорении темпов экономической социализации современных дошкольников: дети 6 – 7 лет не только знают, но и могут соотносить экономические понятия с соответствующими жизненными ситуациями. При этом важная роль отводится экономическому образованию в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Экономическое воспитание выступает одним из важнейших компонентов современной педагогической системы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время под экономическим воспитанием детей дошкольного возраста понимается педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности, усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.
По признанию Л.А. Голуб, С.А. Козловой, И.А. Сасовой, A.A. Смоленцевой, А.Д. Шатовой, дошкольный возраст является благоприятным для закладывания основ экономически грамотной личности. Чтобы сделать процесс познания социально-экономических категорий понятным для детей дошкольного возраста, система экономического воспитания дошкольников построена на использовании средств  и методов, доступных и интересных для ребенка. Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В этой связи сюжетно-ролевая игра как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста имеет неоценимое значение для его экономического воспитания. Отличительной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что их создают сами дети, а игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер, что определяет их роль и значимость в процессе знакомства с экономическими отношениями.  Наполнение сюжетно-ролевых игр экономическим содержанием позволит ребенку обогащать свой социальный опыт, познавать особенности трудовых взаимоотношений между людьми путем отражения различных сторон социально-экономической действительности в игровых сюжетах.
В научно-педагогической литературе представлены различные аспекты использования игры как средства экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Так, в дошкольной педагогике проблема экономического воспитания рассматривались как составная часть трудового воспитания в дошкольном образовательном учреждении, о чем свидетельствуют исследования Р.С. Буре, Р.И. Жуковской, Д.Б. Менджерицкой, С.А. Козловой и др.
В настоящее время решение данной проблемы осуществляется через реализацию экономического воспитания в единстве с нравственным и трудовым. В практике дошкольного обучения и воспитания реализуется ряд программ и технологий, направленных на экономическое воспитание детей: программа «Дошкольник и экономика», автор А.Д. Шатова, проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников, автор А.А. Смоленцева, программа экономического воспитания дошкольников Е.А. Курак и другие.
Так, первоначальное нравственно-экономическое образование как фактор экономической социализации ребенка, отражающий его отношение к материальным и духовным ценностям, проанализировано А.Ф. Аменд, А.Д. Шатовой. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников на основе нравственно-трудового воспитания раскрыто С.А. Козловой. Особенности формирования основ экономической культуры, параметры экономической деятельности дошкольников изучены Л.Н. Галкиной. В исследованиях Л.А. Голуб охарактеризованы способы формирования экономических понятий, их осознания и умения их использовать у детей старшего дошкольного возраста. Система экономического воспитания детей дошкольного возраста на основе сказки охарактеризована A.A. Смоленцевой. Особенности экономического воспитания детей в семье раскрыты И.А. Сасовой. Исследователи указывают, что соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В отечественной психолого-педагогической науке игра в дошкольном возрасте рассматривалась Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, А.П. Усовой как сложное психологическое явление, выступающее средством познания ребенком действительности и способствующее его психическому развитию. Фундаментальные положения об игре дошкольника как многоаспектном психологическом явлении, средстве познания ребенком действительности разработаны Л.С. Выготским, А.Л. Венгером, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным. Сюжетно-ролевая игра, в процессе которой дети в воображаемых ситуациях воспроизводят отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности, направлена на  усвоение важнейших социальных ролей и выработку навыков формального и неформального общения. Психолого-педагогические особенности сюжетно-ролевой игры, ее структурные компоненты, этапы и направления развития, раскрыты А.В. Запорожцем, В.С. Мухиной, Д.Б. Элькониным. Педагогические аспекты организации сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного образовательного учреждения исследованы Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселовой и др. По мнению Н.А. Коротковой, сюжетно-ролевой игре как самостоятельному виду деятельности дошкольников отводится незначительное временное пространство в режиме дня. Налицо необходимость обновления педагогических условий организации практики сюжетно-ролевой игры в воспитательном процессе дошкольного учреждения, и в ходе экономического воспитания дошкольников, в частности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема экономического воспитания дошкольников достаточно исследована в современной науке. Вместе с тем, такой аспект проблемы, как педагогические условия экономического воспитания детей посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), не являлись предметом отдельного научного исследования и остаются малоизученными.
Выявляется противоречие между практической потребностью использования сюжетно-ролевых игр как средства экономического воспитания дошкольников, и недостаточной разработанностью педагогических условий экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
— обогащение сюжетно-ролевых игр старших дошкольников экономически целесообразным содержанием;
— организация экономически воспитывающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
— взаимосвязь семьи и ДОУ в решении проблем экономического воспитания детей.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать экономическое воспитание детей дошкольного возраста как научную и методологическую проблему;
2) раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры в процессе экономического воспитания старших дошкольников;
3) обосновать педагогические условия экономического воспитания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры;
4) провести констатирующий эксперимент по изучению особенностей экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
5) реализовать  педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ документации.
2. Практические: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, метод математической обработки данных.
База исследования: МДОУ «Центр детского развития – детский сад № 123» г. Череповца.

Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников обусловлено социальным заказом, что закреплено ФГОС дошкольного образования. Уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание у детей чувства хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности, формирование представлений об элементарных экономических категориях и умений их непосредственного применения в различных видах деятельности. Такие экономические понятия, как труд, деньги, товар, являются содержательным материалом для формирования у старших дошкольников разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.
Сюжетно-ролевая игра в силу своих психолого-педагогических характеристик выступает важнейшим средством экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Моделируя в игре реальные жизненные ситуации на основе выстраивания квазиэкономических отношений в соответствующей игровой обстановке, дети постигают смысл труда, воспроизводят производственные и финансовые процессы взрослых и одновременно получают элементарный экономический опыт. Процесс общения детей друг с другом, со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления.
Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что экономическое воспитание старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры направлено на целостное усвоение экономических знаний, представлений, формирование умений социально-экономического поведения, воспитание экономически значимых качеств личности детей. В соответствии с этим, система экономического воспитания дошкольников включает когнитивный, поведенческо-деятельностный и эмоционально-ценностный компоненты.
Теоретическое исследование позволило уточнить особенности эффективной реализации экономического воспитания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, к которым относятся обогащение игровой практики детей экономически целесообразным содержанием в совокупности с решением нравственно-трудовых воспитательных задач, организация экономически развивающей предметно-пространственной среды, организация взаимодействия с родителями дошкольников.
Теоретические положения легли в основу проведенного экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Нами были подобраны диагностические методики по трем направлениям изучения:
-выявление уровня сформированности когнитивного, поведенческого и эмоционально-ценностного компонентов экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
-выявление уровня сформированности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
-выявление особенностей реализации педагогических условий экономического воспитания посредством сюжетно-ролевой игры в старшей группе ДОУ.
Экспериментальное исследование позволило нам сделать следующие выводы: у старших дошкольников экономические знания и умения сформированы частично, что проявляется в нечеткости, неконкретности экономических знаний и представлений, неумении использовать их в игровой или проблемной ситуации; дети не всегда проявляют экономически значимые качества бережливости, трудолюбия. Организация педагогических условий по экономическому воспитанию через использование сюжетно-ролевых игр в старшей группе ДОУ характеризуется отсутствием целенаправленности, планирования, систематичности в данной работе. В процессе организации взаимодействия с родителями дошкольников вопросы экономического воспитания детей не затрагиваются.
В результате полученных выводов мы разработали методические рекомендации для педагогов по экономическому воспитанию старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. Нами предложен проект работы для педагогов детского сада по экономическому воспитанию старших дошкольников посредством реализации комплекса сюжетно-ролевых игр, обогащенных экономическим содержанием, в совокупности с созданием предметно-пространственной экономической зоны для самостоятельного развертывания игр детьми, организацией взаимодействия с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников. Считаем, что реализация предложенного проекта позволит эффективно осуществлять экономическое воспитание старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, на основании чего можем считать гипотезу исследования теоретически доказанной.

Поиск в базе готовых дипломных работ.